В России введут режим «параллельного импорта» для зарубежных патентов
Василий Маковкин, партнер Группы компаний Б1, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Несмотря на то, что механизмы принудительного лицензирования объектов интеллектуальной собственности в той или иной форме содержатся в Гражданском кодексе достаточно давно, на практике государство использует их довольно сдержанно. В пример можно привести выдачу разрешения на использование защищенных патентами изобретений для производства противовирусного препарата «Ремдесивир», которое было выдано во время пандемии.
Подкомиссия по вопросам использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов создается Правительством в рамках уже принятых нормативных актов: само поручение на создание подкомиссии дано в Указе Президента №122 от 15 февраля 2024 года, а методика определения размера компенсации правообладателю утверждена Правительством еще в 2021 году. Наличие критерия в виде прямого или косвенного владения государством более 75% в заявителе объяснить сложно, ведь в рамках статьи 1360 ГК возможно принудительное лицензирование не только в связи с обеспечением обороны и безопасности государства, но и в связи с охраной жизни и здоровья граждан. Разрешение на «Ремдесивир» выдавалось частной компании и было бы странно сейчас такую возможность исключить.
Правообладатель, который не согласится с выдачей такого разрешения, может оспорить как сам акт, которым будет выдано разрешение, так и постановление Правительства, которым утверждена методика определения размера компенсации.