Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Tax Messenger

Очередная корректировка налогообложения в сфере ИТ

02.12.2024 г.

Поделиться

27 ноября 2024 года Президент РФ подписал два закона, где затрагивается налогообложение ИТ-отрасли: 

  • Закон № 416-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — «Закон № 416-ФЗ»)[1],
  • Закон № 417-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — «Закон № 417-ФЗ»)[2].

Изначально целью Закона № 416-ФЗ, как следует из Пояснительной записки к Законопроекту № 746277-8[3], являлось «приведение положения Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в области регулирования табачной продукции»[4].

Однако по результатам рассмотрения в Федеральном Собрании РФ текст Закона № 416-ФЗ претерпел кардинальные изменения, которые также напрямую затрагивают и налогообложение в сфере ИТ, о чем мы пишем далее.

Основные изменения

1. Повышение ставки страховых взносов

Повышается ставка страховых взносов для ИТ-организаций и организаций радиоэлектронной промышленности с 0 до 7,6% в отношении выплат сверх предельной базы.

2. Введение пониженной ставки налога для организаций радиоэлектронной промышленности

Установлено, что пониженная ставка налога на прибыль 8% для организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, введена на период 2025-2027 годы. Она уплачивается в федеральный бюджет[5].

3. Введение льготной ставки при продаже акций/долей ИТ-организаций

Вводится ставка налога на прибыль 5% на доходы от продажи акций / долей ИТ-организаций (если к таким доходам не применима ставка 0%, например, ранее 5-летнего срока владения) при одновременном выполнении 3 условий:

  • на дату продажи акции / доли ИТ-организации непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более 3 лет;
  • российская недвижимость в составе активов продаваемой ИТ-организации не превышает 50% по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации (от выполнения этого условия освобождена продажа акций ИТ-организации, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, если в течение налогового периода продаётся менее 1% от общего количества акций);
  • ИТ-организации, в которых продаются акции / доли, уплачивали страховые взносы в предшествующем расчетном периоде «в размере, установленном п. 2.2 ст. 427 НК РФ». То есть 7,6% для выплат в рамках предельной базы и 0% для выплат сверх предельной базы.

Одновременно в п. 2.2 ст. 427 НК РФ вносятся изменения, ограничивающие период применения указанной в ней льготной ставки только 2023-2024 годами. Для выплат с 2025 года вводится новый п. 2.2-1 ст. 427 НК РФ, где ставка страховых взносов для ИТ-организаций на выплаты в рамках предельной базы осталась прежней — 7,6%, а сверх предельной базы повышена с 0 до 7,6%.

Мы полагаем, что по совокупности эти изменения по сути ограничивают 2025 годом применение льготной 5% ставкипоскольку только в этом случае будет выполняться третье условие, а именно исчисление продаваемой ИТ-организацией страховых взносов в предыдущем расчетном периоде в размере, предусмотренном п. 2.2 ст. 427 НК РФ. В последующие периоды будет применяться новая ставка в размере, предусмотренном п. 2.2-1 ст. 427 НК РФ, что не позволит удовлетворять данному условию.

Из контекста Закона № 416-ФЗ непонятно, было ли данное ограничение намеренным. Будем следить за последующими разъяснениями и законодательными инициативами в отношении применения указанной льготной ставки.

4. Введение ограничений на признание рекламных расходов в сети «Интернет»

Среди иных значимых изменений — запрет на учёт в целях налога на прибыль рекламных расходов в сети «Интернет», если:

  • информация о такой рекламе не была предоставлена в Роскомнадзор рекламодателями, рекламораспространителями и операторами рекламных систем в соответствии с требованиями законодательства о рекламе (ст. 18.1 Закона «О рекламе»), либо
  • реклама распространена на информационном ресурсе, доступ к которому ограничен в соответствии с законодательством РФ, или
  • реклама распространена на информационном ресурсе иностранного лица, не исполнившего требования, запреты и ограничения, предусмотренные законодательством РФ.

Обращает на себя внимание, что аналогичное ограничение на применение вычета НДС по затратам на рекламу в «Интернете» при несоблюдении указанных требований рекламного законодательства установлено не было. Однако на практике налоговые органы склонны увязывать вычет НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) с признанием затрат на их приобретение в составе признаваемых расходов по налогу на прибыль.

Последствия для налогоплательщиков

Изменения повышают фискальную нагрузку в части страховых взносов ИТ-организаций и организаций радиоэлектронной промышленности. При этом введение льготной ставки 5% для доходов от продажи акций / долей ИТ-организаций, выглядит как имеющее ограниченный и разовый характер, применимый только к доходам от продажи акций / долей ИТ-организаций в 2025 году.

Налогоплательщикам, приобретающим рекламу в «Интернете», следует ввести дополнительную процедуру проверки соответствия приобретаемой рекламы требованиям законодательства о рекламе для решения вопроса о включении затрат на такую рекламу в состав признаваемых расходов по налогу на прибыль и исключения риска оспаривания вычета НДС по таким расходам. 

Специализированная команда Б1 готова помочь сориентироваться в нюансах, применимых к вашей ситуации, и выработать обоснованную налоговую позицию. В частности:

  • мы можем провести диагностику влияния вышеуказанных изменений в законодательстве на деятельность организации / группы и помочь подготовиться к ним;
  • оценить применимость налоговых льгот и помочь в их использовании в соответствии с законодательством и правоприменительной практикой;
  • помочь во взаимодействии с налоговыми органами и иными регуляторами для разъяснения норм законодательства.

АВТОРЫ

Вадим Ильин

Вадим Ильин

Партнер Б1

Руководитель группы по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Наталья Хобракова

Наталья Хобракова

Партнер Б1

Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Виктор Архипов

Виктор Архипов

Менеджер Б1

Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Показать ссылки

ДРУГИЕ ОБЗОРЫ
Посмотреть все