Развитие судебной практики по таможенным спорам: «агентский» НДС с роялти
21.12.2022 г.
8 ноября 2022 года Арбитражным судом города Москвы удовлетворены требования импортера по делу № А40−154 659/22−93−1198 о признании незаконным решения таможенного органа о включении сумм НДС с роялти в таможенную стоимость ввозимых товаров.
Обстоятельства дела
- Российский импортер («Импортер») ввозил на территорию РФ косметические средства.
- Импортер также являлся стороной лицензионных договоров на товарные знаки. Роялти рассчитывались как Х % от продаж ввозимых товаров на территории РФ.
- Импортер включал лицензионные платежи в таможенную стоимость ввозимых товаров, однако на основании расчетных (прогнозных) значений, применяя отложенное определение таможенной стоимости (поскольку на момент ввоза точная сумма роялти была неизвестна).
Частый вопрос участников ВЭД: «Как включать роялти в таможенную стоимость, если на момент ввоза точная сумма роялти неизвестна (например, рассчитывается как процент от продаж ввозимых товаров или от выручки компании)?»
Решение: «Применять механизм отложенного определения таможенной стоимости, предусмотренный Решением Коллегии ЕЭК от 19 июня 2018 № 103».
- Механизм отложенного определения таможенной стоимости также предполагает корректировку ДТ, в таможенную стоимость которой были включены прогнозные суммы роялти, после получения информации о точной сумме. Такая корректировка необходима либо для доплаты таможенных платежей, либо для их возврата, в зависимости от суммы фактически уплаченных роялти.
- Таким образом, в соответствии с законодательством после определения точной суммы роялти Импортер подал в таможенный орган Обращение о внесении изменений в ДТ в целях возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
- Таможенный орган скорректировал ДТ, однако вернул меньшую сумму таможенных платежей, поскольку помимо точной суммы роялти, таможня посчитала необходимым включить в таможенную стоимость и «агентский» НДС, уплаченный Импортером с роялти в качестве налогового агента.
Вместе с тем судом решение таможни признано незаконным и отменено в части довключения сумм «агентского» НДС в таможенную стоимость ввезенных товаров. Подробнее с позицией суда по делу № А40−154 659/22−93−1198 вы можете ознакомится ниже.
Данное дело продолжает формировать позитивный тренд в практике споров о необходимости включения сумм НДС с роялти как части таких роялти в таможенную стоимость ввозимых товаров.
В целом позиция суда сводится к доводам, ранее принятым судом апелляционной инстанции по делу этого же импортера касательно вопроса включения роялти и НДС с роялти в таможенную стоимость ввозимых товаров (дело № А40−286 907/2021, следующее заседание суда кассации назначено на 10.01.2023), а также судами по делам №№ А56−114 310/2021, А40−3225/2022, А40−4727/2022, А35−1670/2022, А40−33 892/2022, А14−2192/2022, А40−79 711/2022).
Вместе с тем наибольший интерес представляет следующий довод суда «в таможенную стоимость не включаются роялти в отношении товаров, произведенных в России, поскольку они не могут рассматриваться как ввозимые товары и в отношении таких товаров таможенное администрирование не осуществляется в принципе».
Таким образом впервые судом прямо высказывается позиция о том, что роялти, уплачиваемые за право использования ОИС в связи с производством готового продукта на территории России, не должны включаться в таможенную стоимость сырья и материалов, ввозимых для такого производства.
При этом суды, рассматривающие споры о правомерности включения роялти за право использования ОИС с связи с производством в России в таможенную стоимость сырья и материалов, такой же позиции не придерживаются и продолжают формировать негативную для импортеров практику. Подробный разбор подхода судов по данному вопросу смотрите в нашем предыдущем обзоре.
Позиция суда
НДС с роялти не подлежит включению в таможенную стоимость ввозимых товаров ввиду следующего:
- НДС с точки зрения налогового законодательства не влияет на понятие «цена услуги» (передача прав на использование лицензии с точки зрения налогового законодательства понимается как услуга).
Таким образом, НДС, уплачиваемый в бюджет России, не влияет на таможенные правоотношения по вопросу определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
- НДС представляет форму изъятия в бюджет, что не является экономической выгодой лицензиара.
НДС является косвенным налогом (в отличие от налога на прибыль), то есть налогом на потребление и фактически взимается с покупателя товаров (работ или услуг) дополнительно к стоимости реализуемых ему товаров (работ, услуг) и перечисляется продавцом в бюджет, то есть НДС добавляется к стоимости и не формирует часть цены товара, которая может считаться экономическим доходом/выручкой лицензиара.
- Согласно пп. 7 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС роялти включаются в таможенную стоимость, когда являются платежом, который косвенно или прямо должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров. Однако НДС, уплачиваемый в бюджет РФ, не является платежом (его частью) за допущение ввоза товаров из страны экспорта.
- В то же время, согласно пп 3 п. 2 ст. 40 ТК ЕАЭС пошлины, налоги и сборы, взимаемые в связи с ввозом и продажей товаров на территории ЕАЭС (т.е. внутренние налоги РФ в данном случае), не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров.
Таким образом, действующее таможенное законодательство не устанавливает, что взимаемые в стране ввоза (в данном случае — в РФ) налоги с лицензионного платежа должны увеличивать или уменьшать таможенную стоимость ввезенных товаров. В таможенной стоимости учитывается собственно сумма лицензионного платежа, определяемая в соответствии с условиями лицензионного договора.
- Импортер (лицензиат) увеличивает сумму роялти на НДС исключительно для целей расчета налоговой базы по НДС согласно п. 1 ст. 161 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации происходит не изменение (увеличение) размера роялти по лицензионному договору, а искусственное/расчетное увеличение вознаграждение исключительно для целей определения налоговой базы по НДС и только в целях уплаты НДС.
- Включение в таможенную стоимость ввозимых товаров суммы НДС приводит к взиманию налога с налога: (i) «агентский» НДС взимается с суммы лицензионного платежа и впоследствии (ii) импортный НДС взимается с таможенной стоимости ввозимых товаров, включающей такой «агентский» НДС с лицензионного платежа.
Кроме того, ситуация, когда НДС с роялти формирует часть роялти (с точки зрения гражданского законодательства) приводила бы и к уплате налога на прибыль с НДС (то есть к еще одному случаю уплаты налога с налога).
Чем мы можем помочь?
- Оценка необходимости и рисков включения лицензионных и иных внутригрупповых платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров.
- Выработка рекомендаций в части изменения положений лицензионных и иных внутригрупповых договоров в целях минимизации негативных правовых последствий.
- Подготовка правовой позиции касательно отсутствия необходимости включения лицензионных и иных внутригрупповых платежей в таможенную стоимость товаров.
- Разработка методологии включения лицензионных и иных внутригрупповых платежей в структуру таможенной стоимости (включая проработку применения механизма отложенного определения таможенной стоимости).
- Оказание поддержки при включении лицензионных платежей в таможенную стоимость (включая подготовку КДТ).
- Полное или частичное сопровождение Компании в рамках таможенных проверок по вопросу включения лицензионных платежей в таможенную стоимость.
- Представление интересов Компании на досудебной и судебной стадиях обжалования решений таможенных органов.
Авторы:
- Александра Горохова, старший менеджер Б1, группа услуг по таможенному регулированию и международной торговле
- Владислава Грицкова, младший менеджер Б1, группа услуг по таможенному регулированию и международной торговле
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеСостояние правоприменительной практики по квалификации движимого и недвижимого имущества: дайджест от 2 октября 2024
В последние годы доначисление налога на имущество организаций в результате переквалификации движимого имущества в недвижимое стало одним из трендов налоговых споров. Правоприменительная практика по данному вопросу является противоречивой и продолжается формироваться до настоящего времени, поэтому считаем важным отслеживать актуальное состояние практики.
02.10.2024
Утверждение нового формата уведомления о контролируемых сделках
20 августа 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов (далее – «Портал») был опубликован проект Приказа ФНС России (далее – «Проект») о внесении изменений в приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках…».
24.09.2024
ФНС планирует исключить все страны ЕС из перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами
3 сентября 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС, который устанавливает новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами. В случае вступления в силу, новый Перечень будет включать 45 государств и 10 территорий.
17.09.2024
Новое обязательство для международных групп компаний: утверждение форматов представления сведений из финансовой отчетности
24 июля на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС «Об утверждении форматов представления сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний (МГК), финансовой отчетности участников МГК в электронной форме».
10.09.2024
Правомерность учета расходов на создание объектов незавершенного строительства при их ликвидации. Обзор дела ПАО «НК Лукойл»
Суды трёх инстанций встали на сторону налогового органа, признав неправомерным учет в расходах затрат на незавершенное строительство при ликвидации таких объектов. 28 августа 2024 г. Судебная коллегия ВC РФ передала дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
02.09.2024
Индивидуальное разрешение на вывоз товаров в свете введённых Россией ответных мер, ограничивающих экспорт
В настоящее время многие участники ВЭД сталкиваются с необходимостью вывоза товаров за пределы ЕАЭС по различным причинам: ремонт оборудования, реализация иностранным контрагентам и другие. При этом на протяжении более двух лет Постановлением Правительства № 311 установлен запрет на вывоз большой номенклатуры товаров до 31 декабря 2025 года.
30.08.2024
Приближение срока подачи Уведомлений об участии в МГК за 2023
Cрок подачи Уведомлений об участии в международной группе компаний за 2023 год истекает 31 августа 2024 для МГК, финансовый год которых совпадает с календарным.
29.08.2024
Отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки доказано юристами Б1 в судебных спорах с ЦАТ
Верховный Суд РФ отказал в передаче кассационных жалоб ЦАТ для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ (Определение от 02.10.2023 по делу № А40-185094/2022, Определение от 23.01.2024 по делу № А40-204576/2022). Предлагаем ознакомиться с обстоятельствами судебных дел, стратегией обжалования и выводами судов.
08.08.2024
Верховный Суд признал правомерным доначисление штрафов и пеней в период действия моратория
2 августа 2024 года Верховный Суд Определением № 305-ЭС24-4388 по делу № А41-96819/22 ООО «Престиж» подтвердил право налоговых органов по доначислению штрафов и пеней по налогам в период действия моратория.
07.08.2024
Изменения в правилах происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран
В этой статье приводим обзор наиболее значимых изменений в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
25.07.2024