Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Tax Messenger

Введены отчисления за распространение рекламы

23.12.2024 г.

Поделиться

Совет Федерации РФ одобрил законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – «Законопроект»)[1][2], который вводит отчисления за распространение рекламы в интернете. Предполагается, что нормы об отчислениях вступят в силу с 1 апреля 2025 года.

Изначально Законопроект регулировал распространение рекламы кредитов и займов и вводил обязательное информирование потребителей о необходимости ознакомиться со всеми условиями предоставления данных финансовых услуг[3]. Однако на финальных этапах рассмотрения Законопроекта в Государственной Думе РФ в него были внесены изменения, которые ввели новый вид обязательного платежа, обладающего фактически всеми признаками налога/сбора, предусмотренными ст. 17 НК РФ. 

Отчисления будут уплачиваться в федеральный бюджет. Целью их введения обозначено: 

  • оказание мер государственной поддержки правообладателям программ для ЭВМ или баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, и
  • обеспечения поддержки развития и функционирования информационных ресурсов, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

Основные элементы платежа

Законопроект вводит в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – «Закон о рекламе») новую статью 18.2 под наименованием «Обязательные отчисления за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»»

Статья 18.2 устанавливает основные элементы нового платежа:

Механизм агентирования

Законопроект предусматривает механизм исчисления и уплаты платежа, аналогичный налоговому агентированию, в случае, когда распространение рекламы осуществляется иностранными лицами: иностранной организацией, иностранным гражданином или лицом без гражданства. В этом случае российский рекламодатель, заключивший договор с иностранными лицами на распространение в интернете рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей в РФ, «выступает лицом, на которое возложены обязанности по исчислению и удержанию из денежных средств, выплачиваемых иностранному лицу, с которым заключен договор, денежных средств, перечисляемых в федеральный бюджет в качестве обязательных отчислений».

Примечательно, что российским рекламодателем, обязанным исполнить функции агента по удержанию платежа, признаны не только российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и обычные граждане РФ. Это существенно отличается от аналогичных правил налогового агентирования по налогу на прибыль и НДС, где обязанности налогового агента ни при каких обстоятельствах на обычных физических лиц не возлагаются.

Возложение обязанности по уплате на посредников

Кроме того, Законопроект возлагает обязанность по исчислению и уплате платежа также на следующих посредников:

  • лица, осуществляющие действия в целях распространения рекламы в интернете по поручению и за счет рекламодателя и (или) рекламораспространителя,
  • лица, оказывающие услуги по распространению рекламы в итернете в интересах рекламодателя и (или) рекламораспространителя.

База расчета обязательных отчислений для таких лиц определена как доход, полученный в течение квартала от осуществления действий в целях распространения рекламы в интернете по поручению и за счет рекламодателя и (или) рекламораспространителя или от оказания услуг по распространению рекламы в интернете в интересах таких рекламодателя и (или) рекламораспространителя.

Льготы

Законопроект освобождает от обязательных отчислений распространение рекламы на следующих ресурсах:

  • на сайтах, принадлежащих вещателям телеканалов и (или) радиоканалов, информационным агентствам,
  • на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, редакции и (или) учредители которых учреждены государственными или муниципальными органами и организациями либо в их уставном (складочном) капитале имеется доля (вклад) РФ, субъекта РФ или муниципального образования, либо которые получали бюджетные ассигнования из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или местного бюджета на функционирование СМИ (в том числе в форме субсидий) и т.п.
  • на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и телеканалах, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории РФ.

Неурегулированные и спорные моменты

Исчисление платежа

Законопроект устанавливает, что исчисление обязательных отчислений будет осуществляться Роскомнадзором на основании информации, предоставленной ему в соответствии со статьей 18.1 Закона о рекламе. Эта статья обязывает рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем, разместивших в интернете рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей в РФ, предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в Роскомнадзор. Однако из Законопроекта окончательно не ясно, будет ли это исчисление Роскомнадзором производится так же, как сейчас налоговыми органами осуществляется исчисление земельного, имущественного и транспортного налога для физических лиц, либо плательщики будут самостоятельно осуществлять исчисление налога. В пользу последнего варианта говорит то, что состав информации, предоставляемой рекламодателями, рекламораспространителями и операторами рекламных систем в Роскомнадзор[4], не содержит такого показателя, как доход от распространения рекламы, который является базой для исчисления платежа. То есть Роскомнадзор не обладает основной информацией для исчисления сбора.

Определение дохода

Законопроект не уточняет, что понимается под доходом в целях исчисления обязательного платежа – выручка или прибыль (т.е. выручка, уменьшенная на расходы) от распространения рекламы. В случае признания доходом выручки, это может привести к двойному обложению дохода от распространения рекламы в интернете – как в составе доходов рекламораспространителей и операторов рекламных систем, так и в составе доходов привлечённых ими посредников[5].

Момент признания дохода

Законопроект не устанавливает, когда доход от распространения рекламы следует считать полученным для целей обложения его обязательными отчислениями – на момент, когда услуги оказаны и рекламораспространитель вправе требовать их оплаты от заказчика (т.е. по методу начисления), или на момент, когда они не только оказаны, но и фактически оплачены (т.е. по кассовому методу).

Регулирование актом Правительства РФ

Законопроект делегирует полномочия по установлению некоторых обязательных элементов платежа Правительству РФ, устанавливая, что «особенности исчисления и уплаты обязательных отчислений, порядок осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты таких обязательных отчислений устанавливаются Правительством РФ». Вероятно, подзаконный акт Правительства РФ уточнит недостающие элементы платежа: 

  • база для исчисления отчисления (выручка или прибыль);
  • момент признания дохода;
  • срок уплаты;
  • и т.д.

К числу неурегулированных моментов, которые, видимо, будут отражены в акте Правительства РФ, относятся также вопросы исчисления пени за несвоевременную уплату отчисления за рекламу и штрафа (либо иной ответственности) за его неуплату. 

Отнесение к рекламе иной информации

Спорным моментом является норма о том, что «Правительство РФ определяет критерии отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных информационных ресурсах в интернете». По-видимому, это означает возможность отнесения к рекламе для целей уплаты обязательных отчислений информации, не признаваемой таковой на основании Закона «О рекламе», но относимой к рекламе на основании акта Правительства РФ.

Последствия для плательщиков отчислений

Вводимые отчисления за распространение рекламы в интернете имеют основные признаки налога / сбора, предусмотренные ст. 17 НК РФ, предоставляя основания рассматривать его по сути реинкарнацией прежнего налога на рекламу, предусматривавшегося Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»[6]. Примечательно, что ранее законодатель вновь ввёл курортный сбор (туристический налог), который также предусматривался старым законом. Однако отчисления на рекламу воспроизведены не в виде налога, а в виде нового парафискального платёжа, уплачиваемыми в федеральный, а не региональный бюджет. Изменения повышают фискальную нагрузку для лиц, занимающихся распространением рекламы в интернете, в дополнение к введённым ранее ограничениям на признание рекламных расходов в интернете[7].

Многие вопросы, связанные с новым платежом, ещё окончательно не урегулированы и требуют уточнения и, вероятно, обсуждения с Роскомнадзором и Правительством РФ для заполнения пробелов и неопределённостей.

Специализированная команда Б1 готова помочь сориентироваться в нюансах, применимых к вашей ситуации, и выработать обоснованную налоговую позицию. В частности:

  • мы можем провести диагностику влияния вышеуказанных изменений в законодательстве на деятельность организации / группы и помочь подготовиться к ним;
  • оценить применимость налоговых и иных льгот и помочь в их использовании в соответствии с законодательством и правоприменительной практикой;
  • помочь во взаимодействии с налоговыми органами и иными регуляторами для разъяснения норм законодательства.

АВТОРЫ

Наталья Хобракова

Наталья Хобракова

Партнер Б1

Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Виктор Архипов

Виктор Архипов

Менеджер Б1

Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Показать ссылки

ДРУГИЕ ОБЗОРЫ
Посмотреть все