Минэк оценит эффективность льгот для резидентов российских офшоров
Марина Белякова, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы по оказанию налоговых услуг компаниям ТЭК, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Оценка эффективности льгот – инструмент сравнительно новый, включаемые в него критерии выглядят разумно. Например, вполне понятно заинтересоваться, а используется ли в принципе льгота на практике и какой бюджетный и социальный эффект приносит, превышает ли этот эффект связанные налоговые расходы (то есть стоимость предоставления льготы для государства). При этом оценивать льготы, прямо не связанные с новыми инвестициями и производством, все равно довольно сложно, потому что прямой бюджетный эффект от них может оказаться сопоставимым с налоговыми экономиями, однако они все равно могут быть полезны, создавая занятость и стимулируя развитие регионов. При этом социально-экономический эффект можно оценить, например, через число новых рабочих мест, созданных в регионе. Но не очевидно, что эта цифра будет в полной мере и корректно отражать созданный эффект.
Льготы в САР выдаются при получении статуса МХК. Поэтому по количеству МК, получивших статус МХК, можно судить о востребованности льготы. Предполагаю, что за исключением отдельных ситуаций (льготы для зарубежных филиалов) даже при отмене послаблений МХК редомициляции в САР останутся популярны. Переходы в САР продиктованы сейчас в первую очередь неналоговыми факторами – санкционное давление, применение российских ограничений. Да и сами льготы, хоть и выглядят интересно, подойдут не всем. Для многих холдингов, переходящих в Россию, хорош и обычный российский холдинговый режим. Для финансовых компаний, работающих с международным периметром, налоговый фактор не выглядит как основной – важна правовая и практическая возможность проведения платежей, привлечения финансирования, а переход в Россию этому не способствует. Для инвестиционных компаний режим также не идеален, нужно владеть минимум 15% пакетами для получения налоговых преференций, это затруднительно. И проблема тут не в том, что пакет льгот не полный или плохой – скорее тут сложности в бизнес-кейсе, который подпадает под льготный пакет.