Услуги

Услуги

Спецпроекты

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Law Messenger

Опубликован проект поправок, предусматривающих усиление контроля за иностранными инвестициями в «стратегических» активах

23.04.2025 г.

Поделиться

ФАС подготовлен текст поправок в действующее законодательство, направленных на усиление контроля за иностранными инвестициями в хозяйственные общества и активы, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства согласно Закону от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Помимо изменений в Закон № 57-ФЗ проект поправок предусматривает внесение изменений также и в следующие законы: 

  • Закон РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»;
  • Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • Закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
  • Закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • Закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
  • Закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с пояснительной запиской, соответствующие поправки были разработаны в рамках исполнения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента от 02.07.2021 № 400, а также в соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства РФ на 2025 год.

По состоянию на 22 апреля 2025 года документ проходит публичное обсуждение на официальном портале regulation.gov.ru (id 154454). 

В частности, планируемые изменения предусматривают:

  • расширение перечня видов деятельности и имущества, сделки с которыми подлежат обязательному предварительному согласованию с государством;
  • установление дополнительных требований к раскрытию информации о конечных бенефициарах и владельцах активов.

После завершения публичного обсуждения, соответствующий законопроект может быть передан в ГД РФ для рассмотрения.

Обзор ключевых изменений Закона № 57-ФЗ

Расширение контроля на сделки с имуществом в государственной или муниципальной собственности для стратегической деятельности

Проект поправок предусматривает требование о предварительном согласовании сделок с имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, если имущество:

  • относится к основным производственным средствам, используемым (или ранее использовавшимся) для осуществления стратегических видов деятельности, и
  • не передано в пользование хозяйственным обществам.

Включение в периметр сделок, требующих согласование, сделок фактически связанных со стратегами

Проект поправок предусматривает, что к «стратегическим» обществам относятся не только компании, осуществляющие один из видов деятельности, отнесенных к таковым, но иные хозяйствующие субъекты, которые потенциально могут осуществлять такую деятельности в связи с тем, что:

  • имеют лицензии или иные разрешительные документы, связанные с такой деятельностью;
  • заключили договоры, предусматривающие возможность участия в стратегической деятельности;
  • владеют имуществом, относящимся к основным производственным средствам, используемым (или ранее использовавшимся) для осуществления стратегической деятельности.

Новые виды деятельности стратегического значения

В сфере недропользования:

  • пункт 39¹: Пользование участком недр, не отнесенным к участкам федерального значения, содержащим извлекаемые запасы нефти от 50 до 70 млн тонн, газа от 30 до 50 млрд кубометров, меди от 300 до 500 тыс. тонн, золота от 30 до 50 тонн, а также месторождения отдельных видов редких полезных ископаемых (уран, никель, кобальт, литий и другие);
  • пункт 39²: Пользование несколькими участками недр, не отнесенными к федеральным, при условии их нахождения под контролем одного лица, если суммарные запасы по ним превышают 70 млн тонн нефти, или 50 млрд кубометров газа, или 500 тыс. тонн меди, или 50 тонн золота;
  • пункт 39³: Добыча подземных вод, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в объеме более 500 кубических метров в сутки (за исключением случаев, когда добыча осуществляется для собственных производственных и технологических нужд недропользователя).

В сфере рыболовства:

  • пункт 40²Аквакультура (рыбоводство), которая не относится к видам рыболовства;
  • пункт 40¹: Хозяйствующий субъект, занимающийся приёмкой, переработкой, транспортировкой, хранением и выгрузкой водных биоресурсов, а также производством рыбной продукции, если: выручка от этих видов деятельности составляет ≥50% от общей выручки за последний год; суммарная балансовая стоимость активов субъекта и его группы лиц превышает 800 млн рублей на последнюю отчётную дату.

Кроме этого, в перечень видов деятельности включены производственная деятельность, непосредственно технологически связанная с осуществлением хотя бы любого из видов деятельности, указанных в ст. 6 Закона 57-ФЗ (пункт 51). При этом законопроект не содержит уточнений относительно содержания указанной производственной деятельности и не устанавливает критериев, позволяющих отнести конкретные виды деятельности к данной категории.

Новые требования к раскрытию информации

При согласовании сделок иностранный инвестор обязан предоставить не только сведения о своей структуре владения, бенефициарах и контролирующих лицах, но и аналогичную информацию об отчуждающей стороне. 

В частности, потребуется предоставить сведения о признаках нахождения отчуждающей стороны под контролем, определенном в соответствии со статье 5 Закона № 57-ФЗ.

Кроме этого, предусмотрена обязанность иностранных инвесторов в части раскрытия информации о владении 5 % и более акций (долей) в отношении обществ, которые осуществляют деятельность, предусмотренную пунктами 391 -393 статьи 6 Закона 57-ФЗ (новые виды деятельности в сфере недропользования, описанные выше), т.е. которые:

  • ранее не имели статус стратегических (например, на дату совершения сделки), но
  • признаны таковыми по «новым» правилам.

Указанные сведения должны быть поданы ФАС в течение 180 дней с момента вступления в силу изменений. Нарушение указанной обязанности влечет риск лишения иностранного инвестора (или группы лиц) права голоса на ОСУ/ОСА в порядке, предусмотренном частью 4.1 статьи 15 Закона № 57-ФЗ (в судебном порядке). В случае введения указанного ограничения, оно будет действовать до момента предоставления указанной информации.

Рекомендации

С учетом формирующейся в последнее время практики оспаривания Генпрокуратурой с использованием ст. 169 ГК сделок в отношении активов, находящихся под прямым или косвенным контролем конечных бенефициаров с двойным гражданством, необходимо оценить и учитывать потенциальные риски предъявления претензий со стороны государственных органов в отношении истории приобретения таких активов. Как правило, упомянутые иски Генпрокуратуры рассматриваются в закрытом слушании и детальная информация ограничена СМИ. При этом судя по доступной информации в некоторых случаях сделки оспариваются и в качестве обоснования приводится стратегический характер компании несмотря на отсутствие формальных признаков компании стратегического значения.

В связи с возможным усилением контроля за иностранными инвестициями в рамках Закона № 57-ФЗ рекомендуется:

  • отслеживать статус обсуждения и принятия соответствующего законопроекта, включая изменения, которые могут быть внесены по итогам публичных обсуждений и передаче для рассмотрения в ГД РФ, а также при рассмотрении ГД РФ и Советом Федерации;
  • провести правовой анализ текущих сделок / уже приобретенных активов на предмет рисков признания компаний или их имущества «стратегическими» с учетом новых критериев.

Авторы

Наталья Аристова

Наталья Аристова

Партнер Б1

Отдел по оказанию юридических услуг. Эксперт по вопросам корпоративного, финансового и банковского права, а также санкционного комплаенса, энергетического и экологического законодательства

Связаться

Ярослав Соларев

Ярослав Соларев

Менеджер Б1

Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все