
Tax Messenger
Закон о налоговой реформе подписан Президентом. Каковы окончательные итоги?
16.07.2024 г.
28 мая 2024 года Министерство финансов внесло в Правительство РФ законопроект (далее – «Законопроект»), предусматривающий ряд значимых изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – «НК РФ»), в том числе:
- введение прогрессивной шкалы НДФЛ и уточнение ряда льгот и специальных правил по НДФЛ;
- увеличение ставки по налогу на прибыль (в частности, основной ставки с 20% до 25%, льготной ставки для ИТ-компаний с 0% до 5%);
- повышение порогов для применения упрощенного режима налогообложения (далее – «УСН») и введение обязанности платить НДС при применении УСН;
- расширение перечня подакцизных товаров;
- корректировка рентных налогов.
9 июля 2024 года Законопроект был принят Государственной Думой, а уже 10 июля был одобрен Советом Федерации. Ключевые предложения Министерства финансов (далее – «Минфин») не изменились, однако был внесен ряд существенных уточнений. В частности, было принято решение отказаться от повышения ставки по налогу на прибыль для личных фондов, была зафиксирована максимальная стоимость абонемента для 5 и более контролируемых иностранных компаний (далее – «КИК») – 25 млн рублей (против изначальных 5 млн рублей за каждый КИК), были расширены возможности для применения повышающего коэффициента 2 при формировании первоначальной стоимости высокотехнологичного оборудования и исключительных прав на ПО и базы данных. Также были предложены некоторые другие донастройки налоговой системы, в том числе утонялись формулы рентных налогов. Детали в отношении каждого из изменений представлены ниже.
12 июля Президент подписал Закон от 12 июля 2024 года №176-ФЗ (далее – «Закон»), утвердив рассмотренные поправки.
НДФЛ
С 2021 года доходы физических лиц - резидентов облагаются по прогрессивной шкале 13% до 5 млн рублей и 15% с доходов, превышающих этот уровень.
В отличие от текущих правил, Закон предусматривает 4 шкалы в зависимости от вида дохода. Для основной шкалы предполагается 5-ступенчатое увеличение ставки налога.
I шкала
К зарплате, доходам от аренды и иным доходам, относящимся к основной налоговой базе, а также прибыли КИК (в том числе фиксированной прибыли КИК) применяется ставка:
- 13% – до 2,4 млн рублей;
- 15% – от 2,4 млн до 5 млн рублей;
- 18% – от 5 млн до 20 млн рублей;
- 20% – от 20 млн до 50 млн рублей;
- 22% – от 50 млн рублей.
II шкала
К дивидендам, доходам по операциям с ценными бумагами и ПФИ, налогооблагаемым процентам по вкладам в российских банках, страховым выплатам по договорам страхования и выплатам по пенсионному обеспечению, а также к доходам от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций и некоторым иным доходам применяется ставка:
- 13% – до 2,4 млн рублей;
- 15% – от 2,4 млн рублей.
«5-летняя льгота» и льгота для доходов от продажи ценных бумаг высокотехнологичных компаний – только для налоговых резидентов.
В отношении освобождения от НДФЛ доходов от продажи долей и акций, находившихся во владении более 5 лет, а также льготы при продаже ценных бумаг российских высокотехнологичных компаний появилось ограничение, что льготой могут воспользоваться только налоговые резиденты РФ. Действующая на данный момент редакция НК РФ позволяет воспользоваться данными льготами как налоговым резидентам, так и налоговым нерезидентам.
«5-летняя льгота» и льгота для доходов от продажи ценных бумаг высокотехнологичных компаний – к доходам от продажи долей и ценных бумаг до 50 млн руб.
Закон предусматривает, что освобождение от НДФЛ не будет применяться к доходам от реализации долей, акций, облигаций и инвестиционных паев, указанных в пунктах 17.2 (5-летняя льгота) и 17.2-1 (инновационные компании) статьи 217 НК РФ, в размере превышения 50 млн руб.
Доходы от операций с ЦФА
Ставки НДФЛ на доходы от операций с ЦФА будут совпадать со ставками для доходов от операций с ценными бумагами и ПФИ (13% и 15% на превышение 2,4 миллионов рублей для налоговых резидентов и 30% для налоговых нерезидентов).
III шкала
К доходам определенных категорий налогоплательщиков, получаемым в соответствии с законодательством РФ, при условии, что такие доходы непосредственно связаны с участием в СВО, применяются существующие ставки:
- 13% – до 5 млн рублей;
- 15% – от 5 млн рублей.
IV шкала
Физические лица – резиденты РФ, получившие доходы от продажи имущества (кроме ценных бумаг) и доходы в виде стоимости имущества (кроме ценных бумаг), полученного в дар, будут платить НДФЛ по прогрессивной шкале 13% и 15% (15% применяется к доходам, превышающим 2,4 млн руб. в год). Действующая на данный момент редакция НК РФ и предыдущая версия Законопроекта предусматривали плоскую ставку 13% к данным видам доходов.
Напоминаем, что для расчета порогового значения (2,4 млн руб. в год) кроме доходов от продажи имущества и доходов от получения имущества в дар будут учитываться: дивиденды, доходы от операций с ценными бумагами и ПФИ, проценты по вкладам в российских банках сверх необлагаемых лимитов, налогооблагаемые страховые выплаты по договорам страхования жизни и выплаты по пенсионному обеспечению, а также доходы от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций и некоторые иные доходы.
Принцип расчета НДФЛ по прогрессивной ставке будет аналогичен текущему, то есть повышенная ставка будет применяться только к сумме, превышающей предшествующий порог.
Закон предусматривает ряд мер, нацеленных на снижение налогового бремени налогоплательщиков с невысокими доходами, в том числе, частичный возврат налога, а также некоторое увеличение размера налоговых вычетов, например:
- удваивается размер вычетов на детей: на второго ребенка вычет будет 2 800 рублей в месяц, на третьего и последующих – 6 000 рублей. Также будет увеличена сумма дохода, для которого применяются вычеты на детей с 350 000 до 450 000, и будет предусмотрено предоставление вычетов работодателем без заявления;
- за сдачу нормативов ГТО вводится новый налоговый вычет в размере 18 000 рублей (первоначально Законопроект предлагал установить вычет в размере 500 рублей в месяц сроком на 12 месяцев).
Также из текста Законопроекта исключили ограничение по применению инвестиционных вычетов и вычета на долгосрочные сбережения граждан для состоятельных физических лиц (сумма налоговых баз более 50 млн рублей).
Оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и других местностях с неблагоприятными климатическими (экологическими) условиями, в части районного коэффициента к ЗП и % надбавкам будет облагаться по прежней шкале НДФЛ – 13% и 15% процентов с превышения 5 млн рублей в год.
Контролируемые иностранные компании (КИК)
Закон вносит поправки в части регулирования деятельности КИК – как увеличивающие нагрузку для собственников таких компаний, применяющих специальный паушальный режим уплаты налога, так и уточняющих правила их администрирования в свете действующей международной обстановки.
Так, Законом вводятся новые фиксированные суммы прибыли КИК начиная с 2025 года для налогоплательщиков – контролирующих лиц КИК, перешедших на специальный режим налогообложения, в зависимости от количества КИК, а именно:
- если налогоплательщик является контролирующим лицом одной КИК, сумма фиксированной прибыли составляет 27 990 000 рублей;
- двух КИК – 52 718 000 рублей;
- трех или четырех КИК, сумма фиксированной прибыли увеличивается на 22 727 300 рублей за каждую последующую КИК компанию начиная
с третьей; - если налогоплательщик является контролирующим лицом пяти и более КИК – 120 899 900 рублей.
Таким образом, максимальная сумма налога в рамках специального режима ограничена теперь суммой в 25 млн рублей (первые предложения не содержали данного максимального значения и предлагали взимать по 5 млн рублей с каждого КИК). При этом с учетом особенностей международной обстановки в Закон также внесено положение о том, что в случае, если в отношении КИК или налогоплательщика – контролирующего лица такой КИК, действуют санкции, введенные иностранными государствами и приводящие к возникновению принудительного внешнего управления над КИК, контролирующее лицо вправе уведомить налоговый орган о прекращении участия в указанной иностранной организации.
Налог на прибыль
Общие положения
- Закон вводит повышение базовой ставки налога на прибыль с 20 до 25% в отношении прибыли российских организаций и иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ. Дополнительные налоговые отчисления будут зачисляться в федеральный бюджет. По сравнению с Законопроектом, изначально представленным Минфином, было принято решение отказаться от повышения ставки для личных фондов.
- При этом субъектам РФ предоставляется право применения пониженных ставок налога на прибыль для российских организаций, включенных в реестр малых технологических компаний. Данная поправка была внесена в Законопроект перед вторым чтением.
- Также по сравнению с первоначальной редакцией, подготовленной Минфином, в Законе утверждена поправка, позволяющая при определенных условиях применять специальную ставку налога на прибыль 20% (3% в федеральный бюджет и 17% в бюджет субъектов РФ) организациям, владеющих лицензиями на пользование участками недр, указанными в подпункте 5 пункта 1 статьи 333.45 и пункте 2 статьи 343.5 НК РФ.
- Была бессрочно продлена возможность введения регионами механизма инвестиционного налогового вычета (ИНВ). Кроме того, был дополнительно введен федеральный ИНВ. Также были бессрочно продлены сроки применения налоговых льгот в рамках механизма региональных инвестиционных проектов (РИП) для организаций, подлежащих включению в реестр участников РИП.
Федеральный инвестиционный налоговый вычет
- Закон предусматривает введение федерального инвестиционного вычета (далее – «ФИНВ») за счет налоговых платежей, зачисляемых в федеральный бюджет, на сумму не более 50% от суммы понесенных расходов на создание или модернизацию/дополнительные вложения в основные средства и амортизируемые нематериальные активы.
- Порядок определения ФИНВ и существенные условия его применения будут устанавливаться отдельно Правительством РФ (точный размер ФИНВ пока находится в проработке и не определен).
- Неиспользованный ФИНВ может быть использован для уменьшения суммы налога (авансового платежа) в последующих периодах.
- ФИНВ может быть также применен налогоплательщиками, входящими в одну группу с лицом, имеющим право на его применение, это правило является значимой новеллой для российского налогового законодательства.
- Не вправе применять ФИНВ:
- иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ;
- организации, признаваемые налогоплательщиками - участниками соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК);
- кредитные организации;
- организации, осуществляющие производство ряда подакцизных товаров.
- В утвержденном Законе перечень лиц, не имеющих права на ФИНВ, претерпел изменения по сравнению с редакцией Законопроекта, первоначально поступившей в Госдуму. В частности, из данного перечня были исключены организации, добывающие углеводородное сырье, и включены кредитные организации.
- При реализации/ином выбытии ОС и НМА (кроме ликвидации), к которым был применен ФИНВ, ранее чем по истечении пяти лет с момента их ввода в эксплуатацию и до истечения срока полезного использования, сумма налога, неуплаченная в связи с применением вычета, подлежит восстановлению и уплате (с пенями).
- При этом сумма налога, уплачиваемого в федеральный бюджет после использования ФИНВ не может быть ниже 2% (3% в 2025-2030 гг.), а одновременное применение регионального и федерального инвестиционного налогового вычета не допускается.
Налог на прибыль для высокотехнологичной деятельности
Утверждено повышение ставки налога для ИТ-организаций, имеющих аккредитацию Минцифры, с 0% до 5%. Ставка подлежит зачислению в федеральный бюджет, и период её применения продлён на 2025-2030 гг. (в первоначальной редакции период применения был 2025-2027 гг.).
Предусмотрен ряд дополнительных мер поддержки высокотехнологичной деятельности. Эти меры доступны не только для ИТ-организаций, имеющих аккредитацию Минцифры, но и иных налогоплательщиков. В частности, повышены коэффициенты учета расходов с 1,5 до 2 для операций:
- при формировании ОС, включенного:
- в Единый реестр российских радиоэлектронных средств, относящегося к сфере ИИ, либо
- в Единый реестр российского ПО и баз данных (видимо, для ПАК), либо
- в Перечень российского высокотехнологичного оборудования.
- при формировании НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Исключено требование о необходимости связи ПО и базы данных со сферой искусственного интеллекта;
- при включении в состав прочих расходов затрат на приобретение прав использования программ для ЭВМ и баз данных, включенных в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Исключено требование о необходимости связи ПО и базы данных со сферой искусственного интеллекта;
- при включении в состав прочих расходов или первоначальную стоимость НМА затрат на НИОКР по перечню НИОКР, установленному Правительством РФ.
Смягчён запрет на реорганизацию для ИТ-компаний. Реорганизация ИТ-компаний не повлечёт для них лишения права на применение ИТ-льгот, в случае:
- слияния / присоединения ИТ-компаний в 2025-2026 гг., если все участвующие в реорганизации ИТ-компании применяли ИТ-льготы в 2024 году;
- выделения в 2024-2025 гг., если ИТ-компания, из которой происходит выделение, применяла ИТ-льготы в 2023 году.
Изменения для налогоплательщиков, применяющих УСН
Повышается порог для применения УСН с 250 млн до 450 млн рублей. При этом для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, вводится необходимость уплаты НДС
- по специальным ставкам:
- 5% при условии, если доходы организаций и ИП на УСН за календарный год не превышают в совокупности 250 млн рублей;
- 7% в случае, если доходы организаций и ИП на УСН за календарный год составляют от 250 млн рублей до 450 млн рублей; или,
- по выбору налогоплательщика, по стандартным ставкам НДС (0% / 10% / 20%).
Установлен порядок определения доходов налогоплательщика как для целей применения освобождения от уплаты НДС, так и для применения специальных ставок НДС 5% (7%).
При величине дохода налогоплательщика не более 60 млн. рублей за предыдущий год предусмотрено автоматическое освобождение от уплаты НДС, без подачи уведомления в налоговый орган,
Применение специальных ставок НДС 5% (7%) не требует подачи соответствующего уведомления в налоговые органы. К такому уведомлению приравнивается налоговая декларация по НДС, поданная плательщиком УСН, в которой впервые применена специальная ставка НДС 5% (7%). При этом начиная с налогового периода, за который подана такая декларация по НДС, налогоплательщик обязан применять выбранную специальную налоговую ставку в течение 12 последовательных налоговых периодов.
Предусмотрены следующие ограничительные положения в отношении плательщиков УСН, применяющих специальные ставки НДС 5% (7%):
- Отсутствует право на вычет входящего НДС.
- Отсутствует право применения положений п. 3 – 5.1 ст. 154 НК РФ при определении налоговой базы по операциям, регулируемым указанными пунктами НК РФ.
- Отсутствует право применения ставок НДС 10% (20%), а также ставки НДС 0%, за исключением ситуаций, когда налогоплательщик осуществляет операции, регулируемые пп. 1 - 12, 21 - 31, 7 и 11 п. 1 ст. 164 НК РФ.
- Не применяются специальные ставки НДС 5% и 7% при ввозе товаров на территорию РФ, а также при реализации операций, регулируемых п. 1-6 ст. 161 НК РФ, в рамках которых налогоплательщик действует в качестве налогового агента для целей исчисления НДС.
Амнистия за «дробление бизнеса»
Впервые законодательно вводится определение «дробление бизнеса», под которым понимается разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, ИП), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения такими лицами специальных налоговых режимов с превышением предусмотренных статьей 54.1 НК РФ пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога. Также вводится определение «добровольный отказ от дробления бизнеса».
Процедура амнистии предполагает приостановление решений налогового органа по дроблению бизнеса, вынесенных по проверкам за 2022-2024 годы, со дня вступления Закона в силу. Возможность применения амнистии зависит от того, отказался ли налогоплательщик от дробления бизнеса в последующие периоды (2025-2026 годы), а также того, каким образом и в какой момент этот отказ произошёл (добровольно, после назначения выездной проверки за 2025-2026 годы, в результате прекращения деятельности и т.п.).
Соответственно, устанавливаются случаи, когда обязательства по начисленным налогам, штрафам и пеням за налоговые правонарушения в рамках дробления бизнеса прекращаются, а в каких – нет.
Акцизы
Закон вводит новые виды подакцизных товаров:
- никотиновое сырье и безтабачная никотинсодержащая смесь для нагревания;
- фармацевтические субстанции спирта этилового, а также спиртосодержащие лекарственные препараты, не включенные в соответствующий Перечень, утверждаемый Правительством РФ;
- природный газ, приобретенный для производства аммиака.
Закон также предусматривает освобождение от налогообложения аптечных организаций, изготавливающих по рецептам лекарственные препараты, признаваемые подакцизным товаром.
НДПИ
Впервые законодательно вводится определение «дробление бизнеса», под которым понимается разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, ИП), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения такими лицами специальных налоговых режимов. Также вводится определение «добровольный отказ от дробления бизнеса».
Процедура амнистии предполагает приостановление решений налогового органа по дроблению бизнеса, вынесенных по проверкам за 2022-2024 годы, со дня вступления Законопроекта в силу. Судьба приостановленных решений зависит от того, отказался ли налогоплательщик от дробления бизнеса в последующие периоды (2025-2026 годы), а также того, каким образом и в какой момент этот отказ произошёл (добровольно, после назначения выездной проверки за 2025-2026 годы, в результате прекращения деятельности и т.п.).
Соответственно, устанавливаются случаи, когда обязательства по начисленным налогам, штрафам и пеням за налоговые правонарушения в рамках дробления бизнеса прекращаются, а в каких – нет.
Алмазы и другие драгоценные и полудрагоценные камни
Повышается ставка НДПИ на добычу природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней с 8,0% до 8,4%.
Антрацит
Существующая ставка будет дополнительно увеличиваться на новый коэффициент КАН, определяемый согласно новой статье 342.14 НК РФ по формуле: КАН = 0,1 х (ЦАН – 135) x Р (0 при значении ЦАН ниже 135), где ЦАН – это средняя за налоговый период цена на антрацит в долл. США за 1 тонну (определяемая при поставках в морские порты Российской Федерации, умноженная на 0,1 (порты в ДВФО) и на 0,9 (порты в СЗФО и ЮФО)), полномочия по установлению порядка определения, расчету и публикации показателя закрепляются за ФАС или за налогоплательщиком (если данные своевременно не опубликованы).
Энергоуголь (за исключением антрацита, угля коксующего и угля бурого)
Существующая ставка будет дополнительно увеличиваться на новый коэффициент КЭНРГ, определяемый согласно новой статье 342.13 НК РФ, по формуле: КЭНРГ = 0,1 х (ЦЭУ - 120) x Р х ЦЭКСПЭУ (0 при значении ЦЭУ ниже 120), где:
- ЦЭУ – это средняя за налоговый период цена на уголь в долл. США за 1 тонну (определяемая при поставках в морские порты РФ, умноженная на 0,5), полномочия по установлению порядка определения, расчету и публикации показателя закрепляются за ФАС или за налогоплательщиком (если данные своевременно не опубликованы).
- ЦЭКСПЭУ – коэффициент, который отражает долю реализации угля и равен 0,5.
Апатитовые и фосфоритовые руды
Вместо существующих фиксированных ставок для апатит-штаффелитовых, апатит-магнетитовых, маложелезистых апатитовых, апатит-нефелиновых, апатитовых, фосфоритовых руд вводится специальная формула – 1 рубль за 1 тонну добытых руд, умноженный на коэффициент Кфр, определяемый согласно новой статье 342.15.
Коэффициент Кфр рассчитывается по формуле: КФР = ЦФР × 0,04 × (СФР / 0,315) × Р + ЦФРДОП, где
- ЦФР – это средняя за налоговый период цена на фосфоритовую руду в соответствии с индексом Phosphate rock 68 - 70 % BPL bulk FOB Morocco в долл. США за 1 тонну. Полномочия по установлению порядка определения, расчету и публикации показателя закрепляются за ФАС или за налогоплательщиком (если данные своевременно не опубликованы),
- СФР – содержание (в долях) оксида фосфора в 1 тонне, определяемое в установленном порядке,
- ЦФРДОП – показатель, характеризующий дополнительную доходность добычи апатит-нефелиновых, апатитовых, фосфоритовых руд, который рассчитывается по следующей формуле: ЦФРДОП = (ЦФР – 200) × 0,12 × (СФР / 0,315) × Р (либо 0, если ЦФР меньше 200).
При добыче апатит-нефелиновых, апатитовых, фосфоритовых руд, осуществляемой в рамках нового инвестиционного проекта (в отношении которого заключено соответствующее соглашение), на участках недр, степень выработанности запасов которых по состоянию на 1 января 2021 г. составляет менее 1% коэффициент КФР рассчитывается по формуле: КФР = 0,04 × (СОФ / ООФ), где
- С – стоимость добытого полезного ископаемого за налоговый период, определяемая в соответствии со статьей 340,
О – количество добытого за налоговый период полезного ископаемого, определяемое в соответствии со статьей 339.
Данный порядок применяется в течение 15 лет с начала добычи или в течение срока действия соответствующего соглашения (в зависимости от того, какой срок истекает позднее).
При этом ставка для апатит-нефелиновых, апатитовых, фосфоритовых руд дополнительно умножается на коэффициент Ктд,характеризующий территорию добычи полезного ископаемого.
КРЕНТА для всех видов руд принимается равным 1.
Нефть
Для целей расчета КАБДТ (одного из элементов коэффициента ДМ) на период с 1 января по 31 декабря 2027 года включительно:
- средняя оптовая цена реализации автомобильного бензина (ЦАБвр_С) АИ-92 класса 5 на территории Российской Федерации, принимается равной 82 738,
- средняя оптовая цена реализации дизельного топлива класса 5 (ЦДТвр_С) принимается равной 73 873,
- ЦАБвр_2021 принимается равной 75 300,
- ЦДТвр_2021 принимается равной 68 050.
Железная руда
Мультипликатор коэффициента Кжр, устанавливаемый п.1 ст. 342.9, применяемого при расчете налога в отношении добычи железных руд повышается с 0,048 до 0,067
Многокомпонентная комплексная руда
В ст. 342.10 НК РФ уточняется порядок расчета коэффициента ККМР, в частности, не применяется существующий порядок увеличения коэффициента ККМР до 2550 в отношении многокомпонентной комплексной руды, содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы и добытой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края (за исключением участков недр, в п.п. 3 и 31 ст.342.20, п. 2 ст. 342.8 НК РФ), при одновременном выполнении требований:
- в добываемой многокомпонентной комплексной руде в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января года, предшествующего году налогового периода, содержание меди составляет не более 0,5%, никеля не более 0,35%;
- степень выработанности запасов участков недр по состоянию на 1 января 2024 года составляет менее 1%;
- налогоплательщик, осуществляющий добычу многокомпонентной комплексной руды не является и ранее не являлся резидентом особой экономической зоны любого типа, резидентом территории опережающего развития, резидентом Арктической зоны Российской Федерации, участником регионального инвестиционного проекта, стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений, участником специального инвестиционного контракта, стороной инвестиционного соглашения о добыче металлов платиновой группы на участках недр, указанных в п. 31 ст. 342.10 НК РФ.
Уголь коксующийся
В ст. 342.11 НК изменяется формулу расчета КУГ, в частности, новая формула выглядит следующим образом: «КУГ = (ЦУГ x 0,025 + ЦУГДОП) x Р», где
- ЦУГДОП = 0,1 х (ЦУГ – 167) (или 0, если ЦУГДОП приобретает отрицательное значение).
- ЦУГ – цена на уголь коксующийся, выраженная в долларах США за 1 тонну, равная сумме средней за налоговый период цены на уголь коксующийся при поставках в морские порты РФ, умноженной на коэффициент 0,85 (для ДФО) и 0,15 (для СЗФО и ЮФО). Таким образом в качестве ценового базиса будут использоваться данные российских, а не зарубежных источников.
Исключается возможность снижения КУГ до 1 доллара США в случае снижения цены (ЦУГ) до уровня ниже 100 долларов США за тонну.
Калийные соли
Изменится формула расчета ККС, новая формула выглядит следующим образом: «ККС = ЦКС х 0,03 х СОК х Р + ЦКСДОП», где:
- ЦКС – средняя за налоговый период цена порошка хлорида калия в соответствии с индексом Potash Standard MOP bulk FOB Baltic / Black Sea, выраженная в долларах США за 1 тонну, при поставках в морские порты РФ. Полномочия по установлению порядка определения, расчету и публикации показателя закрепляются за ФАС или за налогоплательщиком (если данные своевременно не опубликованы);
- СОК – содержание (в долях) хлорида калия (KCl) в 1 тонне добытого полезного ископаемого, определяемое налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных государственного баланса запасов полезных ископаемых;
- ЦКСДОП, показатель, характеризующий дополнительную доходность добычи рассчитывается по формуле – (ЦКС – 300) х 0,07 х СОК х Р, (или 0, если значение показателя ЦКС, определенное для налогового периода, оказалось меньше 300 долл. США за 1 тонну).
Значение коэффициента КРЕНТА для калийных солей устанавливается в размере 1.
Вводится отдельная формула расчета ККС, при добыче, осуществляемой в рамках нового инвестиционного проекта (в отношении которого заключено соответствующее соглашение) на участках недр, степень выработанности запасов которых по состоянию на 1 января 2021 г. составляет менее 1 процента. Данная формула выглядит следующим образом: «ККС = 0,038 x (СКС / ОКС)».
Данный порядок применяется в течение 15 лет с начала добычи или в течение срока действия соответствующего соглашения (в зависимости от того, какой срок истекает позднее).
Также отдельная формула расчета ККС вводится, если при добыче калийных солей в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого в период с 1 января 2021 г. по 30 июня 2024 г. заключен специальный инвестиционный контракт, и начало добычи полезного ископаемого по такому контракту приходится на период после 1 января 2025 года. Данная формула выглядит следующим образом: «ККС = 0,133 x (СКС / ОКС) + 85». Данный порядок применяется в течение десяти календарных лет, начинающихся с года начала добычи полезного ископаемого в рамках реализации инвестиционного проекта, или срока действия специального инвестиционного контракта в зависимости от того, какой срок истекает позднее.
Драгоценные металлы
Вводится изменение в п.21 ст.343, согласно которому сумма налога при добыче драгоценных металлов, указанных в пп.13 п.2 ст.337 НК, на лицензируемом участке недр с 1 января 2025 г. увеличивается на значение показателя КДРМ, определяемого по следующей формуле: КДРМ = 0,1 х (ЦЗ / 1 000 - 61 000) х VДРМ x Р, где VДРМ – это количество драгоценного металла (золота), содержащегося в полезном ископаемом.
О чем подумать уже сегодня?
Закон вносит существенные изменения в существующий налоговый ландшафт – чтобы не допустить существенного повышения налогового бремени, нужно оперативно проанализировать эффект от данных изменений и продумать меры реагирования на них. Уже сегодня можно подумать о следующих мерах, определяющих размер предстоящей налоговой нагрузки:
Налог на прибыль
- Спланировать сделки в рамках текущего налогового периода и спланировать момент их признания (в 2024 или в 2025 годах);
- Провести комплексную диагностику налогового учета с целью выявления резервов, позволяющих существенно снизить налоговую нагрузку, в частности, с использованием:
- Инструментов, предусмотренных Законом (повышающие коэффициенты для вычетов, ФИНВ);
- Иных инструментов повышения налоговой эффективности.
- Проанализировать потенциал применения отдельных механизмов государственной поддержки (СЗПК, СПИК 1.0 / 2.0, РИП, пр.).
Изменения по НДФЛ и КИК
- Проанализировать эффект от введения прогрессивной шкалы НДФЛ, оценить возможность изменения программ мотивации с учетом новых ставок и их дифференциала;
- Проанализировать возможность / целесообразность сокращения количества КИК (например, посредством ликвидации, реорганизации);
- Оценить эффект от перевода КИК на общий режим налогообложения, проанализировать возможность распределения активов в рамках семьи;
- Рассмотреть варианты реорганизации владения КИК – при наличии соответствующих неналоговых предпосылок (например, владение через трасты, личные фонды);
- Оценить возможность упрощения структур и перевода активов в РФ (установление прямого владения физическими лицами, владение через ЗПИФ).
Риски и последствия дробления / «Амнистии»
- Провести системный анализ деятельности компании (группы компаний) на предмет:
- соответствия критериям/признакам «дробления бизнеса» и / или
- целесообразности амнистии.
- В случае добровольного отказа от дробления – правильно подготовить необходимые документы и надлежащим образом проинформировать налоговые органы;
- Изменить / сформировать новую структуру бизнеса, обеспечивающую баланс эффективности и рисков;
- Оценить процедуры внутреннего контроля проверки контрагентов-поставщиков, применяющих специальные режимы, на предмет:
- наличия потенциальных налоговых рисков;
- оформления документооборота;
- условий действующих сделок в части включения налога в цену договора.
- Если в отношении компании проводится налоговая проверка на предмет дробления, внимательно оценить риск целесообразности последующего обжалования результатов проверки.
Введение НДС для плательщиков УСН
- Смоделировать налоговую нагрузку на предмет общей эффективности и выбора между специальными или стандартными ставками НДС. С учетом того, что применение специальных ставок не позволяет вычесть «входной» НДС, выбор уплаты НДС по стандартным или специальным ставкам не всегда очевиден.
- Оценить, так ли эффективно применение режима УСН для бизнеса как с точки зрения возрастающей налоговой нагрузки в части НДС, так и рисков дробления бизнеса.
- Подготовиться к новым реалиям, разобраться с методологическими вопросами и переходными положениями.
Мы продолжаем следить за дальнейшей донастройкой Закона и будем информировать вас обо всех изменениях и практике их применения.
Авторы: команда Б1.
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Новый вид отчетности МГК: формат утвержден! Готовы ли к подаче?
27 декабря 2024 был опубликован Приказ ФНС от 10.12.2024 № ЕД-7-13/1115@, который устанавливает формат представления в налоговый орган сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний (МГК), финансовой отчетности участников МГК в электронной форме. Приказ вступил в силу 27 января 2025 года.
29.01.2025

Утверждение нового перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами
20 декабря 2024 был опубликован Приказ ФНС России от 30.10.2024 № ЕД-7-17/915@, утверждающий новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами. Приказ вступил в силу 31 декабря 2024.
24.01.2025
.jpg)
Включение лицензионных платежей за право использования товарных знаков на готовую продукцию в таможенную стоимость сырья: анализ судебного дела и ключевые выводы
Включение в таможенную стоимость ввозимого сырья производственных лицензионных платежей на протяжении последних нескольких лет является предметом активных судебных споров с таможенными органами. Предлагаем ознакомиться с одним из последних судебных актов по данной теме, принятым в пользу таможенного органа.
13.01.2025

Обновленный перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией
31 декабря 2024 года вступает в силу Приказ ФНС России от 30 октября 2024 года № ЕД-7-17/916@ «Об утверждении перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информации». Главным нововведением Приказа стало исключение 26 стран – членов ЕС из списка государств, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. Вместо них добавлены 4 новых государства (Армения, Камерун, Руанда, Ямайка) и территория (Ниуэ).
27.12.2024

Введены отчисления за распространение рекламы
Совет Федерации РФ одобрил законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» , который вводит отчисления за распространение рекламы в интернете. Предполагается, что нормы об отчислениях вступят в силу с 1 апреля 2025 года.
23.12.2024

Актуальный статус действия соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией
В публикации представлен статус существующих соглашений об избежании двойного налогообложения.
20.12.2024

Очередная корректировка налогообложения в сфере ИТ
27 ноября 2024 года президент подписал законы № 416-ФЗ и № 417-ФЗ, где затрагивается налогообложение ИТ-отрасли. Изначально целью Закона № 416-ФЗ являлось «приведение положения Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в области регулирования табачной продукции». По результатам рассмотрения в Федеральном Собрании текст Закона № 416-ФЗ претерпел кардинальные изменения, которые также напрямую затрагивают и налогообложение в сфере ИТ.
02.12.2024