
Минфин разъяснил порядок включения дивидендов в таможенную стоимость товаров
Вильгельмина Шавшина, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы услуг по таможенному регулированию и международной торговле

Триггером для начала контроля со стороны таможенных органов правильности заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров на предмет включения в нее сумм, распределенных в качестве дивидендов, может стать совпадение двух условий:
- Если сделка по ввозу товаров совершена участниками одной группы компаний
- Если доход российского покупателя формируется преимущественно за счет продажи импортируемых товаров
Взаимосвязанность компаний «порождает риск манипулирования» элементами стоимости товара, формирующими его таможенную стоимость, требующий минимизации со стороны таможенных органов, поэтому декларант должен доказать, что стоимость продукции сформирована «при обычном ходе торговли».
Представить документы, которые подтверждают, что приобрести этот товар на таких же условиях, могут и другие покупатели, у которых нет акционерных отношений с продавцом. Кроме того, декларант должен представить в таможенный орган методологию ценообразования экспортера.
Если таких доказательств не будет представлено, таможенный орган может прийти к выводу, что спорные платежи являются дивидендами лишь по форме, а по сути обеспечивают получение экспортером «части причитающегося ему дохода» от реализации ввезенных товаров. В этих ситуациях дивиденды должны включаться в таможенную стоимость, указано в письме. То же произойдет, если декларант не представит методологию ценообразования продавца.
Таможня со второй половины 2022 года начала кампанию по проверке импортеров на предмет занижения цены ввезенных товаров на сумму выплаченных за рубеж дивидендов. По общему правилу (п.9 ст.39 ТК ЕАЭС) такие спорные платежи, в случае если они не связаны с ввозимой продукцией, не включаются в ее таможенную стоимость. Но в конце 2022 года Верховный суд РФ (ВС) вынес решения, где впервые определил, при каких условиях возможен обратный подход. Позиция Минфина во многом повторяет выводы ВС, хотя в тех абзацах, где речь идет о включении неплатежей, поименованных в качестве дивидендов, а дивидендов как таковых, противоречит правовой позиции Верховного Суда РФ и Суда ЕАЭС, согласно которой дивиденды как таковые не включаются в таможенную стоимость.
Позиция Минфина может положительно сказаться на правоприменительной практике, полагает партнер Б1 Вильгельмина Шавшина. Сейчас таможенные органы не исследуют доказательства отсутствия влияния взаимосвязи на декларируемую таможенную стоимость товаров и условия приобретения товаров, а ограничиваются «презумпцией манипулирования ценой» исключительно на основании аффилированности сторон сделки. Зачастую в актах проверок эта формулировка выступает в качестве единственного аргумента.
Разъяснения должны поменять правоприменительный подход таможни, в том числе в части обязательного запроса таможнями вышеуказанных сведений. С другой стороны, таможенным органам рекомендовано оценивать наличие факта (а не риска) манипулирования ценой и обеспечивать анализ предоставляемых импортером документов обо всех существенных условиях приобретения товаров и их ценообразовании. Успех импортеров в доказывании своей позиции будет зависеть от усмотрения иностранного поставщика делиться информацией о методологии ценообразования и поставках в адрес иных лиц с раскрытием коммерческих условий таких сделок.
С точки зрения использования проверочных величин для доказательства отсутствия влиянии взаимосвязи на ЦФУ таможенному органу, как правило, могут быть предоставлен расчет проверочных величин на основе метода вычитания, которым нас, по сути ограничили в нарушение п.5 ст.39 ТК и п.15 Правил, утв. Решением ЕЭК №283. Более того, используя термин, что только тот же товар может быть приобретен независимым лицом на тех же условиях, что и декларантом (то есть идентичный), понимаем, что нас ограничили в доказывании через приобретение однородного товара на тех же условиях третьим (независимым) лицом. Поэтому уповать будем по-прежнему на суд.
Более того, несмотря на подчеркиваемую разность сфер регулирования таможенного и налогового Минфин применяет термин рыночность цен. Таможенное регулирование не оперирует данным термином. Институт таможенной оценки базируется на принципах отличных от налогового регулирования (п.15. Правил, утв. Решением ЕЭК №283):
В случае если в ходе проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом обнаружены признаки влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, и представленные декларантом документы и сведения, отражающие сопутствующие продаже обстоятельства, не устраняют такие обнаруженные признаки, то декларант имеет право представить документы и сведения, подтверждающие, что стоимость сделки с ввозимыми товарами близка к одной из проверочных величин.
В случае если декларант докажет, что стоимость сделки близка к одной из проверочных величин, то таможенный орган не должен требовать у декларанта представления документов и сведений, отражающих сопутствующие продаже обстоятельства, в целях доказательства отсутствия влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары. И наоборот, если представленные декларантом документы и сведения, отражающие сопутствующие продаже обстоятельства, подтверждают отсутствие влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, то таможенный орган не должен требовать у декларанта доказательства того, что стоимость сделки близка к одной из проверочных величин.
Это возможно сделать при наличии иных покупателей данных товаров, если импортер не является эксклюзивным. В случае же эксклюзивности, данная информация может иметь место быть только в части параллельного импорта. Но, поскольку у компаний нет доступа в таможенным базам, то , действительно, получить данную информацию возможно, по большому счету, в рамках судебного оспаривания по отдельному ходатайству. Или же, если продавец товара согласится раскрыть данную информацию.
Это практически не выполнимо. Вряд ли кто-то будет готов пойти по пути расчета проверочных величин на основе метода сложения и, соответственно раскрывать калькуляцию производителя, все дополнительные расходы до границы.
При этом согласно письму Минфин, декларант обязан подтвердить, что цена фактически уплаченная за товар сформирована при обычном ходе торговли, т. е. товары приобретены в рамках конкурентных рыночных условий, что предусматривает возможность приобретения этих товаров любыми иными заинтересованными лицами на тех же условиях, что и импортер-плательщик дивидендов, но без акционерных отношений. Если декларант не использует проверочные величины, установленные пп. 2 п. 5 ст. 39 ТК ЕАЭС, для доказательства отсутствия влиянии взаимосвязи на ЦФУ таможенному органу представляются дополнительные документы и сведения для изучения сопутствующих продаже обстоятельств. Допускаем, что в качестве доказательств может быть использована любая информация и документы, включая пояснения производителя (продавца), заключения независимых экспертов и т.п.
Также теоретически одним из источников информации для изучения сопутствующих продаже обстоятельств может являться документация о трансфертном ценообразовании, касающееся сделки. Для таможенных целей подтверждение ТЦО документацией, например, может быть использовано для того, чтобы продемонстрировать, что:
- Рассматриваемая цена товаров установлена исходя из обычной ценовой практики
- Рассматриваемая цена товаров установлена таким же образом, каким продавец устанавливает цены товаров при продажах покупателям, не являющимся взаимосвязанными с этим продавцом
- Рассматриваемая цена товаров обеспечивает покрытие всех расходов и получение прибыли, соответствующей обычной прибыли продавца за достаточно представительный период времени (например, на среднегодовом уровне) при продаже товаров того же класса или вида
Но тут также возникает риск того, что таможенная система может оказаться не готова оценивать сложную экономическую информацию.
Поэтому, с одной стороны, бизнес приветствует издание письма Минфина, направленного на разрешение сложившейся ситуации, с другой – готовит новое обращение, направленное на устранение указанных противоречий.
 (1).jpg)
Вильгельмина Шавшина
Партнер Б1
Руководитель группы таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса. Эксперт в области таможенного регулирования и международной торговли. Принимает активное участие в рабочих группах и на пространстве бизнес-площадок
Связаться
Другие комментарии
Посмотреть все.jpg)
Чего ждут «ждуны»: стоит ли сейчас покупать машину
Василий Иллювиев, партнер Группы компаний Б1, департамент консалтинга, технологий и транзакций
24.04.2025
.jpg)
Жизнь застрахуют по долям
Татьяна Самсонова, партнер Группы компаний Б1, департамент аудиторских и сопутствующих услуг
24.04.2025
 (1).jpg)
Российские банки начали снижать ипотечные ставки
Геннадий Шинин, партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по оказанию услуг компаниям финансового сектора
16.04.2025
 (1).jpg)
Страховщики не спешат запускать долевое страхование жизни
Татьяна Самсонова, партнер Группы компаний Б1, департамент аудиторских и сопутствующих услуг
02.04.2025
 (1).jpg)
ЦБ добавил выплат страховщикам
Татьяна Самсонова, партнер Группы компаний Б1, департамент аудиторских и сопутствующих услуг
14.04.2025

Оценка стоимости российских компаний выросла второй год подряд
Юлия Загорнова, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы по оказанию услуг в области слияний и поглощений
02.04.2025
 (1) (1).jpg)
Бизнес ищет ресурсы в данных
Юрий Денисов, партнер Группы компаний Б1, департамент консалтинга, технологий и транзакций
27.03.2025
 (1).jpg)
Выплаты топ-менеджерам банков выросли почти на 63%
Геннадий Шинин, партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по оказанию услуг компаниям финансового сектора
26.03.2025
 (1).jpg)
Как привлечь капитал в компанию
Антон Устименко, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы по оказанию услуг компаниям сектора технологий, медиа и телекоммуникаций
19.03.2025
 (1).jpg)
Посредственный рост страхования
Татьяна Самсонова, партнер Группы компаний Б1, департамент аудиторских и сопутствующих услуг
17.03.2025