Tax Messenger
Стоимость безопасности: таможенная классификация ремней безопасности
11.01.2024 г.
28 января 2024 года вступит в силу Решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 27.12.2023 № 183 о классификации ремней безопасности, предназначенных для закрепления на каркасе сидений транспортных средств товарных позиций 8701 – 8705 ТН ВЭД ЕАЭС с целью удержания водителя и пассажиров на своих сиденьях в случае дорожно-транспортного происшествия или резкого торможения, в субпозиции 8708 21 ТН ВЭД ЕАЭС.
Примечательно, что в 2021 году Федеральная таможенная служба России (ФТС России) дала разъяснение о классификации ремней безопасности, предназначенных для крепления к каркасу сидений транспортных средств, в товарной позиции 9401 ТН ВЭД ЕАЭС.
Мотивацией для издания такого разъяснения, конечно, послужили многочисленные споры между таможенными органами и участниками ВЭД.
-
Участники ВЭД классифицировали указанные ремни кодом 8708 21 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС (части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705, части и принадлежности кузовов (включая кабины) прочие, ремни безопасности прочие).
Применимая ставка ввозной таможенной пошлины - 5% от таможенной стоимости товаров.
-
Таможенные органы различных регионов приходили к выводу, что в товарной позиции 8708 21 ТН ВЭД ЕАЭС подлежат классификации ремни, которые крепятся непосредственно к кузову (кабине) транспортного средства, а вот ремни для крепления к каркасу сидений подлежат классификации кодом 9401 90 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС (прочие части мебели для сидения).
Применимая ставка ввозной таможенной пошлин – 10% от таможенной стоимости товаров плюс 0.8 Евро за кг ввозимых товаров. В настоящее время указанный код заменен кодом 9401 99 000 9, впрочем, для него установлены аналогичные ставки ввозной таможенной пошлины.
Подход таможенных органов к классификации ремней, крепящийся к каркасу сидений, в товарной позиции 9401 ТН ВЭД ЕАЭС к концу 2022 года закрепился в нескольких судебных решения на уровне кассации (например, дела №№ А78-10928/2018, А60-29318/2020), а Верховный суд ни один из споров по данному предмету не принял для рассмотрения коллегией Верховного суда по экономическим спорам.
Получается, что все это время участники ВЭД были правы в своем подходе к классификации ремней безопасности, крепящихся к каркасу сидений, их права и законные интересы были нарушены, в том числе право платить законно установленные налоги и сборы, а также право на возврат излишне взысканных таможенных платежей.
Решение ЕЭК от 27.12.2023 № 183 несомненно «позитивная» весточка нового года. Вместе с тем на практике известны случаи изменения и даже отмены Решений ЕЭК о классификации различных товаров после их признания Судом ЕАЭС несоответствующими праву ЕАЭС.
Поскольку Решение ЕЭК от 27.12.2023 № 183 улучшает положение участников ВЭД ввиду снижения фискальной нагрузки по уплате таможенной пошлины более чем в 2 раза, объективно, что со стороны бизнеса ожидать обращений в Суд ЕАЭС не стоит.
С другой стороны, следует ожидать интерес таможенных служб по отстаиванию своего подхода к классификации. Вместе с тем, как правило, ЕЭК до принятия Решений о классификации, которые являются обязательным для применения всеми странами участницами ЕЭАС, обращается к таможенным службам для сбора мнений и предложений. В этой связи хочется надеяться, что указанное Решение ЕЭК не будет отменено или изменено в будущем.
Перспективы
Пленумом Верховного суда от 26.11.2019 № 49 прямо установлена недопустимость придания обратной силы новому таможенному регулированию, ухудшающему положение участников ВЭД, а вот в отношении зеркальной ситуации прямое регулирование отсутствует.
Кроме того, согласно нормам АПК РФ, арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Полагаем, что в данном случае у участников ВЭД есть основания для обращения за восстановлением нарушенных прав и интересов как путем обращения за внесением изменений в ДТ, так и в судебном порядке, в том числе для пересмотра «негативного» судебного акта.
Чем мы можем помочь?
- Проверка применяемых классификационных кодов
- Разработка карты таможенных рисков, связанных с заявлением некорректных классификационных кодов ТН ВЭД ЕАЭС
- Автоматическая проверка деклараций на товары по заданным параметрам с решением «Customs tool»
- Поддержка в инициировании процесса принятия ЕЭК решения о классификации товара
- Представление интересов компаний в таможенных спорах в арбитражных судах Росси и в Суде ЕАЭС
АВТОР
Владислава Грицкова
Менеджер Б1
Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Обзор судебной практики по вопросу освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении временно ввезенных запасных частей, установленных на воздушное судно, осуществляющее международные перевозки
7 июля 2023 года Арбитражным судом Московского округа принято решение по делу, в рамках которого рассматривался спор об отказе таможни в предоставлении льготы по уплате таможенных платежей в связи с тем, что временно ввезенные запасные части, установленные в РФ на воздушное судно, покинули территорию ЕАЭС в составе такого воздушного судна.
28.07.2023
Судебная практика по таможенным спорам: переклассификация товаров и взыскание доначисленных платежей за их счет
Арбитражным судом удовлетворено требование таможенного органа об обращении взыскания таможенных платежей на товары, собственником которых является конечный российский покупатель.
24.11.2022
Развитие судебной практики: включение роялти за использование ноу-хау в производстве и «агентского» НДС в таможенную стоимость ввозимых товаров
Суд рассмотрел вопрос о включении в таможенную стоимость ввозимых комплектующих сумм роялти за право использования технологий в связи с производством готовой продукции в РФ, а также сумм НДС с роялти, уплаченных импортером.
20.10.2022
Развитие судебной практики по таможенным спорам: «агентский» НДС с роялти
Арбитражным судом города Москвы удовлетворены требования импортера по делу о признании незаконным решения таможенного органа о включении сумм НДС с роялти в таможенную стоимость ввозимых товаров.
21.12.2022
Развитие судебной практики по таможенным спорам: роялти и «агентский» НДС в таможенной стоимости
Арбитражным судом принято решение по делу о включении в таможенную стоимость ввозимых товаров сумм роялти за право использования товарных знаков и сумм НДС с роялти, уплаченных импортером в качестве налогового агента.
09.08.2022
Включать или не включать, вот в чем вопрос: роялти за производственное ноу-хау в таможенной стоимости ввозимых товаров
Арбитражным судом города Москвы удовлетворены требования импортера по делу о признании незаконным решения таможенного органа о включении сумм НДС с роялти в таможенную стоимость ввозимых товаров.
20.03.2023
Практика судебных решений 2023 по вопросу включения лицензионных платежей и дивидендов в таможенную стоимость ввозимых товаров. Новый круг рассмотрения дела ООО «Бершка СНГ»
В апреле 2023 года суд первой инстанции на новом круге рассмотрения спора по делу № А09−1751/2021 отказал импортеру в удовлетворении требований о признании недействительными решений таможни о включении лицензионных платежей и дивидендов в таможенную стоимость. Подробнее с основаниями отказа вы можете ознакомится в обзоре далее.
23.05.2023
Позиция Верховного Суда о различии правонарушений, связанных с недекларированием и недостоверным декларированием товаров
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ по результатам рассмотрения дела № А33−21 320/2021 признала, что заявление неверного классификационного кода части товаров при условии верного заявления их общего количества не является недекларированием товаров.
25.04.2023