Tax Messenger
Разграничение рекламы и информации: Правительство установило новые критерии
07.08.2025 г.
В конце июля 2025 года вступило в силу Постановление № 1087 «Об утверждении критериев отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» («Постановление № 1087») – документ, который еще на стадии обсуждения вызвал особый интерес у бизнеса.
Напомним, что вопросы подобной квалификации стали более важными для всех субъектов рынка в 2025 году в связи с:
- Введением с 1 апреля сбора с доходов, полученных за оказание услуг по распространению рекламы в Интернете (далее – «рекламный сбор»). Детальный разбор порядка и особенностей обложения операций рекламным сбором представлен в нашем алерте.
- Невозможностью с 1 января учитывать расходы на Интернет-рекламу, направленную на российских потребителей, в базе по налогу на прибыль в случае несоблюдения предусмотренных требований законодательства в отношении маркировки рекламы, статуса информационного ресурса и владельца информационного ресурса.
Обзор ключевых положений Постановления
Так, Постановление № 1087 устанавливает критерии отнесения к рекламе информации, распространяемой на следующих ресурсах в сети Интернет:
-
Маркетплейсы и иные онлайн-платформы, интернет-магазины: ресурсы, которые предоставляют потребителю в отношении товаров / услуг возможность одновременно ознакомиться с предложением, заключить договор купли-продажи / договор возмездного оказания услуг и произвести предварительную оплату.
-
Классифайды: ресурсы, (i) предназначенные для организации взаимодействия пользователей между собой в целях купли-продажи имущества, выполнения работ, оказания услуг, поиска работы и подбора работников, за счет предоставления пользователям возможности самостоятельно размещать соответствующие объявления, тематически сгруппированные в зависимости от содержания таких объявлений, и самостоятельно обращаться по таким объявлениям, (ii) доступ к которым в течение суток составляет более 100 000 пользователей, находящихся на территории России.
-
Социальные медиа: ресурсы, предназначенные для предоставления и распространения пользователями информации через их персональные страницы, доступ к которым в течение суток составляет более 500 000 пользователей, находящихся на территории России.
-
Поисковые системы: информационные системы, осуществляющие по запросу пользователя поиск в сети Интернет информации определенного содержания и предоставляющие пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети Интернет для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах, принадлежащих иным лицам, за исключением информационных систем, используемых для осуществления публичных полномочий, установленных федеральными законами (оказание государственных услуг и т.п.).
Информация, распространяемая на таких ресурсах, относится к рекламе, если она одновременно:
-
Направлена на привлечение внимания к товару (работе, услуге), средству индивидуализации, изготовителю или продавцу, результатам интеллектуальной деятельности либо мероприятию и формирование или поддержание интереса к ним и продвижение на рынке.
-
Не носит характер справочно-информационных или аналитических материалов.
-
Является объявлениями физических лиц или юридических лиц, связанными с осуществлением предпринимательской деятельности; к таким объявлениям не относятся сообщения о безвозмедной передаче вещей, продаже физическими лицами вещей для личного потребления, отзывы (суждения, мнения), размещенные в специальных разделах сайта, объявления работодателей о приеме на работу, без размещения сведений, привлекающих внимание к конкретному товару (работе, услуге), лицу.
При этом справочно-информационными или аналитическими материалами будут считаться:
-
Результаты поисковой выдачи, предоставляемые выше упомянутыми поисковыми системами по запросу пользователей, независимо от способа и формы предоставления.
-
Информация, включенная в каталог товаров (работ, услуг), сгруппированная по определенным рубрикам без нарушения визуального единообразия.
-
Информация о товарах (работах, услугах), выставках и подобных мероприятиях, размещенная на ресурсе производителя таких товаров (лица, выполняющего работы, оказывающего услуги), организатора мероприятий.
-
Справочно-информационные материалы о товарах (работах, услугах) и (или) продавцах / производителях таких товаров (лицах, выполняющих работы, оказывающих услуги), которые предоставляются пользователю с применением рекомендательных технологий.
-
Личное мнение или отношение к какому-либо товару (работе, услуге) пользователей, социальных медиа, размещаемые на их персональных страницах, если информация не формирует интерес к ним, в том числе за счет чрезмерного описания товара (работы, услуги), их достоинств, призывов к покупке.
Мы видим, что Постановление № 1087 стало логическим продолжением подходов, сформированных в практике Федеральной антимонопольной службы РФ и в целом отвечает ранее выработанным позициям. Положительным для рынка стало упоминание, что единообразные каталоги товаров (работ, услуг), размещаемые на Интернет-ресурсах, не признаются рекламой.
В то же время на практике значимую роль играют субъективные нюансы толкования в отношении конкретных размещаемых материалов. Мы рекомендуем оценивать, формируют ли содержание и формат публикуемого креатива повышенный интерес к конкретному товару (работе, услуге) и отвечает ли такой креатив иным критериям рекламы, вычет расходов на которую может быть ограничен для целей налога на прибыль.
Разграничение рекламы и информации продолжает быть одним из ключевых вопросов рекламного регулирования и непосредственно влияет на фискальную и административную нагрузку участников рекламного бизнеса. В связи с этим важно регулярно отслеживать используемые компанией подходы к учету и документированию операций, связанных с рекламой и продвижением, и предпринимать необходимые меры для соблюдения требований отраслевого и налогового законодательства и снижения потенциальных рисков.
Чем может помочь Б1?
Команда Б1 имеет обширный опыт поддержки клиентов по вопросам юридического и налогового сопровождения деятельности, связанной с рекламой и продвижением. Мы будем рады помочь вам по любым смежным аспектам, включая:
- Анализ материалов, размещаемых компанией в сети Интернет, с целью определения, какие из них относятся к рекламе
- Разработку договоров, связанных с публикацией рекламы в сети Интернет
- Анализ подхода компании к учету расходов, понесенных на услуги по распространению Интернет-рекламы, с точки зрения соответствия налоговому законодательству
- Анализ договоров и формируемых к ним иных документов с целью отражения следующих аспектов:
- Какие услуги по договору подпадают под обложение рекламным сбором
- За каким участником цепочки закрепляется обязанность по уплате рекламного сбора; положения об ответственности участников цепочки за неисполнение обязательств по уплате рекламного сбора и возмещение убытков другим участникам в случае получения претензии со стороны Роскомнадзора о неуплате сбора
- Настройку внутренних процессов компании для выполнения комплаенс-требований, связанных с рекламным сбором (подготовка ответов на уведомления Роскомнадзора, проверка расчетов и предоставление пояснений и пр.), и иных требований отраслевого и налогового законодательства
- Ежедневную поддержку по вопросам юридического регулирования и налогообложения операций по рекламе и продвижению.
АВТОРЫ
Наталья Хобракова
Партнер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Василий Маковкин
Партнер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Герда Аракчеева
Старший юрист Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Василиса Асанова
Старший менеджер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Полина Быченок
Юрист Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Посмотреть все
Новое требование: согласия на обработку персональных данных необходимо получать отдельно
24 июня 2025 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 156-ФЗ «О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В числе положений Закона содержатся новые требования к сбору согласий субъектов на обработку персональных данных – с 1 сентября 2025 года Согласия должны быть получены отдельно от прочих документов.
03.07.2025
Реклама на запрещенных ресурсах: какие запреты вводятся с 1 сентября 2025 года
7 апреля 2025 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 72-ФЗ «О внесении изменений в ст. 12 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и ФЗ «О рекламе», которым вводится запрет размещения рекламы на ряде площадок.
08.04.2025
Рекламный сбор: предложены детали исчисления и уплаты
26 марта 2025 Минцифры опубликовало проект постановления Правительства РФ «Об утверждении особенностей исчисления и уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 статьи 18.2 Федерального закона «О рекламе», и порядка осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты таких отчислений». Целью Проекта постановления является внесение деталей в правила исчисления и уплаты рекламного сбора, а также установление порядка мониторинга своевременности уплаты рекламного сбора участниками рынка.
28.03.2025
Новые правила по локализации персональных данных граждан РФ
28 февраля 2025 г. опубликован Федеральный закон № 23-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который меняет формулировку требования о локализации персональных данных российских граждан. Новые положения вступят в силу 1 июля 2025 г.
06.03.2025
Введены отчисления за распространение рекламы
Совет Федерации РФ одобрил законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» , который вводит отчисления за распространение рекламы в интернете. Предполагается, что нормы об отчислениях вступят в силу с 1 апреля 2025 года.
23.12.2024