Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Смотреть все выпуски

Tax Messenger

7 лет обязательной маркировке товаров: итоги и перспективы

14.11.2023 г.

Поделиться

 

Механизм обязательной маркировки товаров существует с 2016 года. За 7 лет существования системы обязательной маркировки можно отметить следующие вехи:

  • Более 600 тысяч участников системы маркировки (юридические лица и индивидуальные предприниматели)
  • 16 товарных групп подлежат обязательной маркировке
  • 11,5 млн установок мобильного приложения для проверки маркировки товаров
  • Предоставление аналитических обзоров рынков маркируемых товаров на базе данных системы (мониторинга цен, эластичности цены и спроса, потенциала продаж)
  • Выявление недобросовестных участников оборота маркированных товаров и привлечение их к административной и уголовной ответственности за нарушения правил маркировки 
  • Взаимное признание кодов маркировки в ЕАЭС по отдельным категориям товаров
  • Уменьшение контрафакта и незаконного оборота товаров:
    • В 3 раза снизился уровень фальсификата в молоке
    • На 55% уменьшились продажи просроченной молочной продукции
    • В 3 раза снизились продажи просроченных лекарств
    • В 2 раза меньше стало поддельных шин
    • На 30% меньше стало нелегальной обуви и духов

 

На конец 2023 года обязательной маркировке подлежат следующие категории товаров:

В 2024 году планируется введение обязательной маркировки и проведение экспериментов по маркировке в отношении следующих категорий товаров:

Изначально планировалось ввести сплошную маркировку всей номенклатуры товаров к 2024 году, однако нынешняя ситуация в российской экономике внесла коррективы по срокам. Тем не менее, очевидно, что в будущем данный механизм будет распространен на большую часть товарных групп.

Зачем нужна маркировка и как она работает?

Обязательная цифровая маркировка товаров призвана гарантировать подлинность и качество товаров для потребителей за счет возможности получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках всех хозяйственных операций с ними от производства до продажи конечному потребителю или утилизации.

На уровне государства маркировка товаров должна обеспечить и уже обеспечивает сокращение «теневого» рынка, повышение налоговых и таможенных платежей, снижение расходов на организацию контроля товарных рынков.

Для бизнеса тоже презюмируются преимущества, например:

  • рост выручки и повышение конкурентоспособности «белого» рынка;
  • возможность заблаговременно планировать рабочие процессы, ресурсы и оптимизировать их;
  • упрощение учета товаров;
  • снижение издержек за счет оптимизации поставок и складских запасов на основе данных о сезонности, интенсивности и географии продаж;
  • возможность использовать аналитические данные системы для целей исследования товарных рынков.

 

Вместе с тем исторически бизнес отмечает, что подготовка к введению обязательной маркировки для новых товарных групп требует разрешения множества вопросов, а также ресурсов для обеспечения всех требований, в их числе:

  • Разработка и адаптация бизнес-процессов. Маркировка зачастую требует адаптацию текущих или даже разработку новых бизнес-процессов, связанных с производством, импортом, продажей товаров, а также их утилизацией, рекламацией и другими операциями. При этом не во всех случаях возможна экстраполяция ранее разработанных для иной товарной группы решений, поскольку некоторые товары имеют объективные особенности как с точки зрения сделок, так и с точки зрениях их физического перемещения и хранения.
  • Расходы на IT. Цифровая маркировка предусматривает, что сведения о каждой операции с товарами будут передаваться в государственную информационную систему маркировки (ГИС «Маркировка») участниками оборота и (или) операторами ЭДО в кратчайшие сроки и в полном объеме. Для этого бизнесу необходимо заранее предусмотреть возможность спряжения своих систем с ГИС «Маркировка», а также разработать сценарии для исправления ошибок и технических неисправностей. 
  • Расходы на инструменты (сканеры, принтеры) и услуги. Для многих участников рынка маркируемых товаров и в особенности для импортеров острым является вопрос приемки товаров. На практике можно выбрать один из трех вариантов приемки: 1) доверительная приемка товаров без сканирования цифровых кодов, 2) частичная приемка с проверкой части цифровых кодов и 3) полная приемка с проверкой цифровых кодов каждого товара. Первый вариант приемки является наиболее простым и менее затратным, но вместе с тем влечет за собой риски и последствия, например, связанные с выявлением таможенным органами немаркированных товаров или товаров с поврежденной маркировкой. Второй и третий вариант приемки требует приобретения соответствующих инструментов для сканирования кодов или услуг по приемке товаров, например, на СВХ.

 

Кроме того, цифровая маркировка оказывает влияние на частоту и глубину контроля со стороны Роспотребнадзора, налоговых и таможенных органов, а также иных органов, осуществляющих надзор и контроль, связанный с обращением товаров на российском рынке. 

Подробнее о том, как инструмент цифровой маркировки применяется таможенными органами, смотрите ниже. 

Маркировка и таможня

Таможенные органы обеспечивают контроль за соблюдением участниками оборота ввозимых в Россию товаров, подлежащих обязательной маркировке, требований законодательства о нанесении на них средств идентификации и о наличии достоверной информации о нанесенных средствах идентификации в ГИС «Маркировка».

На практике таможенные органы эффективно используют инструмент цифровой маркировки, например:

Вместе с тем цифровая маркировка – это не всегда про выявление «нарушений и неэффективностей», она используются представителями бизнеса и судами для разрешения различных таможенных споров, в том числе тех, что напрямую не связаны с маркировкой.

Рассмотрим несколько практических кейсов.

1. Маркировка и классификация

  • Суды при разрешении споров о классификации товаров часто используют законодательство в области маркировки средствами идентификации, а также утвержденные таким законодательством термины и перечни наименований и классификационных кодов товаров в качестве доказательств, например, в целях разрешения вопроса разграничения различных категорий товаров схожих по функциональному назначению.

     

    Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.09.2021 по делу № А62-9223/2020 

2. Маркировка и таможенная стоимость

  • Через систему маркировки товаров можно проверить всю цепочку выпуска и доставки товара от производителя до покупателя, в том числе в контексте цен, по которым товар был импортирован и впоследствии реализован конечному покупателю. Суды при разрешении споров о корректировке таможенными органами таможенной стоимости импортных товаров используют данные из ГИС «Маркировка» в качестве доказательств отсутствия фактов занижения таможенной стоимости. 

     

    Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2023 по делу № А40-242595/22-92-1907 

В связи со стремительным принятием различных норм по расширению маркировки в отношении всё большего количества товарных групп, импортерам необходимо «держать руку на пульсе» и отслеживать такие изменения, а также развитие возможностей применения инструмента маркировки различными заинтересованными органами и бизнесом.

Чем мы можем помочь?

Предварительное консультирование, описание требований законодательства

  • Общие консультации по процессу маркировки товаров. Предварительная оценка влияния новых требований на бизнес.
  • Описание шагов, которые необходимо будет предпринять компаниям, чтобы соответствовать требованиям законодательства.

Описание действий и процессов, которые необходимо будет внедрить/изменить компании

  • Индикация ключевых бизнес процессов, процессов документооборота, внутренних контролей, на которые повлияет система маркировки.
  • Описание ключевых рисков, проблем, возникающих при внедрении системы маркировки. Описание плана устранения выявленных рисков. Рекомендации.
  • Краткое описание бизнес процессов, процедур и внутреннего контроля, которые необходимо внедрить/наладить/изменить и сути предлагаемых изменений.

Диагностика ИТ-систем и их адаптация

  • Адаптация ИТ-систем компаний к новым требованиям, учитывая специфику текущих ИТ-систем для реализации шагов бизнес-процессов с учетом требований по обязательной маркировке товаров.
  • Бизнес требования на разработку системы.
  • Разработка прототипа системы и дорожной карты развития и внедрения системы.

АВТОРЫ:

  • Владислава Грицкова, менеджер, группа по международной торговле и таможенному регулированию
  • Екатерина Мазурова, старший консультант, группа по международной торговле и таможенному регулированию

ДРУГИЕ ОБЗОРЫ

Посмотреть все