Собрание по интересам
Ольга Вострикова, партнер Группы компаний Б1, группа по работе со страховыми компаниями и пенсионными фондами, департамент аудиторских и сопутствующих услуг
Экосистемы рассматриваются зачастую с позиции повышения частоты контактов с клиентом и, как следствие, расширения линейки продуктов и сервисов, приобретаемых им. В том или ином виде дополнительные сервисы включаются в программы практически всеми крупными игроками. В то же время выбор между построением своей полноценной экосистемы и включением в существующую других игроков связан с оценкой затрат и выгод, которая является необходимым предметом оценки при принятии решения о любом проекте.
Те игроки, кто уже входит в крупные группы, имеют в этом плане некоторое преимущество. Однако и для небольших игроков включение в экосистему может дать заметный стимул с точки зрения расширения существующей клиентской базы и повышения лояльности собственной. Основные сложности связаны в первую очередь с качественным подбором комплементарных сервисов, создающих дополнительную потребительскую ценность и не конкурирующих между собой, а также, конечно, с необходимостью значительных инвестиций в развитие экосистемы на первых этапах. Однако в целом тренд на развитие экосистем характерен для финансового рынка на текущий момент и, вероятно, все больше участников будут вовлекаться в такие проекты. Для потребителей услуг это создаст дополнительную клиентскую ценность, а для участников рынка – повысит лояльность клиентов и охват аудитории.