Tax Messenger
Ставка НДС 0% при международных перевозках товаров по территории РФ: новые ограничения
28.06.2024 г.
С 1 июля 2024 года вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом № 92-ФЗ (далее – «Закон»), в части применения ставки НДС 0% при транспортировке товаров по территории РФ в рамках международной перевозки (транспортировки) товаров.
При международной перевозке применение корректной ставки НДС на «российском этапе» является актуальной проблемой как для перевозчиков и экспедиторов, так и заказчиков транспортировки. С одной стороны, судебная практика формируется таким образом, что услуги по перевозке товаров и транспортной экспедиции в рамках международной транспортировки подлежат обложению НДС по ставке 0%, даже если часть перевозки осуществляется исключительно по территории России. Однако на практике многие транспортные и логистические компании применяют ставку НДС 20%, занимая для себя консервативную позицию. Такой подход приводит к негативным последствиям, прежде всего, для заказчиков транспортных услуг: им может быть отказано в вычете предъявленного НДС.
Целью изменений, которые вносит Закон, было разрешение сложившихся практических противоречий. Однако, несмотря на обозначенную цель, на наш взгляд, неопределенность по некоторым аспектам обложения НДС международной транспортировки остается. Например, на практике могут возникать затруднения в применении логистическими компаниями 0% ставки НДС к транспортировке по территории РФ в рамках международной перевозки, когда «российский этап» является частью мультимодальной перевозки. В этом случае перевозчику требуется документально подтвердить вывоз / ввоз товаров с территории РФ в качестве одного из перевозчиков для целей обоснования правомерности применения 0% ставки НДС, что, по сути, означается, что перевозчик должен заранее убедиться, что он будет перечислен в списке перевозчиков в транспортных, товаросопроводительных или иных документах, подтверждающих вывоз / ввоз товаров с территории РФ. Представляется, что на практике добиться оформления указанных документов таким образом будет проблематично. Далее обо всем по порядку.
Обзор новых правил применения ставки НДС 0% при транспортировке товаров по территории РФ в рамках международной перевозки (транспортировки)
С 1 июля 2024 г. пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ дополняется положением о том, что услуги по перевозке ввозимого на / вывозимого с территории РФ товара и транспортно-экспедиционные услуги по организации такой перевозки не будут подлежать обложению НДС по ставке 0% при одновременном соблюдении следующих условий:
- Налогоплательщик – поставщик услуг осуществляет перевозку товара только между пунктами, находящимися на территории РФ.
- Налогоплательщик – поставщик услуг не указан в транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, подтверждающих вывоз / ввоз товаров с территории РФ в качестве одного из перевозчиков.
Таким образом, при соблюдении вышеуказанных условий рассматриваемые услуги будут подлежать обложению НДС по стандартной ставке 20%.
При этом вышеуказанные изменения формально не отменяют возможность применения ставки НДС 0% (при наличии соответствующего документального подтверждения) в ситуации, когда оказываются транспортно-экспедиционные услуги и услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом (далее – «ж/д транспорт») экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, когда пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ.
Открытым остается вопрос о влиянии указанных изменений на ставку НДС, применяемую в ситуации, когда оказываются транспортно-экспедиционные услуги и услуги по перевозке или транспортировке ж/д транспортом импортированных товаров, когда пограничные станции и пункты назначения находятся на территории РФ. Представляется, что оказание таких услуг по-прежнему возможно облагать НДС по ставке 0% (при наличии соответствующего документального подтверждения). Тем не менее, рекомендуем отслеживать разъяснения ФНС России и (или) Министерства финансов РФ по данному вопросу или самостоятельно обратиться за разъяснениями к указанным ведомствам, поскольку официальных писем они еще не выпускали.
Дополнительно стоит отметить, что с 1 апреля 2025 года упростится перечень документов, с помощью которых налогоплательщики, организующие международную перевозку товаров ж/д транспортом, должны будут подтверждать ставку НДС 0%. В частности, такие налогоплательщики должны будут представлять налоговым органам реестры в электронной форме, которые будут содержать данные из документов, относящихся к международной перевозке. Обращаем внимание, что сбор и хранение документов, на основании которых формируются реестры, все еще остается обязанностью налогоплательщика, так как налоговый орган вправе запросить документы, информация из которых отражается в реестрах, в соответствии с нормами налогового законодательства РФ.
Что указанные изменения означают для бизнеса?
Указанные изменения в отношении применения ставки НДС 0% на «российском этапе» международной перевозки товаров могут потребовать пересмотра текущего подхода к исчислению и уплате НДС в России.
В частности, налогоплательщикам – поставщикам услуг по транспортировке в рамках международной перевозки следует:
- Провести анализ текущих договоров и сделок на предмет необходимости изменения применяемой налоговой ставки.
- В случае перехода на отличную, от применяемой, ставку НДС необходимо настроить учетные системы согласно новыми требованиями налогового законодательства РФ, обновить процесс документооборота с целью формирования реестра для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0%.
- Встает коммерческий вопрос при изменении налоговой ставки для конкретных операций и договоров, что влечет необходимость проведения переговоров с контрагентами и внесение соответствующих изменений в договоры и первичные документы.
Заказчикам услуг транспортировки и / или транспортно-экспедиционного обслуживания также следует провести инвентаризацию имеющихся договоров, проверив со своей стороны аспекты, аналогичные озвученным выше.
Чем Б1 может помочь?
Команда Б1 готова предоставить профессиональные услуги при обсуждении вопросов, связанных с изменениями в части применения ставки НДС 0% при транспортировке товаров по территории РФ в рамках международной перевозки товаров. Наши услуги включают следующие аспекты:
- Анализ соответствия сделок новым условиям применения ставки НДС 0%.
- Налогово-юридическую экспертизу действующих договоров и иных документов на предмет необходимости пересмотра / включения в них налоговых и / или коммерческих оговорок.
- Обоснование налоговой позиции с точки зрения применения ставки НДС 0% в рамках коммуникации с налоговыми органами РФ.
- Взаимодействие с Федеральной налоговой службой России и / или Министерством финансов РФ по вопросам разъяснения новых ограничений применения ставки НДС 0% на «российском этапе» международной перевозки товаров.
- Донастройку учетной системы для корректного учета НДС в зависимости от применяемой налоговой ставки и необходимости ведения раздельного учета входящего НДС в случае исчисления налога по ставке 0%.
Авторы
Вадим Ильин
Партнер Б1
Руководитель группы по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Юлия Колесникова
Директор Б1
Группа по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Кристина Науменко
Старший консультант Б1
Группа по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Ангелина Диева
Старший консультант Б1
Группа по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеСостояние правоприменительной практики по квалификации движимого и недвижимого имущества: дайджест от 2 октября 2024
В последние годы доначисление налога на имущество организаций в результате переквалификации движимого имущества в недвижимое стало одним из трендов налоговых споров. Правоприменительная практика по данному вопросу является противоречивой и продолжается формироваться до настоящего времени, поэтому считаем важным отслеживать актуальное состояние практики.
02.10.2024
Утверждение нового формата уведомления о контролируемых сделках
20 августа 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов (далее – «Портал») был опубликован проект Приказа ФНС России (далее – «Проект») о внесении изменений в приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках…».
24.09.2024
ФНС планирует исключить все страны ЕС из перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами
3 сентября 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС, который устанавливает новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами. В случае вступления в силу, новый Перечень будет включать 45 государств и 10 территорий.
17.09.2024
Новое обязательство для международных групп компаний: утверждение форматов представления сведений из финансовой отчетности
24 июля на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС «Об утверждении форматов представления сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний (МГК), финансовой отчетности участников МГК в электронной форме».
10.09.2024
Правомерность учета расходов на создание объектов незавершенного строительства при их ликвидации. Обзор дела ПАО «НК Лукойл»
Суды трёх инстанций встали на сторону налогового органа, признав неправомерным учет в расходах затрат на незавершенное строительство при ликвидации таких объектов. 28 августа 2024 г. Судебная коллегия ВC РФ передала дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
02.09.2024
Индивидуальное разрешение на вывоз товаров в свете введённых Россией ответных мер, ограничивающих экспорт
В настоящее время многие участники ВЭД сталкиваются с необходимостью вывоза товаров за пределы ЕАЭС по различным причинам: ремонт оборудования, реализация иностранным контрагентам и другие. При этом на протяжении более двух лет Постановлением Правительства № 311 установлен запрет на вывоз большой номенклатуры товаров до 31 декабря 2025 года.
30.08.2024
Приближение срока подачи Уведомлений об участии в МГК за 2023
Cрок подачи Уведомлений об участии в международной группе компаний за 2023 год истекает 31 августа 2024 для МГК, финансовый год которых совпадает с календарным.
29.08.2024