Услуги

Услуги

Спецпроекты

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Утверждение нового формата уведомления о контролируемых сделках

24.09.2024 г.

Поделиться

20 августа 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов (далее – «Портал») был опубликован проект Приказа ФНС России (далее – «Проект») о внесении изменений в приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках…».

Напомним, что с 1 января 2024 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – «НК РФ»), значительная часть которых посвящена вопросам трансфертного ценообразования (далее – «ТЦО»). В том числе, изменения касаются содержания Уведомлений о контролируемых сделках (далее – «Уведомление»), в связи с чем для целей приведения формы Уведомления в соответствие с новыми требованиями ФНС России разрабатывается новая форма.

Согласно Проекту, Уведомление по новой форме будет представляться в отношении сделок, совершенных в календарном году, обязанность уведомления о которых наступила после вступления в силу приказа. Поскольку 3 сентября 2024 года закончилась стадия общественного обсуждения Проекта, ожидается, что он будет принят в ближайшее время. Таким образом, с высокой долей вероятности Уведомление по новой форме необходимо будет представлять до 20 мая 2025 года в отношении контролируемых сделок, совершенных в течение 2024 года.

Более того, ряд изменений в форме требуют проведения дополнительного методологического анализа и подготовки новой (по сравнению с прошлой версией) информации для формирования Уведомления в соответствии с новыми требованиями. 

Таким образом, в целях успешной и своевременной подачи Уведомления в налоговые органы по новой форме налогоплательщикам необходимо заранее приступить к подготовке Уведомления, совершенствованию и доработке внутренних процессов сбора данных, а также проработке методологических вопросов, связанных с заполнением Уведомления. В связи с этим команда Б1 подготовила краткий обзор планируемых изменений.

Основные изменения

Перечень основных изменений, а также последствия данных изменений для налогоплательщиков представлены в таблице ниже:
 

Раздел УведомленияПланируемое изменениеЧто делать?
Новое поле 4.3 «Код типа сделки, предусмотренной пп. 7 п. 3 ст.105.16 Кодекса»Необходимо проанализировать совершенные сделки на предмет отнесения их к сделкам в области внешней торговли товарами, утвержденными Приказом Минпромторга[1]
Поля 4.5 «Код методов ценообразования» и 4.6 «Код источника информации» станут обязательными для заполненияНеобходимо заранее проработать методологию ценообразования по совершенным сделкам в целях соответствия информации, отраженной в Уведомлении, информации, которая будет отражена в ТЦО документации
Новый вид источника информации в поле 4.6 «Информация о сопоставимых сделках, совершенных взаимозависимыми лицами (далее – «ВЗЛ») налогоплательщика, с лицами, не признаваемыми взаимозависимыми»Необходимо заранее проанализировать возможность признания сделок, совершенных ВЗЛ налогоплательщика с лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, в качестве сопоставимых сделок
Новое поле 1.1.1 «Порядковый номер листа Раздела 1Б (для сделки, указанной в пункте 1.1.)»Изменение носит технический характер 
Новое поле 2 «Уникальный номер контракта / кредитного договора»Необходимо организовать внутренние бизнес-процессы и подготовить системы учета для сбора всей необходимой информации о таких сделках
Новое поле 3.6 «Код пункта поставки, места перехода права собственности по классификатору ОКТМО (заполняется только для товара)»
Новое поле 3.12 «Сумма базы для расчета роялти в рублях»
Новый раздел «Сведения о сделке последующей реализации или предшествующей покупки товаров»Проанализировать, какие именно сделки из цепочки создания стоимости (до какого звена) должны отражаться в Уведомлении, продумать способы и источники получения необходимой информации, а также организовать внутренние бизнес-процессы и подготовить системы учета для сбора всей необходимой информации о таких сделках
1Г Новый раздел «Сведения о сопутствующих услугах к сделке из Раздела 1Б»
2Новый признак  организации в поле 4.1 «Иностранная структура без образования юридического лица»Изменение носит технический характер
4Новый раздел «Сведения о конечном покупателе и (или) происхождении товара (сведения о цепочке создания стоимости)»Продумать способы и источники получения необходимой информации, организовать внутренние бизнес-процессы и подготовить системы учета для сбора всей необходимой информации о таких сделках

 

Также Проект предлагает ряд иных технических изменений в новую форму Уведомления, которые не должны оказать существенного влияния на процесс подготовки Уведомления. Например, были удалены поля «Комментарии» в разделе 1А, поле «Место отправки товара» в разделе 1Б, поле «Код налогоплательщика» в разделе 2. Однако теперь необходимо будет указывать наименование идентификатора регистрационного номера в поле «Наименование идентификатора», а адрес контрагента в разделе 2 необходимо будет указывать в разрезе отдельных элементов.

Изменения, касающиеся информации о сделках с сырьевыми товарами

Существенные изменения формы Уведомления касаются контролируемых сделок в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных п. 5 ст. 105.14 НК РФ (далее – «Сделки с сырьевыми товарами»), а именно: 

  • Нефть и товары, выработанные из нефти
  • Черные и цветные металлы
  • Минеральные удобрения и
  • Драгоценные металлы и драгоценные камни

Согласно пп. 7 п. 3 ст. 105.16 НК РФ, вступившему в силу с 1 января 2024, в случае, если указанные сделки совершены между ВЗЛ, то налогоплательщикам необходимо раскрывать в Уведомлении сведения о (далее – «Сведения о цепочке создания стоимости»): 

  • Сделках последующей реализации и (или)
  • Сделках предшествующей покупки товаров
  • Конечном покупателе и (или)
  • Происхождении товаров
  • Ценах и
  • Коммерческих и (или) финансовых условиях

Для идентификации таких сделок в Раздел 1А формы Уведомления планируется добавить поле 4.3 «Код типа сделки, предусмотренной пп. 7 п. 3 ст.105.16 Кодекса», а для раскрытия информации в отношении указанных сделок дополнить форму следующими разделами:

  • 1В «Сведения о сделке последующей реализации или предшествующей покупки товаров»
  • 1Г «Сведения о сопутствующих услугах к сделке из Раздела 1Б» и
  • 4 «Сведения о конечном покупателе и (или) происхождении товара (сведения о цепочке создания стоимости)»

В Сведениях о цепочке создания стоимости отражается информация о всех последовательно совершенных сделках между лицами, приобретающими товар в собственность, а также осуществляющими посреднические функции при приобретении либо реализации товаров, вплоть до конечного независимого покупателя либо взаимозависимого производителя.

Согласно позиции, изложенной в Письме ФНС России от 2 августа 2024 № ЗГ-2-13/11134@, цепочка создания стоимости подлежит раскрытию до звена, после которого в ней не участвуют ВЗЛ налогоплательщика. Таким образом, у налоговых органов появится доступ не только к информации об отдельной сделке, но и к информации о всей цепочке создания стоимости.

Ответственность за нарушение обязанности по подаче Уведомления

В соответствии с новой редакцией ст. 129.4 НК РФ с 1 января 2024 за несвоевременную подачу Уведомления и недостоверное заполнение отдельных реквизитов Уведомления предусмотрен штраф в размере 100 000 рублей.

Выводы

Изменения, предлагаемые Проектом, свидетельствуют о том, что налоговые органы стремятся как к усовершенствованию технического процесса анализа информации из Уведомлений, так и к получению более детальной информации о сделках, совершенных налогоплательщиками, в особенности в отношении сделок с сырьевыми товарами. При этом ответственность за непредставление или искажение данной информации кратно возросла.

В связи с этим для подачи корректно заполненных Уведомлений Б1 рекомендует налогоплательщикам:

  1. Определить периметр контролируемых сделок, а также тщательно проанализировать совершенные в 2024 сделки на предмет их отнесения к сделкам с сырьевыми товарами
  2. Организовать внутренние бизнес-процессы для своевременного сбора всей необходимой информации, подготовить внутренние системы учета для сбора информации, которая должна быть отражена в Уведомлении
  3. Заранее проработать методологию ценообразования по совершенным сделкам для соответствия информации, отраженной в Уведомлении, информации, которая будет отражена в ТЦО-документации, подтверждающей рыночность цен в контролируемых сделках
  4. Привести автоматизированные решения, используемые для подготовки XML-схемы Уведомления, в соответствие с техническими требованиями к новой форме Уведомления

Как Б1 может помочь?

Команда Б1 будет рада оказать вам содействие в проработке следующих вопросов в отношении подготовки и подачи Уведомлений:

  • Подготовка Уведомления в формате XML с использованием специально разработанной специалистами Б1 программы на основании выгрузки данных из учетных систем налогоплательщика
  • Доработка Уведомления в формате XML, сформированного налогоплательщиком самостоятельно на базе автоматизированных систем учета, а также доработка автоматизированных решений клиента, используемых для формирования Уведомлений, с точки зрения методологии и в целях соответствия новым техническим требованиям
  • Разработка методологии по сбору данных и подготовке Уведомлений с учетом законодательных требований, судебной практики, особенностей деятельности и учетных систем налогоплательщика
  • Содействие в разработке внутренних процессов и контролей, необходимых для сбора данных и подготовки Уведомлений, с учетом особенностей деятельности и учетных систем налогоплательщика
  • Методологическая поддержка при самостоятельной подготовке налогоплательщиком Уведомления (в том числе в системе 1С с модулем по подготовке уведомления о контролируемых сделках)
  • Проверка «зеркальности» отображения информации в Уведомлениях всех сторон контролируемых сделок в случае подготовки отдельных Уведомлений несколькими компаниями группы
  • Поддержка в выявлении и диагностике контролируемых сделок, а также сделок, приравненных к контролируемым, в том числе с независимыми зарубежными контрагентами, зарегистрированными в странах, входящих в так называемый «Черный список» Министерства финансов РФ
  • Поддержка при подготовке иной ТЦО-документации, в том числе, глобальной и локальной документации

АВТОРЫ

Руслан Раджабов

Руслан Раджабов

Партнер Б1

Руководитель группы трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Василий Анищенко

Василий Анищенко

Партнер Б1

Группа трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Юрий Михайлов

Юрий Михайлов

Директор Б1

Группа услуг в области трансфертного ценообразования финансовых сделок и институтов финансового сектора, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Руслан Гаспарян

Руслан Гаспарян

Директор Б1

Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Дарья Еронтьева

Дарья Еронтьева

Младший менеджер Б1

Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Олег Алиев

Олег Алиев

Менеджер Б1

Группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Анна Ашуркова

Анна Ашуркова

Консультант Б1

Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Показать ссылки

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все