Услуги

Услуги

Спецпроекты

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Law Messenger

Санкционное давление и уголовные риски: на что обратить внимание российским компаниям и их сотрудникам

11.04.2025 г.

Поделиться

В последнее время наблюдается усиление регуляторного давления со стороны ЕС в части контроля за соблюдением европейских санкций, в том числе со стороны российских компаний подконтрольных европейским лицам. Указанное обстоятельство потенциально создает дополнительные риски привлечения к ответственности как для самих российских дочерних компаний, так и, особенно, для их сотрудников, включая топ-менеджмент, которые зачастую вынуждены учитывать иностранные санкционные ограничения в своей деятельности.

Что сейчас предусмотрено в РФ?

В настоящий момент уголовная ответственность за публичные призывы к введению или расширению санкций против РФ регулируется статьёй 284.2 УК РФ (введена в марте 2022 года). Текущая редакция статьи предполагает наказание только за повторные призывы после привлечения к административной ответственности по аналогичной статье КоАП РФ (ст. 20.3.4 КоАП РФ). Санкции включают штраф до 500 000 рублей либо лишение свободы до 3 лет.

Под призывом понимаются действия, направленные на побуждение иностранного государства, государственного объединения и (или) союза, либо государственного (межгосударственного) учреждения иностранного государства или объединения и (или) союза к введению или продлению мер ограничительного характера, выражающихся в политических или экономических санкциях против Российской Федерации, её граждан или российских юридических лиц.

При этом само по себе соблюдение иностранных санкций не криминализировано.

В то же время теоретически не исключено привлечение к ответственности по части 1 статьи 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), если будет доказано, что руководитель или сотрудник компании, действуя вопреки законным интересам организации, совершил умышленные действия в своих личных интересах или интересах третьих лиц, причинившие существенный вред компании. Однако на практике применение ч. 1 ст. 201 УК РФ в контексте соблюдения санкций пока не зафиксировано.

Кроме того, в апреле 2022 года в Государственную Думу был внесён законопроект № 102053-8, предлагающий дополнить ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) новым квалифицирующим признаком – «в целях исполнения решений иностранных государств о введении ограничительных мер против РФ». Законопроект предусматривал ответственность в виде лишения свободы до 10 лет, однако данный законопроект не получил дальнейшего рассмотрения и до настоящего момента находится без движения.

Какие изменения вводятся?

8 апреля 2025 года Государственная Дума приняла в 3-м чтении пакет законопроектов № 870801-8 и № 871724-8, в том числе меняющих регулирование статьи 284.2 УК РФ (за призывы о введении ограничительных мер) и ряда смежных составов УК РФ (статьи 280.3 и 284.3 УК РФ). На текущий момент пакет законопроектов передан на рассмотрение в Совет Федерации (дата рассмотрения не назначена).

Основные изменения:

  • Введение квалифицирующего признака «из корыстных побуждений или по найму» (новая часть 2 ст. 284.2 УК РФ), предусматривающего штраф до 3 млн рублей либо лишение свободы до 5 лет, либо принудительными работами на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок срок.
  • Отмена обязательной административной преюдиции для деяний, совершённых из корысти или по найму.
  • Возможность конфискации денежных средств и имущества, полученных от преступления (изменения в ст. 104.1 УК РФ).

В статьи 280.3 и 284.3 УК РФ также вводится аналогичный квалифицирующий признак – «из корыстных побуждений или по найму», с увеличением наказания до 7 лет лишения свободы и возможностью конфискации имущества.

Правовые и практические последствия для сотрудников

Принятые изменения значительно увеличивают персональные риски уголовного преследования для сотрудников, особенно руководителей и топ-менеджмента российских дочерних компаний иностранных групп, от которых их материнские компании требуют учитывать санкционные ограничения в своей деятельности. 

Основные риски заключаются в следующем:

  • Любое публичное заявление или действие сотрудника, связанное с соблюдением иностранных санкций, может быть квалифицировано как преступление, совершённое «по найму», т.е. создает риск возбуждения уголовного дела.
  • Отмена административной преюдиции не позволяет исправить или отозвать спорное заявление для избежания уголовной ответственности.

Рекомендации по снижению рисков для сотрудников

В целях минимизации рисков уголовного преследования в отношении работников рекомендуется исключить из публичных заявлений компаний (публикуемых от имени отдельных работников) формулировки в СМИ, социальных сетях и публичных мероприятиях, которые могут быть интерпретированы как поддержка или одобрение санкций.

Авторы

Наталья Аристова

Наталья Аристова

Партнер Б1

Отдел по оказанию юридических услуг. Эксперт по вопросам корпоративного, финансового и банковского права, а также санкционного комплаенса, энергетического и экологического законодательства

Связаться

Ярослав Соларев

Ярослав Соларев

Менеджер Б1

Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все