Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Tax Messenger

Изменения в Таможенном кодексе Республики Узбекистан, которые вступили в силу с 28 мая 2024 года

05.06.2024 г.

Поделиться

Законом Республики Узбекистан от 27.02.2024 г. № ЗРУ-913 (далее – «Закон») были внесены изменения в Таможенный кодекс РУз (далее – «ТК РУз»). 

Новая редакция ТК РУз вступила в силу с 28 мая 2024 года.

Изменения направлены на обеспечение гармонизации национального законодательства с международными стандартами, в том числе на создание условий для равной конкуренции в экономике и широкому привлечению иностранных инвестиций.

В этом бюллетене мы суммировали, на наш взгляд, ключевые изменения таможенного законодательства. Для получения информации о полном перечне изменений мы рекомендуем ознакомиться с текстом соответствующего Закона и обновленного ТК РУз, или обратиться к нам.

Перевозка, декларирование и выпуск товаров

В новой редакции определено, что ответственность перед таможенным органом за обеспечение включения информации о всех товарах в товаросопроводительные документы или за доведение информации о товарах до сведения таможенного органа возлагается на перевозчика (статья 219).

Уточнен ряд аспектов касательно Свидетельства о допущении транспортного средства к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями (далее – «Свидетельство»), в частности:

  • Сокращен перечень документов, необходимых для получения Свидетельства (статья 229). 
  • Возможность и порядок уведомления заявителя о наличии в заявлении на получение Свидетельства недостатков в целях их устранения и повторного предоставления документов (статья 230).
  • Информирование заявителя о выдаче или отказе в выдаче Свидетельства, а также его аннулировании (в электронной форме через Единый портал интерактивных государственных услуг или информационную систему «Лицензия») (статья 230 и 232).
  • Изменены перечни основания для прекращения и аннулирования действия Свидетельства (статьи 231 и 232).

Введена возможность выпуска товаров до получения результатов таможенной экспертизы (при соблюдении определенных условий) (статья 27.1.1).

Уточнено, что декларирование товаров для некоммерческих целей, которые перемещаются через таможенную границу в отдельно следующем багаже физического лица осуществляется путем подачи пассажирской таможенной декларации, а не грузовой (статья 260). 

Таможенная стоимость

Уточнены общие правила определения таможенной стоимости товаров (статья 301):

  • Определение таможенной стоимости ввозимого товара не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
  • Основу таможенной стоимости ввозимого товара должна составлять стоимость сделки с этим товаром (при методе по стоимости сделки с ввозимым товаром), по мере возможности.
  • Процедуры определения таможенной стоимости ввозимого товара должны быть общеприменимыми, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров, в том числе от происхождения товаров, вида товаров, участников сделки и других факторов.
  • Процедуры определения таможенной стоимости ввозимого товара не должны использоваться в целях борьбы с демпингом.

Важно, что в обновленной редакции ТК РУз отмечено, что в настоящее время Таможенным комитетом при Министерстве экономики и финансов РУз разрабатываются рекомендации, направленные на обеспечение единообразного применения положений ТК РУз при выборе методов определения таможенной стоимости товаров.

Разъяснено значение понятия «цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары». Кроме этого, уточнен порядок определения таможенной стоимости в случае декларирования части товаров из большего количества, приобретенных в рамках одной сделки (статья 303).

Уточнен список услуг и товаров, которые прямо или косвенно поставляются покупателем бесплатно или по сниженной цене и расходы, по которым включаются в цену сделки с ввозимым товаром, в частности (статья 304):

  • сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и иные товары, из которых произведены ввозимые товары; 
  • инструменты, штампы, формы и иные подобные товары, использованные при производстве ввозимых товаров; 
  • материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров;
  • проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне таможенной территории и необходимые для производства ввозимых товаров.

С учетом вводимых изменений рекомендуем участникам ВЭД проанализировать действующие договоры оказания услуг, а также на поставку товаров в целях анализа необходимости включения соответствующих расходов в структуру таможенной стоимости ввозимых товаров. 

Разъяснен вопрос включения дивидендов в таможенную стоимость: «перечисляемые покупателем продавцу дивиденды или иные платежи в случае, если они не связаны с ввозимыми товарами, не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров» (статья 305).

Рекомендуем оценить риски включения сумм, распределенных иностранным участникам в качестве дивидендов, в таможенную стоимость товаров, как результат манипулирования ценой ввозимого товара.

Добавлен новый критерий определения взаимосвязанности лиц для целей определения таможенной стоимости – «юридически признанные деловые партнеры», к которым относятся уполномоченные лица, являющиеся сторонами договорных отношений, осуществляющие деятельность с целью получения прибыли и совместно несущие все расходы и убытки в ходе этой деятельности. Если одно из таких лиц является единственным агентом или единственным дистрибьютором либо единственным концессионером другого лица, они считаются взаимосвязанными (статья 307).

Рекомендуем компаниям оценить наличие соответствующих взаимосвязанных лиц в структуре поставок в целях минимизации риска корректировки таможенной стоимости по причине влияния взаимосвязи на цену сделки.

Уточнен порядок применения резервного метода определения таможенной стоимости товара. Так, в случае, если таможенная стоимость определена таможенным органом по резервному методу, то источники сведений для определения стоимости предоставляются декларанту по его запросу. При применении резервного метода также необходимо руководствоваться последовательностью применения методов (статья 313). 

Установлено, что декларация таможенной стоимости не подлежит заполнению при помещении товаров под таможенные режимы таможенного транзита, временного хранения, таможенного склада, уничтожения, отказа в пользу государства (статья 318).

Таможенные режимы

Добавлена возможность выбора таможенного органа при таможенном оформлении товара после завершения таможенного режима переработки вне таможенной территории (статья 52).

Установлено, что в целях получения разрешения на переработку товаров вне (на) таможенной территории технико-экономическое обоснование (расчеты) необходимо предоставлять только юридическим лицам с долей государства в размере 50% и более (статья 134).

Введена возможность отчуждения и передачи права владения, пользования и распоряжения в отношении товара, помещенного под таможенный режим свободного склада, другому лицу при соблюдении определенных условий (статья 103.1). 

Уточнено, что при неоднократном помещении товара по таможенный режим таможенного склада общий срок действия таможенного режима не может превышать 3 года (статья 94). Срок хранения товаров не продлевается и не приостанавливается в случае передачи другому лицу товаров, помещенных под таможенный склад (статья 96).   

Уточнено, что срок временного ввоза транспортного средства иностранными физическими лицами для некоммерческих целей исчисляется со дня оформления временного ввоза (статья 159).

Таможенные платежи

Установлены случаи, когда обязательства по уплате таможенных платежей не возникают либо уплаченные таможенные платежи подлежат возврату (статья 294).

Уточняется, что задолженность по уплате таможенных платежей не образуется, если она не превышает 20% от базовой расчетной величины (статья 347). И наоборот, излишне уплаченные (взысканные) таможенные платежи не возвращаются в случае, если их размер не превышает 20% от базовой расчетной величины (статья 353). 

Определена новая ставка по пени, которая начисляется в размере, равном 1/300 действующей на этот момент ставки рефинансирования ЦБ РУз от суммы задолженности по уплате таможенных платежей за каждый календарный день неисполнения обязанности по ее уплате (статья 349). 

Определено, что в отношении отходов, образовавшихся при переработке товаров, помещенных под таможенный режим импорта, применяется освобождение от уплаты таможенных платежей (статья 297).

Увеличен размер обеспечения уплаты таможенных платежей для владельцев таможенного или свободного склада с 5 базовых расчетных величин до 15 (если заявляется открытая площадка) за один квадратный метр или с 1 до 3 базовых расчетных величин (если заявляется помещение) за один кубический метр (статья 338). 

Введено понятие генерального обеспечения уплаты таможенных платежей, а также порядок его применения. Так, генеральное обеспечение может применяться в ситуации, когда одним и тем же лицом в определенный период времени совершается несколько таможенных операций (статья 339.1).

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС)

Введена уплата таможенных сборов при включении объектов интеллектуальной собственности (далее – «ОИС») в ТРОИС (статья 291).

Добавлен детальный раздел, устанавливающий порядок действия таможенных органов по защите прав на ОИС, включенные в ТРОИС (статья 382.1 и 382.2).

Уточнены сведения, которые должны быть указаны в заявлении о включении в ТРОИС, а также форма подачи заявления (в электронной форме) (статья 385).

Установлен порядок распоряжения денежными средствами, внесенными на казначейский лицевой счет таможенного органа в случае приостановления выпуска товаров, содержащих признаки нарушения прав на ОИС. В случае приостановления выпуска товаров, 30% денежных средств переводятся в специальный фонд Таможенного комитета при Министерстве экономики и финансов РУз (статья 390).

Как мы можем помочь?

Мы будем рады оказать наше содействие по следующим направлениям:

  • Консультационные услуги в отношении применимости новых положений законодательства РУз к внешнеэкономической деятельности вашей компании.
  • Консультирование по следующим вопросам:
    • Определение таможенной стоимости, включая поддержку при выборе метода определения таможенной стоимости, а также анализ необходимости включения транспортных, страховых, лицензионных и иных подобных платежей, расходов по договорам на проектирование, инжиниринг, оснастку, дизайн, а также на поставку иных услуг и товаров.
    • Анализ лицензионных, инжиниринговых и иных внутригрупповых договоров и их доработка в соответствии с текущим законодательством и правоприменением.
    • Анализ договоров перевозки, хранения, транспортно-экспедиционного обслуживания, таможенного оформления и их доработка в соответствии с текущим законодательством и правоприменением.
    • Выбор оптимального таможенного режима.
    • Применение/ соблюдение льгот и преференций по уплате таможенных платежей.
    • Применение/ соблюдение запретов и ограничений.
    • Классификации товаров (в том числе получение предварительных классификационных решений).
    • Защиты прав на ОИС при ввозе товаров (в том числе включение в ТРОИС).
    • Иные аспекты таможенного регулирования.
    • Сопровождение в процессе проведения таможенных проверок. 

Мы надеемся, что данная информация будет вам полезна. Будем рады обсудить нововведения в ТК РУз, а также проконсультировать по иным вопросам применения таможенного законодательства. 

АВТОРЫ

Вильгельмина Шавшина

Вильгельмина Шавшина

Партнер Б1

Руководитель группы таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса. Эксперт в области таможенного регулирования и международной торговли. Принимает активное участие в рабочих группах и на пространстве бизнес-площадок

Связаться

Александра Горохова

Александра Горохова

Менеджер Б1

Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Алия Хакимова

Алия Хакимова

Консультант Б1

Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

ДРУГИЕ ОБЗОРЫ

Посмотреть все