ФНС России утвердила порядок интеграции с АИС «Налог-3» для участников налогового мониторинга
16.03.2023 г.
Утвержден Приказ ФНС России от 13.03.2023 № ЕД-7−23/163@ «Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации» (далее — Приказ). Новый Приказ продлевает до 1 января 2024 года срок подготовки участников налогового мониторинга к подключению своих информационных систем к АИС «Налог-3», установленный предыдущим приказом от 23.12.2021 № ЕД-7−23/1142@, а также уточняет саму процедуру подключения.
Суть изменений
Напоминаем, что с 2024 года для участников налогового мониторинга отменяется способ взаимодействия с налоговыми органами посредством телекоммуникационных каналов связи, взаимодействие компаний и налоговых органов со следующего года будет производится автоматизированно на основании интеграции информационных систем компаний с АИС «Налог-3».
Согласно Приказу, процедура подключения предусматривает подачу компаниями двух заявок (вместо одной согласно предыдущему приказу) — «Заявки для настройки защищенной криптографическими средствами сети связи передачи данных» и «Заявки для подключения к информационной системе организации». Также в Приказе поименованы отдельно размещаемые ФНС России перечень средств криптографической защиты канала связи и информация о технологии взаимодействия через информационную систему организации, в которых содержится детальное описание требований к интеграции.
Что это значит для компаний
Для действующих участников налогового мониторинга и компаний, которые планируют переходить на этот режим с 2024 года, утверждение Приказа означает необходимость предпринять срочные действия по запуску или активизации проектов интеграции их учетных систем (или витрин данных) с системой ФНС России. В рамках такого проекта компаниям предстоит:
- провести анализ наличия установленных показателей в учетной системе для реализации сценариев взаимодействия с АИС «Налог-3»;
- подготовить порядок отражения данных в отчетах по соответствующим сценариям;
- усовершенствовать внутренние бизнес-процессы, связанные со сканированием и хранением документов;
- разработать мэппинги (справочники увязки справочника электронных документов компании с СПВДОК, счетов с декларациями, ПУД с бухгалтерскими проводками);
- закупить/разработать ПО для реализации сценариев взаимодействия с АИС «Налог-3»;
- решить вопросы закупки и установки оборудования криптозащиты и пр.
Чем Б1 может помочь
Б1 обладает многолетним опытом подготовки компаний к переходу на налоговый мониторинг, а также практическим опытом методологической и технологической поддержки интеграции систем налогоплательщиков с АИС «Налог-3». Мы будем рады ответить на ваши вопросы по данной тематике, а также предложить наши комплексные услуги, связанные с переходом на налоговый мониторинг.
Авторы:
Андрей Сулин, партнер Б1, руководитель группы по оказанию налоговых и юридических услуг компаниям горнодобывающей, металлургической отраслей и отрасли промышленного производства в РФ
Руслан Гурьев, директор Б1, группа по совершенствованию налоговой функции
Кристина Илларионова, старший консультант Б1, группа по совершенствованию налоговой функции
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Новые правила получения ИТ-аккредитации: углубление тренда на адресное предоставление налоговых ИТ-льгот
Правительство РФ приняло долгожданное Постановление №1949 от 28 ноября 2025 г., изменяющее критерии и регулирование ИТ-аккредитации. Новые правила вступят в силу уже с 1 января 2026 года.
02.12.2025
Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс прошел второе чтение в Госдуме
18 ноября Госдума приняла по втором чтении проект федерального закона № 1026190-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который включает в себя поправки, предложенные Правительством ко второму чтению Законопроекта в Госдуме. Третье чтение состоится 20 ноября, после чего он будет направлен в Совет Федерации, а затем Президенту РФ.
19.11.2025
Минфин России опубликовал проекты приказов, предусматривающих исключение Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) из перечней офшоров с 1 января 2026 года
12 ноября Минфин разместил проекты приказов об исключении ОАЭ из обоих перечней. С текстами проектов изменений в новые Перечень офшоров и Специальный перечень офшоров можно ознакомиться на официальном интернет-портале проектов нормативных правовых актов.
14.11.2025
Введение электронной системы выставления счетов-фактур в ОАЭ
Министерство Финансов ОАЭ выпустило два решения, посвященные системе электронного выставления НДС счетов. В установленные сроки компании обязаны назначить поставщика услуг, аккредитованного администрировать электронную систему выставления, получения и верификации электронных НДС счетов, и внедрить электронную систему взаимодействия по работе с ними.
13.11.2025
Изменения в налоговом законодательстве Республики Казахстан с 1 января 2026 года
В Республике Казахстан была проведена масштабная налоговая реформа, в результате которой был принят новый Налоговый кодекс, который будет применяться с 1 января 2026 г. В настоящее время в проработке остаются несколько законопроектов и подзаконных актов, дополняющих и поясняющих положения нового НК РК. Предлагаем краткий обзор изменений.
30.10.2025
Особенности ведения раздельного учета НДС в ОАЭ
В сентябре 2025 года Федеральная налоговая служба ОАЭ (FTA) выпустила обновленное руководство о раздельном учете НДС, заменяющее руководство от июня 2023 года. Документ содержит разъяснения о применении стандартного и специальных методов раздельного учета входящего НДС, а также вводит уточнения в порядок применения фиксированного процента возмещения.
10.10.2025