Tax Messenger
Амнистия за дробление бизнеса: неочевидные вопросы законопроекта
06.06.2024 г.
Как известно, 3 июня 2024 Законопроект Минфина России о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации («Законопроект»), предлагающий, в том числе, правила об освобождении от налогов, штрафов и пеней по правонарушениям, выявленным за 2022-2024, связанным с дроблением бизнеса («Амнистия»), был внесен в Государственную Думу[1].
По сравнению с версией, представленной ранее в Правительство РФ, Законопроект в части Амнистии по сути не изменился (имели место небольшие редакторские правки).
При этом к текущей редакции Законопроекта остаются вопросы, в частности:
- Амнистия применяется в случаях, когда в рамках проверок за 2022-2024 гг. (вид проверок не конкретизирован) установлен факт дробления бизнеса. При этом в качестве условия для применения Амнистии указан факт отсутствия дробления бизнеса за 2025-2026 гг., подтвержденный в рамках выездной налоговой проверки (далее «ВНП») за данный период. Имеет место неопределенность о правомерности применения Амнистии в следующих случаях:
- факт дробления установлен камеральной налоговой проверкой (далее «КНП») за налоговый/отчетный период, относящийся к 2022-2024 гг.;
- выездная налоговая проверка была проведена за период, выходящий за рамки 2022-2024 гг., но частично его захватывающий (например, 2021-2023 гг.).
- Одним из условий применения Амнистии является проведение ВНП за 2025-2026 гг. либо ее отсутствие (в отсутствие ВНП Амнистия наступает 01.01.2030 г.). Если в рамках ВНП будет проверен только один год (2025 или 2026), то будет ли применена Амнистия к 2022-2024 гг. и если будет, то в какой момент?
- Если дробление установлено за 2022-2024 гг., а ВНП за 2025-2026 гг. не назначили, нужно ли для применения Амнистии до 01.01.2030 добровольно отказаться от дробления бизнеса за 2025-2026 гг. и проинформировать об этом налоговые органы?
- Согласно Законопроекту, приостановление вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее «Решение») не отменяет права налогоплательщика на обжалование такого Решения в вышестоящий налоговый орган и в суд в порядке и сроки, которые установлены НК РФ, и не прерывает течение сроков на обжалование такого Решения. При этом:
- апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого Решения[2]. Как в данном случае считать срок на обжалование Решения? Должен ли налогоплательщик рассчитывать срок, исходя из предположения, когда Решение должно было вступить в силу, если бы не было приостановлено?
- заявление о признании недействительным Решения может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов[3]. Правоприменительная практика исходит из того, что обжалованию подлежат вступившие в силу Решения[4] (за исключением отдельных случаев, например, когда апелляционная жалоба была несвоевременно рассмотрена, что прямо урегулировано НК РФ[5]). В данном случае, может ли приостановленное Решение быть обжаловано в суд и как считать установленный трехмесячный срок?
Представляется, что соответствующие положения Законопроекта требуют более четких формулировок и должны быть уточнены по мере его согласования.
АВТОРЫ
Дмитрий Книженцев
Партнер Б1
Руководитель группы налоговой политики и разрешения налоговых споров, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Игорь Ямпольский
Младший менеджер Б1
Группа налоговой политики и разрешения налоговых споров, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Показать ссылки
-
[1] №639663-8 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности (duma.gov.ru)
-
[2] П. 2 ст. 139.1 НК РФ
-
[3] Ч. 4 ст. 198 АПК РФ
-
[4] П. 3 ст. 138 НК РФ
-
[5] Абз. 2 п. 2 ст. 138 НК РФ
ДРУГИЕ ОБЗОРЫ
Посмотреть всеНДС для «УСНщиков»: ваша жизнь не будет прежней
28 мая 2024 года Министерство финансов Российской Федерации опубликовало Законопроект, предусматривающий обширные изменения в НК РФ в части исчисления и уплаты НДС налогоплательщиками, применяющими УСН, и в части применения амнистии за «дробление бизнеса». 3 июня 2024 года Законопроект был внесен в профильный комитет по бюджету и налогам Государственной думы РФ. Его рассмотрение планируется в июне 2024 года.
04.06.2024
Готовь сани летом: среднесрочные тренды в налогообложении высокотехнологичных компаний с учетом поправок, анонсированных весной 2024 года
3 июня 2024 года в ГД РФ был внесен законопроект, содержащий контуры масштабной налоговой реформы. Мы уже освещали его ключевые тезисы, а теперь обращаем внимание на тенденции и вопросы, которые усматриваются из его положений, а также иных значимых для высокотехнологичной сферы изменений.
04.06.2024
Налоговая реформа – обзор ключевых предложений Минфина
28 мая 2024 года Министерство финансов внесло в Правительство РФ законопроект, предусматривающий ряд изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Команда Б1 подготовила краткий обзор ключевых предложений Минфина.
30.05.2024
Споры по налогу на имущество организаций в отношении объектов электроэнергетики
Опубликовано Письмо ФНС России от 29.01.2024 № БС-4-21/827@. Письмо предназначено для использования сотрудниками, осуществляющими камеральные налоговые проверки по налогу на имущество организаций и правовое сопровождение деятельности налоговых органов по рассмотрению жалоб и судебному представительству.
15.02.2024
Состояние правоприменительной практики по квалификации движимого и недвижимого имущества: дайджест от 3 июня 2024
В последние годы доначисление налога на имущество организаций в результате переквалификации движимого имущества в недвижимое стало одним из трендов налоговых споров. Правоприменительная практика по данному вопросу является противоречивой и продолжается формироваться до настоящего времени, поэтому считаем важным отслеживать актуальное состояние практики.
03.06.2024
Представили уточненку — будут ли штрафы?
Опубликовано письмо ФНС России от 27.12.2023 №БВ-4-7/16343@, разъясняющее порядок применения ст. 122 НК РФ при представлении налогоплательщиками в порядке ст. 81 НК РФ уточненных налоговых деклараций с суммой налога к доплате в бюджет после истечения установленных сроков представления декларации и уплаты налога. Мы рады поделиться первым взглядом на это письмо.
09.01.2024
Спорные вопросы определения даты принятия решения о проведении выездной налоговой проверки
10 октября 2022 года судом кассационной инстанции была сформирована правовая позиция относительно определения даты решения о назначении выездной налоговой проверки.
16.10.2023