Налоговое администрирование трансфертного ценообразования (ТЦО).
Что нового?

28 июня 2022 г.
Tax Messenger
В информационном бюллетене представлена информация о последних Письмах ФНС России в отношении налогового контроля цен трансграничных сделок в текущих экономических условиях и наши комментарии по рекомендуемым дальнейшим действиям.
Контроль внешнеторговых сделок с независимыми лицами, признаваемых контролируемыми для целей налогообложения

25 мая 2022 года ФНС России было опубликовано Письмо ФНС № ШЮ-4−13/6384@ (далее — «Письмо ФНС России»), в котором были даны разъяснения по вопросам обоснования рыночных цен в контролируемых сделках с независимыми лицами.

Из указанного Письма ФНС России следуют следующие выводы:
  1. С 1 января 2022 года сделки с товарными группами, предусмотренными п. 5 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми для целей налогообложения.
  2. По мнению ФНС России, к таким товарным группам как нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни, как правило, применяется метод сопоставимых рыночных цен (далее — «метод СРЦ»). При применении указанного метода ТЦО может быть использована информация о собственной деятельности организации («внутренний» метод СРЦ) и любые другие общедоступные источники информации.
  3. При этом в Письме ФНС России признается, что в сделках с независимыми лицами могут быть объективные ограничения в применении методов трансфертного ценообразования.
  4. В случае невозможности применения методов трансфертного ценообразования, предусмотренных статьями 105.9 — 105.13 НК РФ, в целях обоснования рыночных цен в контролируемых сделках может быть представлен пакет документов, отражающих обычную коммерческую практику сторон сделки, который может включать:
  • Внутренний документ, устанавливающий принципы выбора контрагентов, идентификации их бенефициаров, установления уровня риска и т. д.
  • Ценовая политика (внутренний документ, устанавливающий допустимые коммерческие (или финансовые)) условия сделок.
  • Внутренние документы, по результатам применения политик в конкретной сделке.
  • Договоры, счета, деловая переписка по согласованию условий сделок.
  • Иные документы, которые составляются в соответствии с обычаями делового оборота при заключении сделки.
Читать далее
Как действовать?

Объективные сложности в применении методов ТЦО в сделках с независимыми лицами отмечались нами в предыдущих информационных бюллетенях, посвященных налоговому контролю цен во внешнеторговых сделках.

В продолжение логики Письма ФНС России для снижения рисков ТЦО во внешнеторговых сделках можно выделить следующие приоритетные направления:
  1. Разработка локальных нормативных документов, позволяющих систематизировать процессы заключения и исполнения экспортных сделок для минимизации налоговых и ТЦО рисков (регламенты взаимодействия, матрицы функциональной ответственности, должностные инструкции и тп).
  2. Для минимизации риска признания независимого контрагента аффилированным или номинальной промежуточной структурой, проработка целевой формы взаимодействия структурных подразделений российских и зарубежных контрагентов, с учетом не только требования налогового законодательства, но и коммерческого целеполагания и необходимой синергии налоговой и коммерческой функции.
  3. Подготовка защитного файла, обосновывающего рыночные подходы к ценообразованию, включая: политику по выбору контрагентов (внутренний документ, устанавливающий принципы выбора контрагентов, идентификации их бенефициаров, установления уровня риска и т. д.), ценовую политику (внутренний документ, устанавливающий допустимые коммерческие и (или) финансовые условия совершения сделок), внутренние документы по результатам применения данных политик.

Ценность единообразно применяемой ценовой/коммерческой политики и действующих регламентов отмечается не только в Письме ФНС России, но и подтверждается судом в рамках рассмотрения налогового спора между ООО «Воронежсахар» и налоговым органом (дело № А14−4599/2020). Наличие указанного документа являлось одной из причин принятия судом решения в пользу налогоплательщика.
Налоговый контроль цен в условиях санкций

Следующие два важных, на наш взгляд, Письма ФНС России посвящены налоговому контролю цен в условиях увеличивающегося санкционного давления на российские организации.

Так, согласно Письму ФНС России от 5 марта 2022 года № ШЮ-4−13/2724@ (далее — «Письмо») отмечается возможность применения дисконта к внешнеторговым сделкам в условиях санкций, в том числе в сделках с зарубежными независимыми лицами.

Согласно указанному Письму:
  1. Применение санкций к российским государственным органам, физическим и юридическим лицам со стороны «недружественных» стран (Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций) влияет на экономические условия деятельности сторон сделок.
  2. Допускается возможность возникновения убытка во внешнеторговых сделках в результате действий «недружественных» стран, приводящих к ситуации, когда налогоплательщики будут реализовывать производимую продукцию на экспорт с дисконтом.
  3. При проведении налогового контроля цен и рассмотрении заявлений о заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения будут учитываться указанные обстоятельства и их влияние на условия и результаты сделок, признаваемых контролируемыми согласно статье 105.14 НК РФ.

В дополнение, в Письме ФНС России от 20 июня 2022 года № ШЮ-4−13/7523@, было доведено до сведения Межрегиональной инспекции ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения и Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам о необходимости учитывать обстоятельства, оказывающие влияние на ценообразование в сделках.

К объективным факторам, влияющим на производственно-сбытовую деятельность организаций в текущих экономических условиях, ФНС России относит:
  • Меры по недопущению избытка готовой продукции
  • Остановку производственного цикла
  • Сокращение рабочих мест
  • Вынужденные изменения устоявшейся сбытовой структуры реализации продукции, включая изменения логистических цепочек
  • Соответствующие изменения цен реализации с целью обеспечения сбыта продукции

В продолжение Письма ФНС России мы видим, что на сегодняшний день большинство участников ВЭД сталкиваются с эмоциональной составляющей санкций, при которой продукция или организация формально может не подпадать под ограничения, но иметь следующие сложности:
  • Помимо введения санкций, под воздействием давления регуляторов и возросших репутационных рисков многие зарубежные партнеры (поставщики, покупатели, транспортно-логистические компании, инвесторы, производственные и дистрибьюторские партнеры) отказываются от взаимодействия с российскими компаниями.
  • Сложности с проведением банковских платежей.
  • Принимаемые РФ ответные меры также приводят к существенному ограничению взаимодействия с зарубежными партнерами.

В результате введения взаимных санкционных ограничений многие российские компании столкнулись с рядом значительных проблем и рисков, в частности:
  • Риском приостановления деятельности зарубежных структур, зарегистрированных в «недружественных юрисдикциях» (в т.ч., трейдинговых, холдинговых)
  • Риском прерывания/разрыва цепочек поставок в результате отказа от взаимодействия зарубежных поставщиков, покупателей, транспортно-логистических компаний, с российскими лицами
  • Риском отказа в обслуживании некоторыми банками счетов, открытых в отношении российских компаний или лиц (в частности, лиц с российским участием).
Что делать?

На сегодняшний день мы рекомендуем следующие направления для проработки, помогающие обеспечить бесперебойность работы бизнеса в текущих условиях:
  • Изменение структуры товарно-денежных потоков через «дружественные юрисдикции» (включая открытие полноценно функционирующих банковских счетов в таких юрисдикциях).
  • Организация закупки или сбыта продукции через независимые структуры в «дружественных юрисдикциях» без «российского элемента» для восстановления прерванных цепочек поставок.
  • Проработка транспортно-логистической составляющей цепочки поставок и товаросопроводительных документов.
  • Изменение холдинговых структур и проработка доступных мер государственной поддержки, а также иных мер налоговой экономии поддержки в рамках ухудшающейся экономической ситуации.
  • Заключение соглашение о ценообразовании с ФНС России для исключения рисков ТЦО на будущие периоды (до 5 лет).

Авторы:
Руслан Раджабов
Ассоциированный партнер
Отдел по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
Ruslan.Radzhabov@b1.ru
Кристина Чернышова
Менеджер
Отдел по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
Kristina.Chernyshova@b1.ru
Екатерина Киселева
Старший консультант
Отдел по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
Ekaterina.E.Kiseleva@b1.ru
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, заполнив форму обратной связи, или отправьте запрос на тендер по электронной почте. Выберите подходящий вариант.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять