Tax Messenger
Включение транспортных расходов в таможенную стоимость товаров. Обзор судебной практики
14.06.2024 г.
Включение в таможенную стоимость транспортно-экспедиционных расходов за перевозку товаров по таможенной территории ЕАЭС на протяжении последних нескольких лет является предметом активных судебных споров с таможенными органами. Предлагаем ознакомиться с одним из последних судебных решений по данной теме, принятого в пользу участника ВЭД.
27 мая 2024 года Арбитражный суд Центрального округа удовлетворил требования импортера по делу № А35-4334/2022 о признании незаконными решений таможенного органа о включении транспортных расходов по территории ЕАЭС в таможенную стоимость.
Подробнее об обстоятельствах дела и выводах суда читайте в обзоре ниже.
Обстоятельства дела
-
Российский импортер (далее – «Компания») осуществляла ввоз товаров на территорию ЕАЭС на условиях поставки FOB и EXW. Таможенная стоимость товаров была определена в соответствии с Методом 1 и включала в себя транспортные расходы до таможенной границы ЕАЭС в соответствии с договором транспортной экспедиции с различными экспедиторами (далее – «Экспедитор»). Соответствующие дополнительные начисления заявлялись в графе 17 ДТС-1 согласно счетам от Экспедиторов, содержавших разбивку транспортных расходов.
-
Вместе с тем для осуществления транспортировки Экспедиторы привлекали перевозчиков (далее – «Перевозчики»). Для настоящего дела является важным, что в счетах от Перевозчика, выставленным в адрес Экспедитора, не предусмотрена разбивка транспортных расходов на до/после таможенной границы ЕАЭС.
-
Таможенным органом была проведена камеральная таможенная проверка, по результатам которой был сделан вывод о необходимости включения в таможенную стоимость ввезенных товаров транспортных расходов в полном объеме (т.е. в том числе и по территории ЕАЭС).
Позиция таможенного органа
-
Сведения о разделении расходов на до и после пересечения границы ЕАЭС могут быть основаны только на сведениях Перевозчика как лица, которое непосредственно оказывает услуги по транспортировке и несет расходы, связанные с перевозкой товаров (например, амортизация, заработная плата и пр.).
-
В коммерческих документах от Перевозчиков транспортные расходы от места их отгрузки до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС указаны без разбивки на до и после таможенной границы ЕАЭС.
-
Соответствующая разбивка присутствует исключительно в документах Экспедитора (в Договорах ТЭО и инвойсах). Поскольку такая разбивка осуществлялась Экспедиторами самостоятельно, документы Экспедитора не могут быть приняты в качестве документального подтверждения заявленных транспортных расходов, так как содержат произвольные или неподтвержденные сведения.
Компания, считая решения таможенного органа незаконными, обратился в арбитражный суд.
Позиция суда
Суд поддержал позицию Компании в трех инстанциях, аргументируя свое решение следующим:
-
Понятие «расходы на перевозку (транспортировку)» охватывает затраты, отвечающие критерию связи с перемещением товаров. При этом тип гражданско-правового договора, в рамках исполнения которого понесены затраты (договоры перевозки, транспортной экспедиции, договор агентирования или комиссии и др.), число привлеченных к перемещению товаров субъектов и иные подобные обстоятельства юридического значения для целей таможенной оценки не имеют.
-
Соблюдение условий для вычета расходов на перевозку может подтверждаться различными доказательствами, в зависимости от типов заключенных гражданско-правовых договоров, их условий, средств перевозки товаров.
-
Представляемые декларантом документы должны позволять установить состав и размер затрат на оплату соответствующих услуг экспедитора, относимость этих затрат к перевозке задекларированного товара (например, если характер конкретных услуг и их стоимость отдельно указаны в счете экспедитора). Вместе с тем цена оказываемых экспедитором услуг может быть выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку грузов, если обязательство экспедитора состоит в обеспечении сохранной доставки груза.
-
Если невозможно достоверно установить размер расходов именно Перевозчика, это не означает, что в таможенную стоимость должна включаться полная стоимость перевозки. В такой ситуации возможно использовать представленные декларантом или имеющиеся у таможенного органа документально подтвержденные сведения об обычно применяемых тарифах перевозчиков (экспедиторов).
-
Отсутствие разделения стоимости перевозки на до и от границы ЕАЭС в счетах Перевозчиков не может свидетельствовать о том, что документы Экспедиторов не могут быть приняты в качестве документального подтверждения заявленных транспортных расходов, как содержащие произвольные и фиктивные сведения.
-
Отсутствие в документах Перевозчика раздельного указания на стоимость перевозки до и после таможенной границы ЕАЭС само по себе не свидетельствует о недостоверности сведений, содержащихся в документах, полученных Компанией от Экспедиторов.
-
Аналогичный правовой подход поддержан в определениях ВС РФ (1) от 22.12.20 № 307-ЭС20-13121 по делу № 66-5900/2019 и (2) от 06.06.22 № 310-ЭС22-7951 по делу № А08-579/2021.
Тенденции и перспективы
Данное решение продолжает закреплять положительную судебную практику по вопросу включения транспортных расходов до таможенной границы ЕАЭС в таможенную стоимость товаров на основании документов именно от экспедиторов (а не от перевозчиков). Вместе с тем несмотря на положительный тренд, мы продолжаем наблюдать негативное правоприменение, а также судебные решения.
Практика показывает, что многие компании до сих пор определяют транспортные расходы для включения в таможенную стоимость «по старинке», т.е. не принимая во внимание изменившиеся подходы к расходам на перевозку, а также в целом без учета текущих реалий повышенного таможенного контроля.
Сопровождая большое количество проверок, в целях минимизации негативных последствий мы рекомендуем детально прорабатывать подход к документальному подтверждению транспортных расходов, как с точки зрения комплекта подтверждающих документов, так и их формата/содержания, принимая во внимание текущую практику и учитывая, что проверочные мероприятия могут быть инициированы в отношении вашей компании любым таможенным органом на территории РФ.
Как Б1 может помочь?
- Оценка необходимости и рисков включения платежей по договорам транспортной экспедиции и иным подобным договорам в таможенную стоимость товаров (при импорте и экспорте).
- Анализ правомерности и достаточности документального подтверждения включения транспортных расходов в таможенную стоимость, а также применения вычетов из нее.
- Полное или частичное сопровождение в рамках таможенных проверок по вопросу включения транспортных расходов до/после таможенной границы ЕАЭС в таможенную стоимость.
- Представление интересов Компании на досудебной и судебной стадиях обжалования решений таможенных органов.
АВТОРЫ
Александра Горохова
Старший менеджер Б1
Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Алия Хакимова
Консультант Б1
Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
ДРУГИЕ ОБЗОРЫ
Посмотреть всеЛучик света в темном царстве споров о включении дивидендов в таможенную стоимость товаров
25 апреля 2024 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции и частично удовлетворил требования импортера по делу № А06-3555/2023 о признании незаконными решений о включении дивидендов в таможенную стоимость.
27.04.2024
Судебная практика по спору о неправомерности включения сумм роялти и «агентского» НДС в таможенную стоимость товаров
После вынесения Верховным Судом РФ определений по делам №№ А09-1129/2021, А09-1751/2021 судебная практика по вопросу включения роялти в таможенную стоимость товаров изменилась в пользу таможенных органов.
09.04.2024
Обжалование решений таможенных органов в административном порядке
В настоящее время в целях выявления нарушений таможенного законодательства таможенными органами в отношении участников ВЭД проводится большое количество проверок. Одним из основных предметов проверок является достоверность заявленных сведений о таможенной стоимости товаров при не включении в нее сумм лицензионных платежей и дивидендов.
05.03.2024
Судебная практика по спору о неправомерности включения сумм «агентского» НДС в таможенную стоимость товаров
В настоящий момент наблюдается два тренда судебной практики по вопросу включения сумм «агентского» НДС в таможенную стоимость ввозимых товаров: принятие негативных для импортеров решений; направление дел, ранее принятых в пользу участников внешнеэкономической деятельности, судами кассационной инстанции на новое рассмотрение и впоследствии принятие по ним отрицательных для бизнеса решений.
04.12.2023
Взгляд таможенных органов и судов на дивиденды в контексте их включения в таможенную стоимость товаров
4 августа 2023 года Арбитражный суд Белгородской области принял решение по делу № А08-12115/2021 о правомерности включения в таможенную стоимость товаров сумм дивидендов, уплаченных импортером в адрес своего учредителя, одновременно выступающего продавцом товаров. Подробнее об обстоятельствах дела, выводах суда и перспективах развития судебной практик по данному вопросу читайте в нашем обзоре.
09.08.2023
Практика судебных решений 2023 по вопросу включения лицензионных платежей и дивидендов в таможенную стоимость ввозимых товаров. Новый круг рассмотрения дела ООО «Бершка СНГ»
В апреле 2023 года суд первой инстанции на новом круге рассмотрения спора по делу № А09−1751/2021 отказал импортеру в удовлетворении требований о признании недействительными решений таможни о включении лицензионных платежей и дивидендов в таможенную стоимость. Подробнее с основаниями отказа вы можете ознакомится в обзоре далее.
23.05.2023