Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Смотреть все выпуски

Приостановка автоматического обмена Страновыми отчетами со Швейцарией и Островами Кайман

07.02.2023 г.

Поделиться

Федеральной налоговой службой России («ФНС России») опубликован обновленный Перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами («Перечень») — Приказ от 20 декабря 2022 № ЕД-7−17/1226@ («Приказ»). Документ вступил в силу 7 февраля 2023 года и автоматически отменил действие предшествующей версии Приказа ФНС России от 27 мая 2022 № ЕД-7−17/449@.

В соответствии с Приказом Перечень дополняется государством Тунис. В то же время из него исключаются государство Швейцария и территория Острова Кайман.

Швейцария, в свою очередь, еще осенью 2022 по результатам заседания Федерального совета 16 сентября 2022, заявила о намерении временно приостановить с Россией обмен всей налоговой информацией, в том числе Страновыми отчетами.

Острова Кайман, напротив, к настоящему моменту не анонсировали прекращение автоматического обмена Страновыми отчетами с Россией.

В результате, налоговые органы Швейцарии не выполняют автоматический обмен с ФНС России Страновыми отчетами за 2021[1], поданными налогоплательщиками в Швейцарии до 31 декабря 2022, и не будут выполнять в последующие периоды до момента возобновления такого автоматического обмена.

В свою очередь, с даты вступления в силу Приказа (7 февраля 2023) ФНС России прекратит осуществление автоматического обмена Страновыми отчетами за 2021[2] и последующие периоды с налоговыми органами Швейцарии и Островов Кайман.

Как отмечалось ранее в публикации Б1, Перечень уже подвергался изменениям, в результате которых был установлен автоматический обмен Страновыми отчетами с новыми семью государствами и территориями, но одновременно приостановлен с Великобританией и ее отдельными административными единицами.

Последствия изменений для налогоплательщиков

Швейцария

Согласно законодательству Швейцарии, налогоплательщикам — участникам международных групп компаний («МГК»), являющимся налоговыми резидентами Швейцарии, но не являющимся материнскими или суррогатными материнскими компаниями, налоговый орган может направить запрос на предоставление Странового отчета в рамках механизма «Вторичной подачи», если со странами налогового резидентства материнских компаний МГК отсутствует автоматический обмен Страновыми отчетами. В случае получения запроса компания обязана предоставить Страновой отчет в течение 12 месяцев со дня его получения.

В связи с этим, перед российскими МГК, имеющими участников МГК в Швейцарии, при получении запроса от налоговых органов возникает необходимость подготовки и представления Странового отчета в формате XML в налоговые органы Швейцарии.

В случае нарушения сроков представления Странового отчета с налогоплательщика взимается штраф в размере 200 швейцарских франков за каждый день просрочки, но не более 50 000 швейцарских франков.

Дополнительно обращаем внимание, что штраф до 100 000 швейцарских франков может быть применен в отношении налогоплательщиков, намеренно предоставивших неполные или некорректные сведения в Страновом отчете.

Острова Кайман

В настоящее время законодательством Островов Кайман не предусмотрен механизм «Вторичной подачи» Страновой отчетности. Так, подача Страновых отчетов осуществляется только материнскими или суррогатными материнскими компаниями МГК. В связи с этим, несмотря на прекращение автоматического обмена Страновыми отчетами ФНС России с налоговыми органами Островов Кайман, у налогоплательщиков на Островах Кайман, не являющихся материнскими или суррогатными материнскими компаниями МГК, не возникает дополнительного обязательства по подготовке Странового отчета в рамках механизма «Вторичной подачи».

При этом обращаем ваше внимание, что любой компании — участнику МГК, зарегистрированному на Островах Кайман, необходимо не позднее последнего дня отчетного периода МГК (например, 31 декабря в случае, если финансовый год МГК завершается 31 декабря) подготовить Уведомление об участии в МГК и уведомить налоговые органы посредством заполнения специализированной формы на портале налоговых органов о том, какая материнская или суррогатная материнская компания и в какой юрисдикции будет осуществлять подачу Странового отчета.

Подача Уведомления об участии в МГК осуществляется единожды, однако в случае изменения какой-либо информации, подлежащей отражению в Уведомлении, налогоплательщик — резидент Островов Кайман должен направить уточненное Уведомление об участии в МГК в налоговые органы.

В случае неисполнения требований законодательства в области межстрановой отчетности (Страновой отчет и Уведомление об участии в МГК) налогоплательщику может быть предъявлено обвинение со штрафом до 10 000 долларов США и/или заключением под стражу до 6 месяцев.

Российская Федерация

В связи с тем, что осенью 2022 Швейцария приостановила автоматический обмен Страновыми отчетами с Россией, то в настоящий момент ФНС России может направлять запросы налогоплательщикам — участникам МГК, материнские компании которых расположены в Швейцарии, о предоставлении Странового отчета за 2021 и последующие отчетные периоды. В отдельных случаях может присутствовать вероятность того, что ФНС России направит запрос на предоставление Страновых отчетов за 2020 год, если такие Страновые отчеты не были ранее получены налоговыми органами России в рамках автоматического обмена.

Для исполнения запроса налогоплательщику потребуется осуществить своевременную подачу Странового отчета (не позднее трех месяцев со дня получения запроса) в формате XML в соответствии с требованиями к подготовке XML-схемы Странового отчета, установленными Приказом ФНС России от 6 марта 2018 № ММВ-7−17/123@.

В соответствии с НК РФ непредставление в установленный срок Странового отчета или представление Странового отчета, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей.

Дополнительные обстоятельства

Обращаем внимание на то, что непредставление Странового отчета или представление Странового отчета, содержащего недостоверные сведения, как в России, так и в иностранных юрисдикциях в рамках «Вторичной подачи» может привести к привлечению дополнительного внимания налоговых органов, проведению более детальной проверки внутригрупповых сделок, которые совершаются с иностранными участниками МГК, и потенциально, к назначению со стороны налоговых органов проверок по ТЦО или общих налоговых проверок.

Более того, описанные выше обстоятельства могут привести к существенным репутационным рискам, в том числе созданию репутации «недобросовестного» налогоплательщика.

Как Б1 может помочь?

  • Подготовка и содействие в подаче Уведомлений об участии в МГК на Островах Кайман, а также в иных юрисдикциях;
  • Подготовка Странового отчета в формате XML в соответствии с требованиями Швейцарии, Островов Кайман, а также иных юрисдикций;
  • Подготовка Странового отчета в формате XML в соответствии с российскими требованиями; и
  • Подача сформированного Странового отчета в формате XML от имени налогоплательщика в ФНС, а также содействие в подаче в налоговые органы иностранных юрисдикций, автоматический обмен с которыми отсутствует.

Авторы:

  • Юрий Михайлов, директор Б1, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования организациям финансового сектора
  • Руслан Гаспарян, директор Б1, практика налоговых и юридических услуг
  • Дарья Еронтьева, старший консультант Б1, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования организациям финансового сектора
  • Дарья Мустафина, старший консультант Б1, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования организациям финансового сектора

Показать ссылки

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все
Судебная практика по спору о неправомерности включения сумм «агентского» НДС в таможенную стоимость товаров

Судебная практика по спору о неправомерности включения сумм «агентского» НДС в таможенную стоимость товаров

В настоящий момент наблюдается два тренда судебной практики по вопросу включения сумм «агентского» НДС в таможенную стоимость ввозимых товаров: принятие негативных для импортеров решений; направление дел, ранее принятых в пользу участников внешнеэкономической деятельности, судами кассационной инстанции на новое рассмотрение и впоследствии принятие по ним отрицательных для бизнеса решений.

04.12.2023

Верховный суд РФ: наследники вправе вернуть налоговую переплату налогоплательщика

Верховный суд РФ: наследники вправе вернуть налоговую переплату налогоплательщика

Наследники обратились с заявлением о возврате переплаты, возникшей у умершего лица – индивидуального предпринимателя. Нижестоящие суды отказали в удовлетворении требований. Верховный Суд напомнил судам, что налоговое законодательство не запрещает наследование переплаты.

21.11.2023

Обзор масштабных изменений по ТЦО

Обзор масштабных изменений по ТЦО

Вторая половина 2023 года оказалась продуктивной на предмет возможных изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации, направленных на совершенствование налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Команда Б1 подготовила обзор изменений, затрагивающих Налоговый контроль цен.

20.11.2023

ФНС России планирует утвердить перечень стран, систематически не обменивающихся Страновыми отчетами

ФНС России планирует утвердить перечень стран, систематически не обменивающихся Страновыми отчетами

13 ноября 2023 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС России, который устанавливает перечень государств, допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами.

16.11.2023

7 лет обязательной маркировке товаров: итоги и перспективы

7 лет обязательной маркировке товаров: итоги и перспективы

Механизм обязательной маркировки товаров существует с 2016 года. В публикации рассмотрим, в отношении каких категорий товаров планируется введение обязательной маркировки и проведение экспериментов, зачем вообще нужна маркировка и как она работает, как инструмент цифровой маркировки применяется таможенными органами.

14.11.2023

Налог с выплат в пользу иностранных организаций: надейся на лучшее, готовься к худшему?

Налог с выплат в пользу иностранных организаций: надейся на лучшее, готовься к худшему?

8 ноября 2023 года был опубликован ко второму чтению законопроект, вносящий, помимо прочего, существенные изменения в порядок налогообложения доходов, получаемых иностранными организациями из источников в Российской Федерации. Ключевые изменения, которые могут быть внесены в положения НК РФ, освещены в статье.

10.11.2023