Подготовка отчетности по экологическому сбору
В рамках стратегии государства по построению экономики «замкнутого» цикла мы предлагаем комплексное сопровождение по вопросам расширенной ответственности производителей.
В 2024 году была проведена масштабная реформа расширенной ответственности производителей (РОП), в результате которой были изменены правила взимания экологического сбора и подачи экологической отчетности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2024 г. N 750, с 1 сентября 2024 по 31 декабря 2025 гг. на территории РФ проводится эксперимент для импортеров, которые ввозят товары, упаковку на территорию РФ из государств, не являющихся членами ЕАЭС. Участие в эксперименте является обязательным для импортеров товаров, в том числе товаров в упаковке, включенных в перечень товаров, участвующих в эксперименте. Например, к ним отнесены отдельные номенклатуры из Группы № 1 «Одежда и изделия текстильные» и Группы № 25 «Изделия пластмассовые упаковочные из полипропилена».
Кроме этого, для участников эксперимента уже сейчас применяются особые правила взимания экологического сбора и подачи экологической отчетности (по факту каждой поставки).
Обращаем внимание, что эти правила с 1 января 2026 года планируется распространить на всех импортеров, ввозящих товары и упаковку из стран не-ЕАЭС: каждый импортер из стран не-ЕАЭС обязан будет отчитываться и уплачивать сбор в отношении каждой отдельно взятой поставки.
Для всех плательщиков экологического сбора с 1 января 2026 года предусмотрены новые формы отчетности, которые отличаются от прежних и требуют большего раскрытия информации о товарах и упаковке.
В переходный период (при подготовке отчетности за 2024 отчетный год) расчет экологического сбора предусматривался как по старым, так и по новым правилам одновременно. Подготовка отчетности за 2025 отчетный год регулируется исключительно по новым правилам.
Наконец, законодательство в сфере РОП продолжает развиваться: на уровне Минприроды активно обсуждается значительное повышение базовых ставок экологического сбора по широкому кругу товаров и упаковки (вплоть до повышения в несколько раз). Также продолжается совершенствование механизмов учета и контроля (Росприроднадзор интегрирует данные отчетности с информационными системами ФТС, ФНС, Росстата и других ведомств).
КТО ОБЯЗАН ПОДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ СБОРУ?
Производители и импортеры товаров и упаковки, включенных в перечень товаров и упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств.
ШТРАФЫ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ РОП
Нарушение требований по подаче отчетности по экосбору влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьями 8.5.1 и 8.41.1 КоАП РФ:
- за неподачу / несвоевременную подачу отчетности предусмотрен штраф до 150 тыс. рублей;
- за подачу некорректной (неполной) отчетности – в 2-х кратном размере экологического сбора, подлежащего уплате (но не менее 50 тыс. рублей);
- за неуплату экологического сбора – в 3-х кратном размере (но не менее 500 тыс. рублей).
С учетом того, что некоторые административные штрафы могут зависеть от суммы экологического сбора, при постепенном увеличении ставок и нормативов утилизации, ожидается, что размеры штрафов будут пропорционально увеличиваться.
Напоминаем, что в отношении производителей и импортеров из ЕАЭС для отчетности по экологическому сбору и для уплаты существует два ключевых крайних срока: 1 апреля (для подачи отчетности) и 15 апреля (для подачи расчета). Таким образом, многие производители и импортеры должны были подать отчетность за 2024 год по новым правилам уже в начале этого (2025) года.
Импортеры из стран, не входящих в ЕАЭС, к этим срокам добавляют обязательную подачу отдельных форм отчетности по каждой таможенной декларации при выпуске каждой партии товаров и упаковки. Указанная отчетность предоставляется до дня выпуска каждой партии товаров таможенным органом и содержит сведения по каждой поставке в отдельности (до 1 января 2026 такой порядок действует для товаров из перечня эксперимента, однако после указанной даты он будет распространяться на поставки всех товаров не-ЕАЭС).
ПРАВИЛЬНЫЙ И СВОЕВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ ОТЧЕТНОСТИ ПОЗВОЛЯЕТ:
· Избежать рисков административной ответственности
· Обеспечить прозрачность и корректность расчетов экологического сбора
· Подтвердить выполнение нормативов утилизации перед государственными органами по новым правилам
ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ Б1?
-
Аутсорсинг подготовки отчетности по экологическому сбору для импортеров / производителей
Включает подготовку и содействие в подаче отчетности за отчетный период.
-
Разработка и обновление методологии подготовки отчетности по экологическому сбору и по расчету экологического сбора
Адаптация существующих подходов к сбору информации и подготовке отчетности в соответствии с изменениями законодательства.
-
Экспресс-диагностика отчетности по экологическому сбору
Проверка вашей отчетности на соответствие актуальным требованиям.
-
Проведение персонального семинара по вопросам РОП, который будет учитывать вашу специфику
-
Взаимодействие с Росприроднадзором и Минприроды РФ
Подготовка и подача обращений в Росприроднадзор и Минприроды РФ по сложным вопросам и юридическая поддержка при обосновании позиции в решении спорных вопросов.
-
Проверка текущей схемы утилизации и анализ договоров с утилизаторами
ПОЧЕМУ СТОИТ ДОВЕРИТЬСЯ ЭКСПЕРТАМ Б1?
Комплексный подход
От диагностики до взаимодействия с Росприроднадзором и Минприроды РФ.
Персонализированные решения
Мы учитываем специфику деятельности компании и обращения с отходами от использования товаров, упаковки.
Доказанная компетентность
Специалисты Б1 успешно сотрудничают с импортерами и производителями из самых разных отраслей.
Группа компаний Б1 оказывает полный спектр профессиональных услуг в области аудита, налогообложения, права, сопровождения бизнеса, сделок, технологий и консалтинга. Мы являемся лидерами по оказанию услуг крупнейшим государственным и частным компаниям в России, что подтверждают ведущие позиции в рейтингах RAEX, «Коммерсантъ», «Право-300» и других.