
Женское лидерство. Дело не в поле
Наталия Старыгина, партнер Б1, заместитель управляющего партнера и руководитель направления по работе с клиентами, руководитель программы «Деловые женщины»

Я согласна с выводом, что склонность к конкуренции в большей степени объясняется отраслевой спецификой, чем принадлежностью к полу.
В России доля женщин от общей численности населения достигает 54%, мужчин – 46%, при этом уровень занятости среди трудоспособных женщин составляет немного более половины, а среди мужчин – примерно 70%. В России мы наблюдаем неравномерное распределение мужчин и женщин по видам экономической деятельности и профессионально-квалификационным группам.
В российских компаниях есть положительный тренд с вовлечением женщин в управление, но ситуация пока далека от идеальной. По нашим данным, в советах директоров крупнейших российских компаний доля женщин, участвующих в их деятельности, всего 9%, а среди топ-менеджмента крупных российских компаний женщин – 14%. При этом женщины чаще занимают позиции, связанные с человеческим капиталом, пиаром и взаимодействием со СМИ, а также финансовой функцией.
Кроме того, женщины по сравнению с мужчинами в принципе склонны меньше конкурировать и рисковать, эти психологические качества влияют на выбор женщин профессии и сферы деятельности. В последние годы мы наблюдаем переход экономики от производства к сферам обслуживания и ИТ-технологиям, это приводит к значительным изменениям структуры традиционно «мужских» и «женских» видов деятельности. На мой взгляд, выбор модели поведения – конкурировать или сотрудничать – не зависит от пола и не имеет отраслевой принадлежности, а является исключительно выбором каждого человека.
На мой взгляд, готовность работать в подчинении у женщин, а также выбор модели поведения, конкурировать или сотрудничать, зависит исключительно от системы ценностей, которые используют сотрудники, принимающие управленческие решения. Ценности в организации работают, когда их разделяют сотрудники, а самое главное, ими руководствуются в повседневной корпоративной жизни. В Б1 мы руководствуемся ценностями, которые предполагают одинаковые возможности профессионального и личностного развития вне зависимости от гендерной принадлежности. В компании мы создаем культуру доверия, уважения, эффективного и честного взаимодействия.
Крупные российские компании уже внедряют программы, направленные на предоставление равных возможностей и заработной платы сотрудникам не зависимо от гендерной принадлежности. В нашей компании, например, мы соблюдаем гендерный баланс при найме, оценке персонала, продвижении по карьере и пересмотре компенсации, у нас есть программа развития карьеры и лидерских навыков для сотрудниц. А еще мы проводим конкурс «Деловые женщины», где в основе лежит идея развития женского предпринимательства и расширение возможностей карьерного роста среди женщин в корпоративном секторе. В 2021 году наша программа получила 2 место в номинации «Лучшая программа, способствующая обеспечению гендерного равенства» в проекте «Лидеры корпоративной благотворительности».