Law Messenger
Опубликован проект поправок, предусматривающих усиление контроля за иностранными инвестициями в «стратегических» активах
23.04.2025 г.
ФАС подготовлен текст поправок в действующее законодательство, направленных на усиление контроля за иностранными инвестициями в хозяйственные общества и активы, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства согласно Закону от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Помимо изменений в Закон № 57-ФЗ проект поправок предусматривает внесение изменений также и в следующие законы:
- Закон РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»;
- Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
- Закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
- Закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- Закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
- Закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии с пояснительной запиской, соответствующие поправки были разработаны в рамках исполнения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента от 02.07.2021 № 400, а также в соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства РФ на 2025 год.
По состоянию на 22 апреля 2025 года документ проходит публичное обсуждение на официальном портале regulation.gov.ru (id 154454).
В частности, планируемые изменения предусматривают:
- расширение перечня видов деятельности и имущества, сделки с которыми подлежат обязательному предварительному согласованию с государством;
- установление дополнительных требований к раскрытию информации о конечных бенефициарах и владельцах активов.
После завершения публичного обсуждения, соответствующий законопроект может быть передан в ГД РФ для рассмотрения.
Обзор ключевых изменений Закона № 57-ФЗ
Расширение контроля на сделки с имуществом в государственной или муниципальной собственности для стратегической деятельности
Проект поправок предусматривает требование о предварительном согласовании сделок с имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, если имущество:
- относится к основным производственным средствам, используемым (или ранее использовавшимся) для осуществления стратегических видов деятельности, и
- не передано в пользование хозяйственным обществам.
Включение в периметр сделок, требующих согласование, сделок фактически связанных со стратегами
Проект поправок предусматривает, что к «стратегическим» обществам относятся не только компании, осуществляющие один из видов деятельности, отнесенных к таковым, но иные хозяйствующие субъекты, которые потенциально могут осуществлять такую деятельности в связи с тем, что:
- имеют лицензии или иные разрешительные документы, связанные с такой деятельностью;
- заключили договоры, предусматривающие возможность участия в стратегической деятельности;
- владеют имуществом, относящимся к основным производственным средствам, используемым (или ранее использовавшимся) для осуществления стратегической деятельности.
Новые виды деятельности стратегического значения
В сфере недропользования:
- пункт 39¹: Пользование участком недр, не отнесенным к участкам федерального значения, содержащим извлекаемые запасы нефти от 50 до 70 млн тонн, газа от 30 до 50 млрд кубометров, меди от 300 до 500 тыс. тонн, золота от 30 до 50 тонн, а также месторождения отдельных видов редких полезных ископаемых (уран, никель, кобальт, литий и другие);
- пункт 39²: Пользование несколькими участками недр, не отнесенными к федеральным, при условии их нахождения под контролем одного лица, если суммарные запасы по ним превышают 70 млн тонн нефти, или 50 млрд кубометров газа, или 500 тыс. тонн меди, или 50 тонн золота;
- пункт 39³: Добыча подземных вод, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в объеме более 500 кубических метров в сутки (за исключением случаев, когда добыча осуществляется для собственных производственных и технологических нужд недропользователя).
В сфере рыболовства:
- пункт 40²: Аквакультура (рыбоводство), которая не относится к видам рыболовства;
- пункт 40¹: Хозяйствующий субъект, занимающийся приёмкой, переработкой, транспортировкой, хранением и выгрузкой водных биоресурсов, а также производством рыбной продукции, если: выручка от этих видов деятельности составляет ≥50% от общей выручки за последний год; суммарная балансовая стоимость активов субъекта и его группы лиц превышает 800 млн рублей на последнюю отчётную дату.
Кроме этого, в перечень видов деятельности включены производственная деятельность, непосредственно технологически связанная с осуществлением хотя бы любого из видов деятельности, указанных в ст. 6 Закона 57-ФЗ (пункт 51). При этом законопроект не содержит уточнений относительно содержания указанной производственной деятельности и не устанавливает критериев, позволяющих отнести конкретные виды деятельности к данной категории.
Новые требования к раскрытию информации
При согласовании сделок иностранный инвестор обязан предоставить не только сведения о своей структуре владения, бенефициарах и контролирующих лицах, но и аналогичную информацию об отчуждающей стороне.
В частности, потребуется предоставить сведения о признаках нахождения отчуждающей стороны под контролем, определенном в соответствии со статье 5 Закона № 57-ФЗ.
Кроме этого, предусмотрена обязанность иностранных инвесторов в части раскрытия информации о владении 5 % и более акций (долей) в отношении обществ, которые осуществляют деятельность, предусмотренную пунктами 391 -393 статьи 6 Закона 57-ФЗ (новые виды деятельности в сфере недропользования, описанные выше), т.е. которые:
- ранее не имели статус стратегических (например, на дату совершения сделки), но
- признаны таковыми по «новым» правилам.
Указанные сведения должны быть поданы ФАС в течение 180 дней с момента вступления в силу изменений. Нарушение указанной обязанности влечет риск лишения иностранного инвестора (или группы лиц) права голоса на ОСУ/ОСА в порядке, предусмотренном частью 4.1 статьи 15 Закона № 57-ФЗ (в судебном порядке). В случае введения указанного ограничения, оно будет действовать до момента предоставления указанной информации.
Рекомендации
С учетом формирующейся в последнее время практики оспаривания Генпрокуратурой с использованием ст. 169 ГК сделок в отношении активов, находящихся под прямым или косвенным контролем конечных бенефициаров с двойным гражданством, необходимо оценить и учитывать потенциальные риски предъявления претензий со стороны государственных органов в отношении истории приобретения таких активов. Как правило, упомянутые иски Генпрокуратуры рассматриваются в закрытом слушании и детальная информация ограничена СМИ. При этом судя по доступной информации в некоторых случаях сделки оспариваются и в качестве обоснования приводится стратегический характер компании несмотря на отсутствие формальных признаков компании стратегического значения.
В связи с возможным усилением контроля за иностранными инвестициями в рамках Закона № 57-ФЗ рекомендуется:
- отслеживать статус обсуждения и принятия соответствующего законопроекта, включая изменения, которые могут быть внесены по итогам публичных обсуждений и передаче для рассмотрения в ГД РФ, а также при рассмотрении ГД РФ и Советом Федерации;
- провести правовой анализ текущих сделок / уже приобретенных активов на предмет рисков признания компаний или их имущества «стратегическими» с учетом новых критериев.
Авторы
Наталья Аристова
Партнер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг. Эксперт по вопросам корпоративного, финансового и банковского права, а также санкционного комплаенса, энергетического и экологического законодательства
Связаться
Ярослав Соларев
Менеджер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Ключевые законодательные изменения для фармацевтической отрасли и отрасли медицинских изделий (3 квартал 2025 года)
Изменения в подтверждении происхождения лекарств, формирование перечня СЗЛС и новые правила проверок. Актуальный дайджест по законодательным инициативам для фармацевтики и отрасли медизделий.
10.11.2025
Обзор принятого 19-го пакета санкций ЕС
23 октября 2025 года вскоре после новых санкций США в отношении Роснефти и Лукойла был принят и опубликован новый санкционный пакет ЕС. Ранее мы писали о планируемом контуре нового 19 санкционного пакета. Разбираемся, что в итоге было принято и что появилось нового.
28.10.2025
Новые санкции США
22 октября 2025 года Office of Foreign Assets Control (OFAC) (Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США) опубликовало пресс-релиз о новых санкциях в отношении России. Предлагаем обзор деталей всех новых ограничений и лицензий.
27.10.2025
Регулятор прислушался к бизнесу: опубликован проект федерального закона о продлении срока действия эксперимента по РОП и переносе срока его распространения на всех импортеров-не-ЕАЭС
20 октября 2025 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
22.10.2025
Изменения в сфере регулирования безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ)
В 2025 году были приняты значимые поправки к Федеральному закону от 26 июля 2017 года № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», направленные на усиление технологической независимости и безопасности КИИ. Эти изменения, введенные Федеральным законом от 7 апреля 2025 года № 58-ФЗ и Федеральным законом от 31 июля 2025 года № 325-ФЗ, затрагивают состав субъектов КИИ, вводят для них новые обязанности. Предлагаем разобрать ключевые нововведения, которые требуют от компаний оперативной адаптации подходов к категорированию объектов КИИ и к составу используемого ПО.
20.10.2025
Обзор возможных ограничений 19-го пакета санкций ЕС
19 сентября 2025 года Европейская комиссия представила государствам-членам ЕC предложения по 19-му пакету санкций против РФ. На момент подготовки настоящего обзора пакет еще не утвержден Советом ЕС и его объем и содержание остаются предметом обсуждений. Приводим краткий обзор предложенных мер, подготовленный на основе публичных заявлений Комиссии ЕС, отдельных должностных лиц ЕС и информации СМИ по состоянию на 7 октября.
07.10.2025
Изменения порядка распространения аудиовизуальных произведений: новые требования и ограничения
31 июля 2025 года опубликован Федеральный закон, который вносит изменения в порядок выдачи и отзыва прокатных удостоверений на аудиовизуальные произведения и может существенно повлиять на деятельность владельцев стриминговых сервисов и социальных сетей. Изменения вступят в силу с 1 марта 2026 года.
28.08.2025