
В настоящий момент в отношении Беларуси введены и постоянно расширяются политические и экономические ограничения со стороны США, ЕС и его участников, а также стран-партнеров ЕС (в частности, Соединенного Королевства, Швейцарии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи, Японии). В данном обзоре представлена общая краткая информация по санкциям ЕС по состоянию на 1 декабря 2024 года.
Исторический контекст введения санкций в отношении Беларуси
- Санкции ЕС против Беларуси постепенно расширялись и ужесточались на протяжении многих лет, отражая реакцию ЕС на внутренние события в Беларуси и внешнюю политику страны. Первоначальные ограничительные меры ЕС были введены в 2004 году за несоблюдение, по мнению ЕС, международных избирательных стандартов. Эти санкции включали замораживание активов и запрет на въезд для ряда физических и юридических лиц Беларуси.
- В 2011 году к уже введенным ограничениям добавилось эмбарго на поставки оружия. В 2016 году, несмотря на частичную отмену санкций, меры против отдельных лиц и эмбарго на оружие остались в силе. После президентских выборов 2020 года ЕС ввел новые санкции против 88 физических и 7 юридических лиц.
- В 2021 году после принудительной посадки рейса Ryanair в Минске ЕС ввел новые ограничения, в частности запретил белорусским авиаперевозчикам доступ в свое воздушное пространство и аэропорты.
- Ситуация значительно изменилась в 2022 году, когда Беларусь поддержала Россию в сложившейся геополитической ситуации. В ответ ЕС принял дополнительные экономические меры, включая запрет на листинг белорусских государственных предприятий в ЕС, ограничения на банковские, финансовые и торговые операции.
- В 2023 и 2024 годах ЕС продолжил расширять санкции, добавив запреты на экспорт товаров двойного назначения и на импорт стратегических ресурсов из Беларуси. Также были введены новые меры против ключевых белорусских лиц и компаний.
Действующие на текущий момент ограничения ЕС в отношении Беларуси см. далее.
Общие положения о правовом регулировании режима санкций ЕС в отношении Беларуси
Санкции ЕС в отношении Беларуси регулируются несколькими ключевыми правовыми актами[1]:
- Регламент Совета (ЕС) № 765/2006 от 18 мая 2006 года[2] устанавливает общие правила применения санкций. Этот регламент служит правовой основой для реализации ограничительных мер против Беларуси, включая блокировку активов и ограничения на сделки. Регламент содержит в себе как персональные блокирующие санкции, так и секторальные, т.е. ограничения в отдельных отраслях экономики Беларуси.
- Решение Совета ЕС № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012 года[3] стало основой для целевых санкций против Беларуси в ответ на политические действия со стороны властей Беларуси и содействие России.
- Решение Совета ЕС № 2014/145/CFSP от 17 марта 2014 года[4] и
- Регламент Совета (ЕС) № 269/2014 от 17 марта 2014 года[5], которые вводят персональные ограничительные меры в отношении физических лиц и организаций.
Персональные ограничения
Персональные санкции ЕС коснулись крупных политических деятелей Беларуси и членов их семей, бизнесменов, а также белорусских организаций и предприятий.
Государства-члены ЕС обязаны принять меры для предотвращения въезда на их территорию таких лиц[6].
Все принадлежащие таким подсанкционным лицам экономические ресурсы (находящиеся как во владении, так и под их контролем) подлежат заморозке[7].
Предоставление средств и экономических ресурсов таким подсанкционным лицам и организациям запрещено[8].
Блокирующие санкции распространяются на те юридические лица, в которых доля владения лиц, находящихся под санкциями, в совокупности составляет 50% и более (даже если процент владения компанией каждым из таких лиц по отдельности значительно ниже 50%). Кроме того, блокирующие санкции касаются и лиц, находящихся под прямым или косвенным контролем подсанкционных лиц[9][10].
Так, согласно данным EU sanctions tracker[11] на текущий момент в санкционном списке ЕС в отношении Беларуси находятся 261 физическое лицо и 37 организаций, в том числе:
- ОАО «БМЗ — УК холдинга «БМК»
- ГПО «Белоруснефть»
- Концерн «Белнефтехим»
- ОАО «УК холдинга «Белкоммунмаш»
- ОАО «МЭТЗ ИМ. В. И. КОЗЛОВА»
- ОАО «Авиакомпания «Белавиа»
- РУП «Белтаможсервис»
- ОАО «Беларуськалий»
- ОАО «НАФТАН»
- ООО «Интер Тобакко»
- Национальная государственная телерадиокомпания РБ
Среди банков Беларуси под санкционные ограничения ЕС попали[12][13][14]:
- ОАО «Банк Дабрабыт»
- ОАО «Белагропромбанк»
- ОАО «Банк развития РБ»
- ОАО «Белинвестбанк»
- ОАО «АСБ Беларусбанк»
Торговые ограничения
Запрет поставок вооружения, военных транспортных средств, техники, военного снаряжения, а также огнестрельного оружия и боеприпасов, перечень которых установлен в Регламенте (ЕС) № 258/2012[15].
Запрет прямого / косвенного предоставления технической помощи, связанной с товарами и технологиями, перечисленными в Общем военном списке ЕС[16][17].
Запрет поставки технологического оборудования, технологий или программного обеспечения, включая предоставление любых услуг по мониторингу или перехвату телекоммуникаций или телефонных сообщений в мобильных и стационарных сетях любого рода, а также запрет на предоставление финансовой и технической помощи для установки, эксплуатации или обновления такого оборудования и технологий[18].
Запрет прямой / косвенной продажи, поставки и экспорта товаров и технологий двойного назначения, перечень которых установлен в Регламенте (ЕС) № 2021/821[19] (в частности, компьютеров, датчиков, лазеров).
Запрет прямой / косвенной продажи, поставок или экспорта товаров и технологий, которые могут способствовать военному и технологическому совершенствованию Беларуси[20] или развитию ее сектора обороны и безопасности.
Запрет прямой / косвенной продажи, поставок или экспорта определенного перечня машин и оборудования[21] (в частности, ядерных реакторов, паровых турбин, газогенераторов, тепловых насосов).
Запрет прямой / косвенной продажи, поставок, экспорта, транзита товаров и технологий, пригодных для использования в авиационной или космической промышленности[22], а также запрет на оказание сопутствующих таким поставкам услуг страхования или перестрахования, предоставления капитального ремонта, замены модификации или устранения дефектов воздушного судна.
Запрет прямой/косвенной продажи, поставок или экспорта товаров, используемых для производства или изготовления табачных изделий[23].
Запрет покупки, импорта или передачи, прямо или косвенно, из Беларуси минерального топлива, битуминозных веществ и газообразных углеводородов[24].
Запрет продажи, поставки, передачи или экспорта, прямо или косвенно, товаров и технологий, пригодных для использования при переработке нефти и сжижении природного газа[25], независимо от того, происходят ли они из ЕС или нет, любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в Беларуси или для использования в Беларуси.
Запрет прямого / косвенного импорта полезных ископаемых и сырой нефти[26], если они происходят из Республики Беларусь или вывозятся из Республики Беларусь.
Запрет покупки, импорта и пересылки из Беларуси калийных солей[27].
Запрет прямого / косвенного импорта изделий из древесины и лесоматериалов[28], цементной продукции[29], продукции черной металлургии[30], резиновых изделий[31] белорусского происхождения или вывезенных из Беларуси.
Запрет продажи, поставки, передачи или экспорта, прямо или косвенно, товаров и технологий морского судоходства[32], независимо от страны их происхождения, любому физическому или юридическому лицу, субъекту или организации в Беларуси или для использования в Беларуси.
Запрет на прямой или косвенный импорт, покупку или передачу алмазов[33], происходящих, экспортируемых из Беларуси, проходящих транзитом через Беларусь (непромышленные природные и синтетические алмазы, а также ювелирные изделия с бриллиантами).
Запрет на прямой или косвенный импорт, покупку или передачу золота[34] белорусского происхождения, вывезенного из Беларуси после 1 июля 2024 года.
Запрет на прямой или косвенный экспорт, покупку или передачу, транзит предметов роскоши, независимо от того, происходят ли они из ЕС или нет[35].
В отношении указанного выше предусмотрен также запрет на оказание сопутствующих посреднических услуг, технической помощи, а также любого финансирования.
Транспортные ограничения
Запрет разрешения совершения посадки и взлетов с территории государств-членов ЕС или пролета любых воздушных судов, эксплуатируемых белорусскими авиаперевозчиками (за исключением совершения аварийных посадок и пролетов)[36].
Запрет организациям автомобильного транспорта, созданным на территории Беларуси, осуществлять перевозки грузов автомобильным транспортом по территории ЕС[37], в том числе транзитные. Запрет распространяется и на автоперевозчиков, созданных в ЕС, если 25% и более их акций принадлежат белорусскому физическому (за исключением белорусов, имеющих двойное гражданство в государстве ЕС или разрешение на временное или постоянное проживание в государстве-члене ЕС) или юридическому лицу, организации или органу.
Инвестиционные ограничения
Запрет предоставления государственного финансирования или финансовой помощи для торговли с Беларусью или осуществления инвестиций в Беларусь[38] на сумму более 10 млн евро на проект в пользу малых и средних предприятий, созданных в ЕС.
Запрет прямого / косвенного приобретения, продажи, оказания инвестиционных услуг или содействия в выпуске или осуществлении иных операций с обращающимися ценными бумагами и инструментами денежного рынка со сроком погашения более 90 дней, выпущенными после 29 июня 2021 г. Беларусью, ее Правительством, государственными органами, юридическими лицами с государственным участием или действующими от имени или по указанию государства и пр.[39]
Ограничения на оказание услуг
Запрет осуществления страхования и перестрахования Беларуси, ее Правительству, государственным органам, физическим / юридическим лицам с государственным участием или действующим от имени или по указанию государства и пр.[40]
Запрет предоставления специализированных услуг по обмену финансовыми сообщениями[41], которые используются для обмена финансовыми данными, отдельным лицам (в частности, ОАО «Банк Дабрабыт», ОАО «Банк развития РБ», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк») или любому юридическому лицу, организации или органу, созданному в Беларуси, права собственности которых прямо / косвенно более чем на 50% принадлежат таким лицам.
Запрет предоставления Беларуси, ее Правительству, госорганам, любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени, определенных услуг[42] (в частности, бухгалтерских, аудиторских, налоговых консультационных, архитектурных и инженерных услуг, консалтинговых услуг в сфере ИТ, юридических консультаций, рекламных услуг, услуг по тестированию продукции и техническому осмотру).
Введение данного запрета отложено до 2 января 2025 года в отношении договоров на оказание услуг, предназначенных для исключительного использования юридическими лицами, организациями или органами, созданными в Беларуси, которые принадлежат, полностью или совместно контролируются юридическим лицом, организацией или органом, которые зарегистрированы или учреждены в соответствии с законодательством государства-члена Европейской экономической зоны, Швейцарии или страны-партнера ЕС.
Финансовые ограничения
Запрет совершения операций, связанных с управлением резервами, а также активами Центрального банка Республики Беларусь[43].
Запрет принимать вклады / депозиты граждан Беларуси, физических лиц, проживающих в Беларуси, а также юридических лиц, организаций и органов, созданных на территории Беларуси, если общая сумма вкладов / депозитов физического или юридического лица, организации и органа в одной кредитной организации превышает 100 000 евро[44].
Запрет листинга и оказания услуг на торговых площадках, зарегистрированных или признанных в ЕС, по обращающимся ценным бумагам любого юридического лица, организации или органа, созданного в Беларуси и в котором доля государства больше 50% с 12 апреля 2022 г.[45]
Запрет прямо / косвенно заключать или быть частью любого соглашения о предоставлении новых займов или кредитов со сроком погашения более 90 дней после 29 июня 2021 г. с Беларусью, ее Правительством, государственными органами, юридическими лицами с государственным участием или действующими от имени или по указанию государства и пр.[46]
Запрет для центральных депозитариев ценных бумаг ЕС предоставления каких-либо услуг в отношении переводных ценных бумаг, выпущенных после 12 апреля 2022 г. любому белорусскому гражданину или физическому лицу, проживающему в Беларуси, или любому юридическому лицу, организации или органу, созданному в Беларуси[47].
Запрет продажи обращающихся ценных бумаг, номинированных в любой официальной валюте государства-члена ЕС, выпущенных после 12 апреля 2022 г., или паев в предприятиях коллективного инвестирования, предоставляющих доступ к таким ценным бумагам, любому белорусскому лицу[48].
Запрет продажи, поставки, передачи или экспорта банкнот, номинированных в любой официальной валюте государства-члена ЕС, в Беларусь, любому белорусскому лицу или для использования в Беларуси[49].
Запрет осуществления любых выплат / платежей Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) в пользу Беларуси по существующим контрактам или продолжение существующих контрактов на оказание услуг технической помощи, касающихся проектов, финансируемых в рамках таких соглашений[50].
Обязательство для государств-членов ЕС предпринять действия для ограничения деятельности в Беларуси многосторонних банков развития, членами которых они являются[51] (в частности, Международного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития).
Данный обзор не является юридической консультацией или юридическим заключением.
Отдел по оказанию юридических услуг Б1
Команда Б1 всегда готова оказать содействие по вопросам санкционных ограничений и управления потенциальными рисками.
Подробнее
Показать ссылки
-
[1] URL: https://www.consilium.europa.eu/en/policies/sanctions-against-belarus/#human-rights
-
[3] Решение Совета ЕС № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012 года
-
[6] Ст. 3 Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[7] Ст. 4 Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[8] Ст. 4 Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[11] Search: BELARUS (BLR) | EU sanctions tracker, запрос от 01.12.2024
-
[15] Приложение № 1 к Регламенту (ЕС) № 258/2012 Европейского парламента и Совета от 14.03.2012
-
[17] Cт. 1b Регламента Совета (ЕС) № 765/2006 от 18 мая 2006
-
[18] Ст. 2b Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[20] Ст. 2d Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[22] Ст. 2c Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[23] Ст. 2e Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[24] Ст. 1h Регламента Совета (ЕС) № 765/2006 от 18 мая 2006
-
[25] Ст. 2ес Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[26] Ст. 2f Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[27] Ст. 2g Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[28] Ст. 2o Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[29] Ст. 2n Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[30] Ст. 2q Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[31] Ст. 2p Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[32] Ст. 2db Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[33] Ст. 2rc Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[34] Ст. 2pb Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[35] Ст. 2ea Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[36] Ст. 2а Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[37] Ст. 2z Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[38] Ст. 2m Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[39] Ст. 2h Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[40] Ст. 2j Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[41] Ст. 2у Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[42] Ст. 2hc Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[43] Ст. 2ga Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[44] Ст. 2u Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[45] Ст. 2hb Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[46] Ст. 2i Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[47] Ст. 2v Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[48] Ст. 2w Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[49] Ст. 2х Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[50] Ст. 2l Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
-
[51] Ст. 2m Решения Совета (CFSP) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012
Авторы
.jpg)
Наталья Аристова
Партнер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг. Эксперт по вопросам корпоративного, финансового и банковского права, а также санкционного комплаенса, энергетического и экологического законодательства
Связаться
 (1).jpg)
Юлия Цыкало
Старший менеджер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса. Специализируется на правовой поддержке проектов в сфере ТМТ
Связаться

Дмитрий Зикрацкий
Менеджер B1 Belarus
Руководитель юридической практики B1 Belarus
Связаться
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Обзор новых санкций ЕС и США (декабрь 2024 – январь 2025)
Период новогодних праздников, как обычно, был отмечен несколькими новыми волнами санкций. В январе 2025 года OFAC анонсировало две волны санкций против России. Указанные ограничения, в частности, затрагивают энергетический и финансовый секторы российской экономики и применяют механизм вторичных санкций для противодействия обходу установленных мер. Кроме того, были опубликованы генеральные лицензии, позволяющие ограниченные операции с лицами, включёнными в Список специально обозначенных граждан и заблокированных лиц.
31.01.2025
 (1).jpg)
Обзор изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах»
28 декабря 2024 года был принят Федеральный закон №532-ФЗ, внесший значительные изменения в регулирование инвестиционных фондов.
10.01.2025

Проект закона о видеоиграх
12 декабря 2024 на рассмотрение Госдумы внесен законопроект «О деятельности по разработке и распространению видеоигр на территории РФ», направленный на введение ограничительных мер и требований, связанных с оборотом видеоигр в России.
24.12.2024

Обзор санкций ЕС в отношении Беларуси
В данном обзоре представлена общая краткая информация по санкциям ЕС в отношении Беларуси по состоянию на 1 декабря 2024 года.
17.12.2024

Увеличение ответственности европейских лиц за соблюдение ограничительных мер в контролируемых ими российских компаниях
В рамках 14-го пакета санкций ЕС увеличилась ответственность европейских лиц за соблюдение ограничительных мер в контролируемых ими российских компаниях. Введенная статья 8a Регламента (ЕС) № 833/2014 обязывает таких лиц прилагать «наилучшие усилия» для того, чтобы их дочерние компании за пределами ЕС не участвовали в деятельности, подрывающей или ослабляющей применение санкционных ограничений ЕС. Однако конкретные меры не указаны в регламенте, что создает неопределенность относительно того, какие действия могут быть признаны достаточными с точки зрения законодательства ЕС.
16.12.2024

Сделки в условиях действия ограничительных мер экономического характера: обзор
Представленный Обзор основан на действующем законодательстве РФ, опубликованных разъяснениях и рекомендациях, а также нашем практическом опыте. Законодательство и / или официальные разъяснения могут быть изменены в любой момент времени. Мы не можем предвидеть ни время, ни суть таких изменений, хотя в настоящее время мы не располагаем информацией о подготовке таких изменений, которые могут существенно повлиять на наши комментарии.
10.12.2024

Новая ответственность за нарушения, связанные с оборотом персональных данных
27 ноября 2024 года Совет Федерации РФ одобрил два законопроекта № 502104-8 и № 502113-8, которые существенным образом меняют ответственность за нарушения, связанные с оборотом персональных данных. Предполагается, что предложенные изменения подведут итог масштабной реформы ответственности за неправомерную обработку персональных данных.
28.11.2024