New developments in civil law in the area of intellectual property

19 July 2022
Law Messenger
Federal Law No. 193-FZ of 28 June 2022 "On Amendments to Part Four of the Civil Code of the Russian Federation" ("the Federal Law"), which will enter into force on 29 June 2023, extends the range of holders of exclusive rights in a trademark and establishes mandatory registration of a pledge of exclusive rights in a registered computer programme or database.
New categories of trademark rights holders

The nature of trademarks is directly tied to commercial objectives: they serve to individualise goods, work and services. For a long time, the Russian regulatory framework has only allowed commercial entities, i.e., legal entities and individual entrepreneurs, to be rights holders of trademarks.

The Federal Law extends the range of holders of exclusive rights in trademarks. Once the new rules take effect, any person, including private citizens, will be able to become a rights holder. In terms of practical implementation, however, there are certain points which may need to be considered.

A citizen does not have to be engaged in particular activities or have any special status in order to register a trademark. At the same time, it remains illegal to carry on entrepreneurial activities without registration. This means that an individual planning to use a trademark in his activities must either have the status of an individual entrepreneur or carry on specialised activities that do not require that status — for example, he may be self-employed or work as a lawyer or a notary. Also, if an individual registers a trademark without intending to use it in any activities or fails to use a registered trademark, legal protection of the mark may be terminated early by reason of non-use.

Nevertheless, the change in the law certainly has a number of positive implications. Firstly, whereas previously a trademark was deprived of legal protection if the holder lost the status of an individual entrepreneur, this will no longer be the case once the amendments come into force: legal protection will end only when the rights holder dies. Secondly, the amendments mean that a person who has inherited exclusive rights in a trademark and does not have the status of an individual entrepreneur will not be obliged to obtain that status or alienate the exclusive rights in the trademark within a year of the succession date.
Registration of a pledge of exclusive rights in a registered computer programme or database

Under current law, registering computer programmes and databases in Russia is optional: these intellectual property assets are automatically protected from the moment they are created, but the rights holders can choose to register them with Rospatent. However, when a computer programme or database is registered with Rospatent, any transfer of exclusive rights is also subject to state registration. The Federal Law makes an addition to this provision to the effect that any pledge of exclusive rights in a registered computer programme or database would likewise have to be registered. It should be pointed out that this change will not affect the register of domestic software, and information on the pledging of computer programmes or databases will be contained only in the register maintained by Rospatent.

B1 Group’s specialists have extensive knowledge and expertise in the field of intellectual property. Thanks to its long experience of providing wide-ranging services and advice in that area, our team is well-positioned to provide comprehensive support in planning the optimal structure of ownership and management of intellectual property assets, including in light of the forthcoming changes in Russian civil law, and to advise on all issues that may arise in this regard.

Authors:
Alexey Markov
Partner
Anton Sidnin
Manager
Alena Karpova
Assistant
Contact us

Learn more about our services by filling in the feedback form, or send us a request for proposal by email. Select the appropriate option.
This website uses cookies to improve your user experience. If you continue on this website, you will be providing your consent to our use of cookies.
Accept

Новеллы гражданского законодательства в сфере интеллектуальной собственности

19 июля 2022 г.
Law Messenger
29 июня 2023 года вступит в силу Федеральный закон от 28 июня 2022 года № 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), который расширяет круг обладателей исключительного права на товарный знак и устанавливает обязательную регистрацию залога исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных.
Новые категории правообладателей товарных знаков

Природа товарных знаков напрямую связана с коммерческими целями: они служат для индивидуализации товаров, работ и услуг. С учетом специфики российского регулирования, на протяжении длительного периода времени правообладателями товарных знаков могли быть исключительно лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Федеральный закон расширяет круг обладателей исключительного права на товарные знаки, и после вступления в силу новых правил правообладателем сможет стать любое лицо, включая граждан. Однако, исполнение данной нормы на практике может иметь некоторые особенности.

Для регистрации товарного знака от гражданина не требуется, чтобы он занимался определенной деятельностью или имел какой-либо специальный статус. Вместе с тем, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации продолжает оставаться запрещенным законом. В связи с этим физическое лицо, собирающееся использовать товарный знак в своей деятельности, должно или иметь статус индивидуального предпринимателя, или осуществлять специализируемую деятельность, не требующую получение такого статуса — например, быть самозанятым, адвокатом или нотариусом. При этом, если физическое лицо регистрирует товарный знак без целей дальнейшего использования в какой-либо деятельности или не использует зарегистрированный товарный знак, его правовая охрана может быть досрочно прекращена в связи с неиспользованием.

Тем не менее, рассматриваемое нововведение имеет как минимум несколько благоприятных последствий. Во-первых, если ранее при утрате лицом статуса индивидуального предпринимателя правовая охрана товарного знака досрочно прекращалась, то после вступления изменений в силу данное обстоятельство не будет приводить к такому последствию: правовая охрана прекратится лишь со смертью правообладателя. Во-вторых, после вступления изменений в силу лицо, унаследовавшее исключительное право на товарный знак и не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, не будет обязано получить такой статус или же произвести отчуждение исключительного права на товарный знак в течение года со дня открытия наследства.
Регистрация залога исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных

В соответствии с действующим законодательством регистрация программ для ЭВМ и баз данных в России является опциональной: данные объекты интеллектуальной собственности автоматически охраняются с момента их создания, однако, правообладатели могут по собственному желанию зарегистрировать их в Роспатенте. При этом в случае, если программа для ЭВМ или база данных зарегистрирована в Роспатенте, переход исключительного права также подлежит государственной регистрации. Федеральный закон вносит дополнение в данное положение, согласно которому в дальнейшем залог исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных также будет подлежать регистрации. Необходимо отметить, что данное изменение само по себе не отразится на реестре отечественного ПО, и сведения о залоге программ для ЭВМ или баз данных будут содержаться исключительно в реестре, находящемся в ведении Роспатента.

Специалисты группы компаний Б1 обладают широкой компетенцией в области интеллектуальной собственности. Благодаря накопленному опыту оказания услуг и консультирования по разнообразным вопросам в указанной сфере, наша команда готова оказать комплексное содействие по планированию оптимизации структуры владения и управления объектами интеллектуальной собственности, включая в связи с предстоящими изменениями российского гражданского законодательства, и проконсультировать по всем возникающим в этой связи вопросам.

Авторы:
Алексей Марков
Партнер
Группа оказания юридических услуг
Антон Сиднин
Менеджер
Группа оказания юридических услуг
Алена Карпова
Консультант
Группа оказания юридических услуг
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, заполнив форму обратной связи, или отправьте запрос на тендер по электронной почте. Выберите подходящий вариант.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять