
Утверждение нового формата уведомления о контролируемых сделках
24.09.2024 г.
20 августа 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов (далее – «Портал») был опубликован проект Приказа ФНС России (далее – «Проект») о внесении изменений в приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках…».
Напомним, что с 1 января 2024 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – «НК РФ»), значительная часть которых посвящена вопросам трансфертного ценообразования (далее – «ТЦО»). В том числе, изменения касаются содержания Уведомлений о контролируемых сделках (далее – «Уведомление»), в связи с чем для целей приведения формы Уведомления в соответствие с новыми требованиями ФНС России разрабатывается новая форма.
Согласно Проекту, Уведомление по новой форме будет представляться в отношении сделок, совершенных в календарном году, обязанность уведомления о которых наступила после вступления в силу приказа. Поскольку 3 сентября 2024 года закончилась стадия общественного обсуждения Проекта, ожидается, что он будет принят в ближайшее время. Таким образом, с высокой долей вероятности Уведомление по новой форме необходимо будет представлять до 20 мая 2025 года в отношении контролируемых сделок, совершенных в течение 2024 года.
Более того, ряд изменений в форме требуют проведения дополнительного методологического анализа и подготовки новой (по сравнению с прошлой версией) информации для формирования Уведомления в соответствии с новыми требованиями.
Таким образом, в целях успешной и своевременной подачи Уведомления в налоговые органы по новой форме налогоплательщикам необходимо заранее приступить к подготовке Уведомления, совершенствованию и доработке внутренних процессов сбора данных, а также проработке методологических вопросов, связанных с заполнением Уведомления. В связи с этим команда Б1 подготовила краткий обзор планируемых изменений.
Основные изменения
Перечень основных изменений, а также последствия данных изменений для налогоплательщиков представлены в таблице ниже:
Раздел Уведомления | Планируемое изменение | Что делать? |
1А | Новое поле 4.3 «Код типа сделки, предусмотренной пп. 7 п. 3 ст.105.16 Кодекса» | Необходимо проанализировать совершенные сделки на предмет отнесения их к сделкам в области внешней торговли товарами, утвержденными Приказом Минпромторга[1] |
1А | Поля 4.5 «Код методов ценообразования» и 4.6 «Код источника информации» станут обязательными для заполнения | Необходимо заранее проработать методологию ценообразования по совершенным сделкам в целях соответствия информации, отраженной в Уведомлении, информации, которая будет отражена в ТЦО документации |
1А | Новый вид источника информации в поле 4.6 «Информация о сопоставимых сделках, совершенных взаимозависимыми лицами (далее – «ВЗЛ») налогоплательщика, с лицами, не признаваемыми взаимозависимыми» | Необходимо заранее проанализировать возможность признания сделок, совершенных ВЗЛ налогоплательщика с лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, в качестве сопоставимых сделок |
1Б | Новое поле 1.1.1 «Порядковый номер листа Раздела 1Б (для сделки, указанной в пункте 1.1.)» | Изменение носит технический характер |
1Б | Новое поле 2 «Уникальный номер контракта / кредитного договора» | Необходимо организовать внутренние бизнес-процессы и подготовить системы учета для сбора всей необходимой информации о таких сделках |
1Б | Новое поле 3.6 «Код пункта поставки, места перехода права собственности по классификатору ОКТМО (заполняется только для товара)» | |
1Б | Новое поле 3.12 «Сумма базы для расчета роялти в рублях» | |
1В | Новый раздел «Сведения о сделке последующей реализации или предшествующей покупки товаров» | Проанализировать, какие именно сделки из цепочки создания стоимости (до какого звена) должны отражаться в Уведомлении, продумать способы и источники получения необходимой информации, а также организовать внутренние бизнес-процессы и подготовить системы учета для сбора всей необходимой информации о таких сделках |
1Г | Новый раздел «Сведения о сопутствующих услугах к сделке из Раздела 1Б» | |
2 | Новый признак организации в поле 4.1 «Иностранная структура без образования юридического лица» | Изменение носит технический характер |
4 | Новый раздел «Сведения о конечном покупателе и (или) происхождении товара (сведения о цепочке создания стоимости)» | Продумать способы и источники получения необходимой информации, организовать внутренние бизнес-процессы и подготовить системы учета для сбора всей необходимой информации о таких сделках |
Также Проект предлагает ряд иных технических изменений в новую форму Уведомления, которые не должны оказать существенного влияния на процесс подготовки Уведомления. Например, были удалены поля «Комментарии» в разделе 1А, поле «Место отправки товара» в разделе 1Б, поле «Код налогоплательщика» в разделе 2. Однако теперь необходимо будет указывать наименование идентификатора регистрационного номера в поле «Наименование идентификатора», а адрес контрагента в разделе 2 необходимо будет указывать в разрезе отдельных элементов.
Изменения, касающиеся информации о сделках с сырьевыми товарами
Существенные изменения формы Уведомления касаются контролируемых сделок в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных п. 5 ст. 105.14 НК РФ (далее – «Сделки с сырьевыми товарами»), а именно:
- Нефть и товары, выработанные из нефти
- Черные и цветные металлы
- Минеральные удобрения и
- Драгоценные металлы и драгоценные камни
Согласно пп. 7 п. 3 ст. 105.16 НК РФ, вступившему в силу с 1 января 2024, в случае, если указанные сделки совершены между ВЗЛ, то налогоплательщикам необходимо раскрывать в Уведомлении сведения о (далее – «Сведения о цепочке создания стоимости»):
- Сделках последующей реализации и (или)
- Сделках предшествующей покупки товаров
- Конечном покупателе и (или)
- Происхождении товаров
- Ценах и
- Коммерческих и (или) финансовых условиях
Для идентификации таких сделок в Раздел 1А формы Уведомления планируется добавить поле 4.3 «Код типа сделки, предусмотренной пп. 7 п. 3 ст.105.16 Кодекса», а для раскрытия информации в отношении указанных сделок дополнить форму следующими разделами:
- 1В «Сведения о сделке последующей реализации или предшествующей покупки товаров»
- 1Г «Сведения о сопутствующих услугах к сделке из Раздела 1Б» и
- 4 «Сведения о конечном покупателе и (или) происхождении товара (сведения о цепочке создания стоимости)»
В Сведениях о цепочке создания стоимости отражается информация о всех последовательно совершенных сделках между лицами, приобретающими товар в собственность, а также осуществляющими посреднические функции при приобретении либо реализации товаров, вплоть до конечного независимого покупателя либо взаимозависимого производителя.
Согласно позиции, изложенной в Письме ФНС России от 2 августа 2024 № ЗГ-2-13/11134@, цепочка создания стоимости подлежит раскрытию до звена, после которого в ней не участвуют ВЗЛ налогоплательщика. Таким образом, у налоговых органов появится доступ не только к информации об отдельной сделке, но и к информации о всей цепочке создания стоимости.
Ответственность за нарушение обязанности по подаче Уведомления
В соответствии с новой редакцией ст. 129.4 НК РФ с 1 января 2024 за несвоевременную подачу Уведомления и недостоверное заполнение отдельных реквизитов Уведомления предусмотрен штраф в размере 100 000 рублей.
Выводы
Изменения, предлагаемые Проектом, свидетельствуют о том, что налоговые органы стремятся как к усовершенствованию технического процесса анализа информации из Уведомлений, так и к получению более детальной информации о сделках, совершенных налогоплательщиками, в особенности в отношении сделок с сырьевыми товарами. При этом ответственность за непредставление или искажение данной информации кратно возросла.
В связи с этим для подачи корректно заполненных Уведомлений Б1 рекомендует налогоплательщикам:
- Определить периметр контролируемых сделок, а также тщательно проанализировать совершенные в 2024 сделки на предмет их отнесения к сделкам с сырьевыми товарами
- Организовать внутренние бизнес-процессы для своевременного сбора всей необходимой информации, подготовить внутренние системы учета для сбора информации, которая должна быть отражена в Уведомлении
- Заранее проработать методологию ценообразования по совершенным сделкам для соответствия информации, отраженной в Уведомлении, информации, которая будет отражена в ТЦО-документации, подтверждающей рыночность цен в контролируемых сделках
- Привести автоматизированные решения, используемые для подготовки XML-схемы Уведомления, в соответствие с техническими требованиями к новой форме Уведомления
Как Б1 может помочь?
Команда Б1 будет рада оказать вам содействие в проработке следующих вопросов в отношении подготовки и подачи Уведомлений:
- Подготовка Уведомления в формате XML с использованием специально разработанной специалистами Б1 программы на основании выгрузки данных из учетных систем налогоплательщика
- Доработка Уведомления в формате XML, сформированного налогоплательщиком самостоятельно на базе автоматизированных систем учета, а также доработка автоматизированных решений клиента, используемых для формирования Уведомлений, с точки зрения методологии и в целях соответствия новым техническим требованиям
- Разработка методологии по сбору данных и подготовке Уведомлений с учетом законодательных требований, судебной практики, особенностей деятельности и учетных систем налогоплательщика
- Содействие в разработке внутренних процессов и контролей, необходимых для сбора данных и подготовки Уведомлений, с учетом особенностей деятельности и учетных систем налогоплательщика
- Методологическая поддержка при самостоятельной подготовке налогоплательщиком Уведомления (в том числе в системе 1С с модулем по подготовке уведомления о контролируемых сделках)
- Проверка «зеркальности» отображения информации в Уведомлениях всех сторон контролируемых сделок в случае подготовки отдельных Уведомлений несколькими компаниями группы
- Поддержка в выявлении и диагностике контролируемых сделок, а также сделок, приравненных к контролируемым, в том числе с независимыми зарубежными контрагентами, зарегистрированными в странах, входящих в так называемый «Черный список» Министерства финансов РФ
- Поддержка при подготовке иной ТЦО-документации, в том числе, глобальной и локальной документации
АВТОРЫ
-(1).jpg)
Руслан Раджабов
Партнер Б1
Руководитель группы трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
 (1).jpg)
Василий Анищенко
Партнер Б1
Группа трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться

Юрий Михайлов
Директор Б1
Группа услуг в области трансфертного ценообразования финансовых сделок и институтов финансового сектора, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться

Руслан Гаспарян
Директор Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться

Дарья Еронтьева
Младший менеджер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться

Олег Алиев
Менеджер Б1
Группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Анна Ашуркова
Консультант Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Показать ссылки
-
[1] Коды товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности утверждены Приказом Минпромторга России от 3 февраля 2022 г. №267
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Обзор правил ТЦО по финансовым сделкам в дружественных странах
В информационном бюллетене представлены ключевые выводы обзора правил ТЦО по финансовым сделкам в дружественных для России странах, которые необходимо принимать во внимание российским международным группам компаний при принятии решений о ценообразовании и совершении внутригрупповых финансовых сделок для целей соблюдения локального законодательства в области ТЦО.
05.05.2023

Правила трансфертного ценообразования (ТЦО) в Узбекистане: последствия для финансовых сделок и финансового сектора
1 января 2022 года вступил в силу Раздел VI «Налоговый контроль при трансфертном ценообразовании» Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее – «НК РУз» или «Правила ТЦО»). В данном информационном бюллетене представлен обзор Правил ТЦО в части применения для налогового контроля цен в отношении финансовых сделок и компаний финансового сектора.
10.04.2023

Обзор правил трансфертного ценообразования (ТЦО) в Таджикистане
1 января 2022 года вступил в силу новый Налоговый кодекс Республики Таджикистан, который содержит требования в отношении трансфертного ценообразования. Мы представляем краткий обзор основных положений Правил ТЦО, которые в целом соответствуют основным международным принципам, предусмотренным Рекомендациями ОЭСР.
23.03.2023

Обзор правил трансфертного ценообразования (ТЦО) в Узбекистане
1 января 2022 года вступил в силу Раздел VI «Налоговый контроль при трансфертном ценообразовании» Налогового кодекса Республики Узбекистан. Правила ТЦО ввели определение понятию «Контролируемые сделки», а также регламентируют подготовку Документации ТЦО и подачу Уведомления о контролируемых сделках, процесс заключения соглашений о ценообразовании, порядок проведения налогового контроля ТЦО и другое.
23.03.2023

Обзор планируемых изменений в области трансфертного ценообразования с 1 января 2023 года
Обзор планируемых изменений в области трансфертного ценообразования с 1 января 2023 года в Республике Беларусь, подготовленный специалистами Б1
07.12.2022

Трансфертное ценообразование (ТЦО) внутригрупповых финансовых сделок: новое время — новые вызовы
Информация в отношении налогового контроля цен по внутригрупповым финансовым сделкам в текущих экономических условиях.
12.07.2022

Взаимосогласительные процедуры по трансфертному ценообразованию (ТЦО) между Россией и Южной Кореей
Представлена информация о последнем Письме Минфина России в отношении запроса налогоплательщика на проведение взаимосогласительной процедуры по ТЦО между правительствами России и Южной Кореи
16.11.2022

Международная судебная практика ТЦО по финансовым сделкам
Обзор судебной практики ТЦО в Нидерландах за 2022 год в отношении внутригрупповых финансовых сделок и выводы.
13.01.2023