В Минэке призвали не считать Азию «тихой гаванью» от углеродного налога ЕС
Ольга Белоглазова, руководитель Московского энергетического центра Группы компаний Б1
Азиатские страны не отказываются от своих целей по достижению углеродной нейтральности, но временные рамки у них намного шире, чем на западе. Китай планирует прийти к ней в 2060 году, Индия – к 2070 году. В Китае уже ввели систему торговли выбросами в прошлом году на национальном уровне (подготовка заняла около семи лет). Индийское правительство следует аналогичным действиям соседа в части создания рынка торговли выбросами углерод для крупнейших источников выбросов в энергетической, сталелитейной и цементной промышленности (с марта текущего года велись консультации по ее созданию).
Появление аналогичного европейскому трансграничного углеродного регулирования выглядит целесообразным. Напомню, что одной из причин создания механизма в ЕС была протекционистская с целью обеспечения локальным производителям условий сопоставимых конкурентных условий с импортерами. В ЕС самый высокий уровень платежей за выбросы СО2 (не считая Великобританию), поэтому производителям из углеродоемких отраслей было бы не сладко в будущем на мировом рынке.
Сопоставлять эффект от трансграничных выплат в ЕС и в Азии еще рано, но скорее всего он будет меньше. Во-первых, в настоящее время в Китае в рамках системы торговли выбросами, где пока участвует только энергетика, стоимость тонны СО2-экв. в среднем была 8,7 долл. США за прошедшие месяцы 2022 года, а в ЕС – 80 евро в аналогичный период. Во-вторых, не забываем, что у Китая есть запас в 10 лет, а у Индии в 20 лет по сравнению с ЕС (цель последнего по достижению углеродной нейтральности к 2050 году). В таких условиях было бы нелогично со стороны законодателей азиатских стран создавать слишком жесткие условия для отраслей своих экономик. Т.е. вероятность достижения 100 евро за тонну СО2 к 2030 г., как ожидается в ЕС, достаточно низкая (по Китаю пока прогнозируется рост менее чем в три раза от текущего уровня удельного платежа).