Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Обзор судебной практики по вопросу освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении временно ввезенных запасных частей, установленных на воздушное судно, осуществляющее международные перевозки

28.07.2023 г.

Поделиться

7 июля 2023 года Арбитражным судом Московского округа принято решение по делу № А41-49426/2022, в рамках которого рассматривался спор об отказе таможни в предоставлении льготы по уплате таможенных платежей в связи с тем, что временно ввезенные запасные части, установленные в РФ на воздушное судно, покинули территорию ЕАЭС в составе такого воздушного судна.

Суды трех инстанций поддержали позицию участника ВЭД в полном объеме. 

Обстоятельства дела

  • Российской авиакомпанией (далее – «Авиакомпания») на территорию РФ были ввезены и помещены под таможенную процедуру временного ввоза запчасти для воздушного судна Боинг 737 гражданской авиации (далее – «Запчасти»).
  • Запчасти были ввезены с полным условным освобождением от уплаты таможенной таможенных платежей, поскольку предназначались для технического обслуживания и ремонта самолетов (п. 25 Решения Комиссии ТС от 18.06.2010 № 331).
  • После ввоза в РФ Запчасти были установлены на воздушные суда.
  • Впоследствии на воздушных судах с установленными Запчастями были выполнены международные рейсы за пределы ЕАЭС – в Германию и на Кипр. Такие воздушные суда перемещались через таможенную границу ЕАЭС в качестве ТСМП.
  • По результатам камеральной проверки таможня пришла к выводу, что Запчасти использовались за пределами таможенной территории ЕАЭС, что явилось нарушением условий предоставления полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей (ч.7 ст. 222 ТК ЕАЭС). По мнению таможни, Запчасти не могли покидать таможенную территорию ЕАЭС до завершения временного ввоза.

Считая решения таможенного органа незаконными, Авиакомпания обратилась в арбитражный суд.

Позиция суда

Арбитражный суд согласился с доводами Авиакомпании и аргументировал свое решение следующим:

  • При таможенном оформлении Запчастей были представлены заявления о целевом использовании, в которых указано, что Запчасти предназначены и будут использоваться для технического обслуживания и ремонта пассажирских самолетов. Поскольку Запчасти установлены на воздушные суда на территории РФ, Авиакомпанией соблюдено ограничение по их использованию, которое предусмотрено п. 7 ст. 222 ТК ЕАЭС. 
  • П. 25 Решения Комиссии ТС от 18.06.2010 № 331 не содержит ограничений по категориям самолетов, на которые могут быть установлены двигатели, запасные части и оборудование.
  • В качестве ТСМП использовались, вывозились с таможенной территории ЕАЭС и оформлялись именно воздушные суда, а не их отдельные Запчасти. Т.е. вывоз Запчастей в качестве самостоятельных товаров не осуществлялся.
  • Международный перелет воздушных судов в качестве ТСМП не является способом перемещения движимого имущества – Запчастей. Т.е. находящиеся на ТСМП специальное оборудование, предметы материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасные части, предназначенные для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства, приобретают тот же правовой статус, что и само транспортное средство.
  • Законодательство не содержит запрета пересечения таможенной границы ЕАЭС ТСМП с установленными на нем временно ввезенными запасными частями, которые предназначались для его ремонта, технического обслуживания или эксплуатации, а также не содержит требования завершения в отношении таких запасных частей таможенной процедуры временного ввоза.

Интересно: 

В последнее время мы наблюдаем консервативное толкование ряда законодательных норм, что ухудшает положения участников ВЭД. Кроме этого, не редко принимая решения в рамках таможенных проверок и аргументируя свою позицию в суде таможня подкрепляет консервативное толкование норм внутренними (читай – «закрытыми») письмами Минфин России или ФТС России, которые не доступны в открытых источниках. Так, в рамках данного дела таможня аргументировала свою позицию в т.ч. письмом ФТС России от 30.08.2021 № 23-21/51497 о том, что «использование запасных частей, предназначенных для технического обслуживания и ремонта самолетов гражданской авиации, установленных на воздушные суда, осуществляющие полеты за пределы территории ЕАЭС, является неисполнением декларантом обязанностей по соблюдению условий использования товаров в соответствии с процедурой временного ввоза». Примечательно, что суд отклонил данный довод таможни, поскольку указанное письмо ФТС России не является нормативным правовым актом и соответственно не подлежит применению арбитражным судом при рассмотрении дел. 

Как Б1 может помочь?

  • Анализ применимых и наиболее эффективных таможенных процедур при прибытии/убытии воздушных и водных судов 
  • Анализ льгот и преференций по уплате таможенной пошлины и ввозного НДС, которые могут быть применимы в отношении воздушных и водных судов
  • Анализ соблюдения ограничений по использованию воздушных и водных судов при применении различных таможенных процедур, их перемещении в качестве ТСМП, а также при применении таможенных льгот
  • Консультационные услуги по вопросу вывоза воздушных и водных судов за пределы ЕАЭС в целях осуществления ремонтных работ и технического обслуживания (анализ вопросов применения таможенных процедур, льгот и определения таможенной стоимости)
  • Сопровождение таможенных проверок
  • Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов в административном и судебном порядке

АВТОР

Александра Горохова

Александра Горохова

Старший менеджер Б1

Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться