Вести МСФО, август 2023 г.
В нашей публикации представлена информация о дополнениях к МСФО (IAS) 21, обязательствах по налогу на сверхприбыль и другие новости Совета по МСФО.
НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ: ОТРАЖЕНИЕ В ОТЧЕТНОСТИ ПО МСФО
Налог на сверхприбыль
Федеральный закон № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» от 4 августа 2023 г. (далее - Закон), вступающий в силу с 1 января 2024 г. (известный также как ‘windfall tax’), устанавливает порядок определения и уплаты разового налога на сверхприбыль.
Согласно положениям Закона российские организации, постоянные представительства иностранных организаций, а также иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ (за рядом предусмотренных в законе исключений), в срок до 25 января 2024 г. должны представить в налоговые органы соответствующую налоговую декларацию и до 28 января 2024 г. уплатить налог на сверхприбыль по ставке 10%.
Попадает ли налог на сверхприбыль в сферу применения МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»?
Да, поскольку он удерживается с прибыли организации, определяемой как разница между ее доходами и расходами за определенный период. По своей экономической сути, налог на сверхприбыль является реализацией механизма разового увеличения ставки налога на прибыль в сумме, превышающей некоторое законодательно установленное пороговое значение.
Является ли налог на сверхприбыль текущим или отложенным налогом на прибыль согласно МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»?
Налог на сверхприбыль отвечает определению текущего налога на прибыль в МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», поскольку относится к прибыли прошлых отчетных периодов, а не к будущей прибыли, реализация которой обусловлена возмещением балансовой стоимости активов или погашением балансовой стоимости обязательств, признанных на отчетную дату.
Признание и оценка обязательства по налогу на сверхприбыль в финансовой отчетности по МСФО за 2023 г. и промежуточные периоды 2023 г., завершающиеся после даты принятия Закона
- Согласно п. 12 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», неоплаченные суммы текущего налога за текущий и предыдущие периоды признаются в качестве обязательства.
- Несмотря на то, что Закон вступает в силу 1 января 2024 г., обязанность уплаты налога на сверхприбыль у организаций, являющихся плательщиками данного налога, возникает на дату его принятия. В связи с этим такие организации должны признать обязательство по уплате налога на сверхприбыль на эту дату, а не на 1 января 2024 г.
- Согласно п. 46 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» обязательства по налогу за текущий и предыдущие периоды оцениваются в сумме, которую планируется уплатить налоговым органам, рассчитанной с использованием ставок налога (и налогового законодательства), действующих или по существу принятых по состоянию на конец отчетного периода.
- Поскольку действующее с момента принятия Закона налоговое законодательство предусматривает возможность использования вычета при условии внесения обеспечительного платежа в период 1.10.2023-30.11.2023, при определении суммы задолженности по налогу на сверхприбыль организация должна учитывать свои ожидания относительно использования права на налоговый вычет.
- Если компания не планирует воспользоваться налоговым вычетом, обязательство по налогу должно быть признано в полной сумме. Если же организация планирует воспользоваться правом на налоговый вычет, обязательство оценивается с учетом его использования.
- При изменении ожиданий организации на каждую отчетную дату до погашения задолженности по налогу сумма обязательства переоценивается соответствующим образом.
ДОПОЛНЕНИЯ К МСФО (IAS) 21 – ОГРАНИЧЕНИЯ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ ВАЛЮТ
Дополнения к МСФО (IAS) 21
- Совет по МСФО выпустил поправки к МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов» – «Ограничения конвертируемости валют».
- Поправки рассматривают ситуации, когда существуют те или иные барьеры для обмена одной валюты на другую. В стандарт добавлено несколько определений и пояснений к ним, а также описание порядка определения текущего обменного курса при помощи методик оценки. Отменено ранее существовавшее требование использовать текущий обменный курс на следующую дату, когда он становится доступным, если на дату оценки курс доступен не был. Вместо этого необходимо оценить текущий курс на дату оценки при помощи методики оценки. Одновременно дополнены требования к раскрытию информации.
- Стандарт дополняется руководством по применению, в котором приводится ряд критериев конвертируемости, а также подходов к разработке методик оценки, для иллюстрации которых к стандарту прилагается несколько примеров.
- Поправки обязательны к применению для годовых периодов, начинающихся после 1 января 2025 года, досрочное применение возможно. При досрочном применении необходимы дополнительные раскрытия.
- Более подробная информация приведена в нашей отдельной публикации «Дополнения к МСФО (IAS) 21: Ограничения конвертируемости валют».
ДРУГИЕ НОВОСТИ СОВЕТА ПО МСФО
Новые стандарты, планируемые к публикации
ДРУГИЕ НОВОСТИ
Совет по МСФО принял решение о выпуске двух новых стандартов:
- Первый стандарт является результатом проекта «Основные финансовые отчеты» и заменит действующий в настоящее время МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Данный стандарт приведет к тому, что компании будут более последовательно и прозрачно отчитываться о своих финансовых результатах, что облегчит инвесторам сравнение разных компаний. В частности, в стандарте будет четко определено понятие операционной прибыли.
- Второй стандарт является результатом проекта «Непубличные дочерние компании: раскрытие информации». Данный стандарт позволит дочерним компаниям, которые не торгуются на открытом рынке и не имеют фидуциарной ответственности, подготовить полную финансовую отчетность по МСФО с сокращенным объемом раскрываемой информации.
Текущая стадия – начало процесса подготовки, проверки и утверждения текстов стандартов. Ожидается, что стандарты будут выпущены в первой половине 2024 года.
Стандарты вступят в силу с годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2027 года или после этой даты. Допускается досрочное применение.
В отношении подготовки нового стандарта, заменяющего МСФО (IAS) 1, Совет по МСФО также предварительно решил:
- Подтвердить требование, содержащееся в предварительном варианте стандарта, о ретроспективном применении нового стандарта в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».
- Подтвердить содержащееся в предварительном варианте стандарта требование о представлении каждого из необходимых в соответствии с новым стандартом заголовков и промежуточных итогов в сокращенной промежуточной финансовой отчетности предприятия в первый год его применения. Это требование также будет применяться к компаниям, впервые применяющим МСФО.
- Потребовать от предприятий в первый год применения нового стандарта раскрытия сверки между каждой статьей представляемого в соответствии с МСФО (IAS) 1 отчета о прибылях и убытках, и каждой отдельной статьей, представляемой в соответствии с новым стандартом. Это требование:
- обязательно в отношении сравнительного периода, непосредственно предшествующего тому, в котором новый стандарт впервые применяется (относится также к промежуточной финансовой отчетности, выпускаемой в первый год применения нового стандарта)
- допускается, но является обязательным для отчетного периода, в котором новый стандарт применяется впервые
- допускается, но является обязательным для сравнительных периодов, представляемых помимо сравнительного периода, в котором новый стандарт применяется впервые.
В отношении подготовки нового стандарта «Непубличные дочерние компании: раскрытие информации» Совет по МСФО также предварительно решил:
- Подтвердить, что требования по раскрытию информации, выпущенные с момента разработки предварительного варианта нового стандарта в рамках других МСФО, остаются применимыми.
- Уточнить объем раскрытия информации, который дочернее предприятие, попадающее в сферу применения нового стандарта, обязано раскрыть, если оно применяет новый стандарт досрочно.
Объединения бизнесов – раскрытие информации, гудвил и обесценение
В отношении эффективности теста на обесценение Совет МСФО предварительно решил:
- В п. 80(a) МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» «гудвил отслеживается для целей внутреннего управления» в фразе «Каждая единица или группа единиц, к которой таким образом отнесен гудвил, должна представлять самый низкий уровень организации, на котором гудвил отслеживается для целей внутреннего управления» заменить на «деятельность, связанная с деловой репутацией, отслеживается для целей внутреннего управления».
- Разъяснить значение предлагаемой новой формулировки пункта 80(а), предоставив ограниченные разъяснения того, что подразумевается под «отслеживанием» бизнеса, связанного с деловой репутацией.
- Разъяснить, что термин «операционный сегмент» в пункте 80(b) МСФО (IAS) 36 предназначен для демонстрации наивысшего уровня, который может быть использован организацией в тесте на обесценение гудвила при применении пункта 80(a).
- Разъяснить, почему МСФО (IAS) 36 требует, чтобы предприятие распределяло гудвил на единицу, генерирующую денежные потоки, или на группу единиц, генерирующих денежные потоки.
- Не предпринимать никаких дальнейших действий по каким-либо другим предложениям респондентов в документе к обсуждению «Объединение бизнеса — раскрытие информации, гудвил и обесценение» для повышения эффективности тестирования на обесценение.
- Потребовать от организаций раскрытия информации об отчетных сегментах, в которые включены единицы, генерирующие денежные потоки, содержащие гудвил.
- Объяснить разницу между мониторингом руководством предприятия «стратегически важных» объединений бизнесов с целью последующего раскрытия информации о результатах деятельности и мониторингом, проведенным руководством бизнесов, связанных с гудвилом, с целью тестирования на предмет обесценения.
Сфера применения МСФО (IAS) 37
1. Совет по МСФО обсудил отзывы заинтересованных сторон об оценке ставок дисконтирования, используемых для расчета резервов, относящихся к сфере применения МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», в частности, о том, следует ли включать в оценку ставок дисконтирования риск невыполнения компанией своих обязательств. Члены Совета по МСФО представили свои мнения о возможных подходах к изменению МСФО (IAS) 37, которые они хотели бы использовать в дальнейшем в ответ на отзывы заинтересованных сторон. Решений принято не было.
2. В отношении затрат, которые необходимо включить в оценку резервов, относящихся к сфере применения МСФО (IAS) 37, Совет по МСФО предварительно решил уточнить, что:
- Расходы, необходимые для погашения обязательства, включают расходы, непосредственно связанные с погашением данного обязательства.
- Расходы, непосредственно связанные с погашением обязательства, состоят из:
- дополнительных затрат на погашение обязательства и
- распределяемых затрат, непосредственно связанных с погашением обязательства.
Совет по МСФО продолжит обсуждение предлагаемых изменений.
Авторы
Дмитрий Вайнштейн
Партнер Б1
Группа методологии применения МСФО, департамент аудиторских и сопутствующих услуг. Эксперт в области оказания аудиторских и консультационных услуг по МСФО финансовым организациям
Связаться
Марьяна Клементьева
Ассоциированный партнер Б1
Группа методологии применения МСФО, отдел консультирования по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, департамент аудиторских и сопутствующих услуг
Связаться
Светлана Половинкина
Ассоциированный партнер Б1
Группа методологии применения МСФО, департамент аудиторских и сопутствующих услуг. Эксперт в области оказания аудиторских и консультационных услуг по МСФО нефинансовым организациям
Связаться
Вадим Шелагинов
Ассоциированный партнер Б1
Группа методологии применения МСФО, департамент аудиторских и сопутствующих услуг. Эксперт в области оказания аудиторских и консультационных услуг по МСФО
Связаться
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеДополнения к МСФО (IAS) 21 – ограничения конвертируемости валют
В данной публикации обсуждаются поправки к МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов» – «Ограничения конвертируемости валют», выпущенные в августе 2023 года и обязательные к применению для годовых периодов, начинающихся после 1 января 2025 года.
Вести МСФО, июнь – июль 2024 г.
В нашей публикации представлены новости Комитета по разъяснениям МСФО и прочие актуальные вопросы, рассмотренные на заседаниях Совета по МСФО.
Вести МСФО, апрель – май 2024 г.
В нашей публикации представлены новые стандарты МСФО (IFRS) 18 и 19, поправки к МСФО (IFRS) 9 и 7, а также прочие вопросы, рассмотренные Советом по МСФО в апреле и мае 2024 года.
Вести МСФО, март 2024 г.
В нашей публикации представлены вопросы, рассмотренные на заседаниях Совета по МСФО и Комитета по разъяснениям МСФО в марте 2024 года.
Вести МСФО, февраль 2024 г.
В нашей публикации представлены актуальные вопросы, рассмотренные на заседании Совета по МСФО в феврале 2024 года.
Вести МСФО, январь 2024 г.
В нашей публикации представлены актуальные вопросы, рассмотренные на заседаниях Совета по МСФО и в рамках совместной встречи Совета по МСФО и Совета по Международным стандартам устойчивого развития в январе 2024 года.
Вести МСФО, ноябрь – декабрь 2023 г.
В нашей публикации представлены новости Комитета по разъяснениям МСФО и прочие актуальные вопросы, рассмотренные на заседаниях Совета по МСФО.
Вести МСФО, сентябрь – октябрь 2023 г.
В нашей публикации представлены новости Комитета по разъяснениям МСФО и прочие актуальные вопросы, рассмотренные на заседаниях Совета по МСФО.
Вести МСФО, август 2023 г.
В нашей публикации представлена информация о дополнениях к МСФО (IAS) 21, обязательствах по налогу на сверхприбыль и другие новости Совета по МСФО.
Вести МСФО, июнь 2023 г.
В нашей публикации представлены новости Комитета по разъяснениям МСФО, а также актуальные вопросы, рассмотренные на заседаниях Совета по МСФО.