Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
back

Экспорт российских товаров в Китай с начала года превысил $65 млрд

Вильгельмина Шавшина, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы услуг по таможенному регулированию и международной торговле

avatar

Общая информация про товарооборот России и Китая

Товарооборот России и Китая уверенно растет, несмотря на изменения на международной арене в последние годы. В 2024 году торговля между двумя странами продолжает сохранять хорошие темпы развития – с января по июнь товарооборот достиг $116 млрд, что на 1,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

По итогам 2023 года объем двусторонней торговли достиг $240,11 млрд, что демонстрирует увеличение торговли на 26,3%. К слову, Россия рассматривает достижение амбициозной цели – увеличение товарооборота с Китаем до $300 млрд к 2030 году. 

Этот рост обеспечивается в некоторой степени и позитивными тенденциями в части экспорта из России в Китай. Так, импорт российской продукции по итогам 2023 года увеличился на 12,7%. Примечательно, что в 2023 году доля Китая в структуре внешней торговли России составила порядка 33%, в то время как в 2013 году отмечалась на уровне 10%. 

Структура экспорта товаров из России в Китай

Структура экспорта в Китай в 2022-2023 годах и в первом полугодии 2024 года в целом остается традиционной: лидируют энергоносители (нефть, природный газ и уголь) и поставляются некоторые виды сырья (в частности, медь). Эти ресурсы являются основными факторами роста товарооборота между двумя странами. Сохранение тенденции с доминирующими энергоресурсами вызвано в том числе переориентацией российского экспорта с рынков недружественных стран.

Несмотря на традиционность структуры российского экспорта в 2022-2023 годах и первом полугодии 2024 года, нельзя не отметить некоторые позитивные тенденции в части несырьевого экспорта в Китай. Так, например, по итогам 2023 года вдвое увеличились поставки растительного масла (основные объемы пришлись на подсолнечное и рапсовое масло). Из интересного: увеличился экспорт российского мороженого. Согласно данным официальных китайских ведомств, в первом квартале 2024 года Россия экспортировала в Китай более 276 тонн мороженого, что в почти в 5 раз больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

По мнению экспертов, с точки зрения дальнейшей оптимизации товарооборота необходимо наращивать экспорт из России в Китай продукции сельского производства, а также иных несырьевых товаров. 

Вопросы на перспективу

Для дальнейшего развития экспорта товаров из России в Китай необходимо расширение номенклатуры несырьевых товаров, грамотное позиционирование российской продукции, маркетинг, который будет выстроен с учетом особенностей менталитета Китая и, конечно, обеспечение узнаваемости качества российской продукции. В контексте всех геополитических и иных перестроек важно также вовремя реагировать на трудности, связанные с логистикой из-за увеличения нагрузки на маршруты перевозки товаров.

Подводя итог, отметим, что растущий в 2022-2024 годах товарооборот между Россией и Китаем (и увеличение российского экспорта в Китай, в частности) — это результат долгосрочного стратегического сотрудничества, которое будет продолжать формировать благоприятный ландшафт для ведения российского бизнеса в последующие годы. 
 

29 июля 2024 г.

Ведомости

Подробнее

Другие комментарии

Посмотреть все