Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
back

Налоговики хотят контролировать больше сделок для борьбы с выводом прибыли из России

Юрий Михайлов, директор Группы компаний Б1, группа услуг в области трансфертного ценообразования финансовых сделок и институтов финансового сектора, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

avatar

Законопроект приведет регулирование ТЦО в России в еще большее соответствие с международной практикой и рекомендациями ОЭСР по ТЦО. «Действующее российское законодательство о ТЦО, которое было принято в 2012 году, является еще довольно мягким по сравнению с другими странами. В большинстве стран мира средняя глубина проверок ТЦО — 5,5 лет, а в некоторых странах практически бессрочные», — сообщил Юрий Михайлов.

Так, налоговая служба США (IRS) по результатам последней проверки за период с 2004 по 2013 хочет доначислить Microsoft Corp. 28,9 млрд долларов США плюс пени и проценты. «В 2012 году, когда изменились и появились новые правила регулирования трансфертных цен, тоже было много критики и комментариев со стороны бизнеса и экспертного сообщества, включая опасения, что уйдут иностранные инвесторы. Но компании успешно адаптировались, выстроили внутренние процессы ТЦО и продемонстрировали высокий уровень ТЦО риск-менеджмента и комплаенса, которые по степени методологической проработки и детализации даже выше, чем в некоторых иностранных государствах». 

Требование предоставлять более детальные различные виды отчетности по ТЦО должно еще больше улучшить совместный диалог бизнеса и ФНС по анализу рисков ТЦО, а также позволит налоговым органам лучше оценивать эти риски, прежде чем открывать проверки ТЦО. Сейчас ФНС может открыть проверку в том случае, когда не может детально разобраться в сделке и получить необходимую и полную информацию в рамках предпроверочного анализа. Орган запрашивает у компаний массу данных и информации в рамках проверок ТЦО, что может отнимать время у всех участников процесса. «Если же бизнес будет сразу подавать более подробную отчетность ТЦО в предусмотренном формате, то ФНС сможет сконцентрироваться на наиболее рисковых сделках, где высока вероятность доначислить налоги, и проверки станут более точечными. Конечно же, законопроект преследует и фискальную цель — повысить собираемость налогов и предотвратить вывод налоговой базы из страны».

Законопроект предлагает обязать экспортеров раскрывать цены, показатели рентабельности зарубежных контрагентов и условия реализации товаров из перечня Минпромторга по всей цепочке поставок.

«Налоговые органы исторически желают знать, по каким ценам экспортеры поставляют товары за рубеж и сколько составляет маржа иностранных трейдеров. Большинство компаний считают и анализируют рентабельность как для управленческих, так и других целей. Если они будут делиться этой информацией с ФНС, то налоговые органы смогут заранее оценить риски ТЦО и не открывать проверки ТЦО, если в этом нет необходимости и отсутствуют риски ТЦО».

Раньше ФНС узнавала информацию о том, по каким ценам иностранные трейдеры продали российские товары конечным потребителям, у коллег за рубежом. Но теперь некоторые западные страны игнорируют запросы ФНС. «Проще сперва получить данные о зарубежной взаимозависимой компании у российской организации, чем инициировать процесс и запрашивать у иностранцев, что затянет процесс», — подчеркивает Михайлов. — «Штрафы за нарушения в области ТЦО безусловно вырастут». 

Хотя признание занижения цены скрытыми дивидендами в 15% налогом также соответствует международной практике.
 

30 октября 2023 г.

Forbes

Подробнее

Другие комментарии

Посмотреть все