Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Tax Messenger

Обжалование решений таможенных органов в административном порядке

05.03.2024 г.

Поделиться

В настоящее время в целях выявления нарушений таможенного законодательства таможенными органами в отношении участников ВЭД проводится большое количество проверок: как до выпуска товаров, так и после.

Как неоднократно указывалось нами в предыдущих статьях, в последнее время одним из основных предметов проверок является достоверность заявленных сведений о таможенной стоимости товаров при не включении в нее сумм лицензионных платежей и дивидендов.

Учитывая складывающуюся правоприменительную и судебную практику, принятые по результатам проверок решения в дальнейшем обжалуются участниками ВЭД с использованием следующих законодательно установленных способов:

Схема обжалования

При этом административный способ обжалования по сравнению с судебным обжалованием до сих пор признается участниками ВЭД неэффективным ввиду сохранения недоверия к процедуре обжалования в рамках одной системы государственных органов – получение обоснованного и правомерного решения по жалобе, которым отменяются решения нижестоящего таможенного органа, скорее исключение из правил.

Смещение акцентов с судебного обжалования на административное

Для минимизации уровня конфликтности между таможенными органами и участниками ВЭД, в том числе в части недоверия к административному способу обжалованию, в настоящее время таможенными органами выстраивается эффективная система досудебного урегулирования споров в области таможенного дела.

В данной связи смещение акцентов с судебного на досудебный порядок урегулирования споров в области таможенного дела является одной из основных задач, которую таможенные органы должны исполнить к 2030 году[1].

Для выполнения указанной задачи таможенными органами проводится целый комплекс мероприятий, начиная от информирования участников ВЭД (посредством официальных сайтов, электронной почты, при устном консультировании и др.) об административном порядке обжалования и его преимуществах и заканчивая стремлением к соблюдению принципа полного и всестороннего (объективного) рассмотрения жалоб.

Что говорит статистика?

В среднем в 2023 году процент удовлетворенных жалоб таможенными органами составил 53% от общего количества принятых решений. В некоторых региональных таможенных управлениях такой показатель выше: например, в Центральном таможенном управлении он составляет 58%.

Для оценки административного порядка необходимо исследовать возможные риски его использования, а также выявить его преимущества над судебным порядком.

Риски и возможные пути их преодоления в рамках административного обжалования

Повторное проведение форм таможенного контроля

Решения об удовлетворении жалоб зачастую приводят к повторному проведению таможенного контроля в целях устранения нарушений, допущенных при ранее проведенных проверочных мероприятиях, принятию новых решений и повторному доначислению таможенных платежей в пользу бюджета Российской Федерации.

 

Однако, большинство проверок после выпуска проводится на исходе трехгодичного срока таможенного контроля (например, по вопросу включения сумм дивидендов в таможенную стоимость), при указанных обстоятельствах основания для проведения дополнительных проверочных мероприятий у таможни будут отсутствовать.

Позиция вышестоящих органов

Довольно часто позиция таможенных органов обусловлена поручениями, позицией вышестоящих органов, таких как ФТС России и Минфин России. В таком случае доводы о несогласии с решениями по существу в подавляющем большинстве случаев не могут принести желаемого результата.

 

Вместе с тем, неправомерность решений можно обосновать путем указания на процессуальные и методологические нарушения, допущенные в ходе таможенного контроля, что может послужить достаточным основанием для отмены решений.

Система показателей таможенных органов

Для подчиненных таможенных органов ФТС России установила показатель «Доля решений таможенных органов, отмененных в судебном и досудебном порядке, по отношению к общему объему декларационного массива и решений таможенных органов, принятых после выпуска товаров». Данный показатель рассчитывается поквартально и не должен превышать значение 0,23.

 

При невыполнении показателя таможенные органы должны указывать причины его невыполнения. Показатель влияет на комплексную оценку работы таможенного органа и может стать причиной признания ее неудовлетворительной.

 

Большое количество отмененных решений в квартале и, как следствие, высокий уровень показателя также могут склонить должностное лицо в сторону принятия решения об отказе в удовлетворении жалобы.

Преимущества

Несмотря на возможные риски, о которых мы указали выше, помимо высокой доли удовлетворения жалоб участников ВЭД процедура административного обжалования имеет ряд весомых преимуществ:

Подача жалобы в электронном виде через личный кабинет участника ВЭД позволяет получить следующие дополнительные преимущества:

Кроме того, участники ВЭД могут воспользоваться опцией участия на личном приеме с руководством таможенного органа в целях доведения позиции по жалобе лично.

Вывод

Основываясь на статистике рассмотрения жалоб, принимая во внимание все преимущества досудебного порядка обжалования, стремление таможенных органов обратить на данный способ внимание участников ВЭД и сместить акцент с судебного порядка, мы рекомендуем не пренебрегать механизмом административного обжалования и активно его использовать в целях восстановления своих нарушенных прав и законных интересов.

При выборе варианта только судебного обжалования, к сожалению, пройдя все судебные инстанции, уже невозможно будет вернуться к административному порядку, и наоборот, при выборе в пользу административного порядка всегда можно попытаться разрешить спор через суд.

Чем мы можем помочь?

У нас есть большой опыт обжалования решений таможенных органов в административном порядке, умеем доводить позицию участников ВЭД до должностных лиц, принимающих решения по жалобам, имеем положительные кейсы досудебного обжалования.

Авторы

  • Вильгельмина Шавшина, партнер, руководитель группы таможенного регулирования и международной торговли, к.ю.н.
  • Севостьянова Екатерина, менеджер, группа таможенного регулирования и международной торговли, к.ю.н.
  • Раджаб Ханов, старший консультант, группа таможенного регулирования и международной торговли.

 

Показать ссылки

ДРУГИЕ ОБЗОРЫ

Посмотреть все