Вести МСФО, апрель – май 2024 г.
В нашей публикации представлены новые стандарты МСФО (IFRS) 18 и 19, поправки к МСФО (IFRS) 9 и 7, а также прочие вопросы, рассмотренные Советом по МСФО в апреле и мае 2024 года.
Новые стандарты МСФО
МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие в финансовой отчетности»
9 апреля 2024 года Совет по МСФО выпустил МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие в финансовой отчетности».
МСФО (IFRS) 18 заменяет МСФО (IAS) 1 и вступает в силу в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2027 г. или после этой даты. Возможно досрочное применение.
Основными целями стандарта являются:
- Cопоставимость и прозрачность отчета о результатах деятельности компаний
- Дополнительная полезная информация для инвесторов и возможность сопоставления с другими компаниями
- Представление дополнительных промежуточных итогов в разрезе категорий (операционная, инвестиционная, финансовая) в ОПУ для улучшения сопоставимости
- Раскрытие информации об определенных руководством показателях эффективности для обеспечения прозрачности
- Повышенные требования к агрегированию и дезагрегированию статей отчета для обеспечения большей полезности информации
Мы планируем выпустить подробную публикацию по данному стандарту.
МСФО (IFRS) 19 «Дочерние организации без публичной подотчетности»
9 мая 2024 года Совет по МСФО опубликовал новый стандарт МСФО (IFRS) 19 «Дочерние организации без публичной подотчетности», вступающий в силу с 1 января 2027 года. Возможно досрочное применение.
- В соответствии с данным стандартом дочерние организации, которые попадают под определенные критерии, могут применять упрощенные требования к раскрытию информации в своей консолидированной, отдельной или индивидуальной финансовой отчетности
- Дочерние организации могут применять МСФО (IFRS) 19, если они не являются публично подотчетными и их материнская компания подготавливает консолидированную финансовую отчетность в соответствии c МСФО, находящуюся в открытом доступе. Предполагается, что дочерняя организация не является публично подотчетной, если у нее нет долевых или долговых инструментов, обращающихся на открытом рынке, и она не является держателем активов в качестве доверенного лица широкого круга сторонних лиц
- Отчетность по МСФО (IFRS) 19 не будет являться отчетностью по МСФО, однако отличие будет состоять только в объеме раскрываемой информации. Принципы оценки, признания и представления элементов финансовой отчетности не отличаются от полной версии МСФО
Мы планируем выпустить подробную публикацию по данному стандарту.
Поправки к МСФО (IFRS) 9 и МСФО (IFRS) 7
Поправки к классификации и оценке финансовых инструментов
30 мая 2024 года Совет по МСФО опубликовал поправки к требованиям классификации и оценки в МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», которые вступают в силу с годовых периодов, начинающихся 1 января 2026 года или позже.
Поправки включают:
- Уточнение классификации финансовых активов с привязкой к экологическим, социальным (ESG) и аналогичным показателям: характеристики кредитов, связанные с ESG, могут повлиять на то, оцениваются ли кредиты по амортизированной стоимости или по справедливой стоимости. Поправки разъясняют, как следует оценивать предусмотренные договором денежные потоки по таким кредитам
- Урегулирование обязательств через электронные платежные системы. Поправки уточняют дату прекращения признания финансового актива или финансового обязательства. Совет по МСФО также решил разработать вариант учетной политики, позволяющий компании прекратить признание финансового обязательства до того, как она предоставит денежные средства на дату расчета, если будут выполнены определенные критерии
ВОПРОСЫ, РАССМОТРЕННЫЕ НА ЗАСЕДАНИЯХ СОВЕТА ПО МСФО В АПРЕЛЕ И МАЕ 2024 ГОДА
Поправки к МСФО (IAS) 37 – Оценочные обязательства
В апреле 2024 Совет по МСФО обсудил предлагаемые поправки к МСФО (IAS) 37 и предварительно решил:
- Внести поправки в определение обязательства и требований, подтверждающих критерий признания
- Добавить требования, которые будут применяться к затратам, подлежащим оплате, если показатель деятельности предприятия за период превышает указанный порог
- Добавить руководство по применению ставки дисконтирования
- Добавить требования по раскрытию информации о ставках дисконтирования
Поправки к МСФО (IAS) 37 – Определение обязательства и требований, подтверждающих критерий признания
1. Определение обязательства:
«Существующая обязанность, возникшая в результате прошлых событий, передать экономические ресурсы» п. 10 МСФО (IAS) 37
2. Критерии признания:
«Передача экономических ресурсов» п. 14 МСФО (IAS) 37
3. Уточнить требования, обосновывающие критерии признания обязательства:
3.1 «Удалить требование и определение обязывающего события», «Заменить требованиями, удовлетворяющими трем различным условиям: условие силы, состояние природы и условие времени — и объяснить каждое условие в отдельном разделе» п. 10, 14A МСФО (IAS) 37
3.2 заменить существующие требования, поясняющие критерии признания обязательств, новыми требованиями, основанными на концепциях Концептуальных основ, и изъять КРМФО (IFRIC 21): п. 14B, -14 G, 16A, - 16 C, 19 A,-19 C, 21A МСФО (IAS) 37
4. Усовершенствовать разъяснения требований по применению положения о резервах под реструктуризацию п. 72-81 МСФО (IAS) 37
5. Добавить новые примеры к Иллюстративным примерам МСФО (IAS) 37 и обновить пояснения к выводам для некоторых существующих примеров (без изменения этих выводов) – проект не включен для рассмотрения.
Поправки к МСФО (IAS) 37 – Пороговые затраты
Уточнить требования к ситуациям, в которых осуществляется передача экономических ресурсов только в том случае, если показатель деятельности предприятия превышает определенный порог:
- Существующее обязательство по затратам, обусловленное пороговым значением, возникает, когда организация осуществляет деятельность, которая вносит вклад в общую сумму, по которой оцениваются затраты
- На любую дату в течение периода оценки сумма текущего обязательства представляет собой часть общей предполагаемой стоимости за период оценки, причем эта часть представляет собой сумму, относящуюся к деятельности, выполненной на дату
Обзор после внедрения МСФО (IFRS) 9 – Обесценение. Раскрытие кредитного риска
- Совет по МСФО рассмотрел завершающую часть вопросов, поднятых в рамках Обзора после внедрения МСФО (IFRS) 9 – обесценение:
- Раскрытие кредитного риска
- Прочие вопросы (упрощенный подход к оценке ОКУ и внутригрупповые финансовые инструменты)
- По многим аспектам раскрытия кредитного риска респонденты отмечали большое разнообразие практики: от раскрытия слишком обширной информации (включая несущественную) до раскрытия только «шаблонных» фраз
- Планируется включить в план исследований проект по целевым улучшениям требований МСФО (IFRS) 7 к раскрытию информации о кредитном риске. В частности обсуждалась конкретизация требований к раскрытию информации об:
- анализе чувствительности
- раскрытии суждений руководства (респонденты отмечали недостаточность раскрытия информации о корректировках поверх модели)
- значительном увеличении кредитного риска
- прогнозной информации
- сопоставлении резерва под ОКУ и изменений валовой балансовой стоимости активов
Авторы
Дмитрий Вайнштейн
Партнер Б1
Группа методологии применения МСФО, департамент аудиторских и сопутствующих услуг. Эксперт в области оказания аудиторских и консультационных услуг по МСФО финансовым организациям
Связаться
Марьяна Клементьева
Ассоциированный партнер Б1
Группа методологии применения МСФО, отдел консультирования по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, департамент аудиторских и сопутствующих услуг
Связаться
Светлана Половинкина
Ассоциированный партнер Б1
Группа методологии применения МСФО, департамент аудиторских и сопутствующих услуг. Эксперт в области оказания аудиторских и консультационных услуг по МСФО нефинансовым организациям
Связаться
Вадим Шелагинов
Ассоциированный партнер Б1
Группа методологии применения МСФО, департамент аудиторских и сопутствующих услуг. Эксперт в области оказания аудиторских и консультационных услуг по МСФО
Связаться
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеДополнения к МСФО (IAS) 21 – ограничения конвертируемости валют
В данной публикации обсуждаются поправки к МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов» – «Ограничения конвертируемости валют», выпущенные в августе 2023 года и обязательные к применению для годовых периодов, начинающихся после 1 января 2025 года.
Вести МСФО, август – сентябрь 2024 г.
В нашей публикации представлены новости Комитета по разъяснениям МСФО, проект изменений стандарта МСФО (IAS) 28 и прочие актуальные вопросы, рассмотренные на заседаниях Совета по МСФО.
Вести МСФО, июнь – июль 2024 г.
В нашей публикации представлены новости Комитета по разъяснениям МСФО и прочие актуальные вопросы, рассмотренные на заседаниях Совета по МСФО.
Вести МСФО, апрель – май 2024 г.
В нашей публикации представлены новые стандарты МСФО (IFRS) 18 и 19, поправки к МСФО (IFRS) 9 и 7, а также прочие вопросы, рассмотренные Советом по МСФО в апреле и мае 2024 года.
Вести МСФО, март 2024 г.
В нашей публикации представлены вопросы, рассмотренные на заседаниях Совета по МСФО и Комитета по разъяснениям МСФО в марте 2024 года.
Вести МСФО, февраль 2024 г.
В нашей публикации представлены актуальные вопросы, рассмотренные на заседании Совета по МСФО в феврале 2024 года.
Вести МСФО, январь 2024 г.
В нашей публикации представлены актуальные вопросы, рассмотренные на заседаниях Совета по МСФО и в рамках совместной встречи Совета по МСФО и Совета по Международным стандартам устойчивого развития в январе 2024 года.
Вести МСФО, ноябрь – декабрь 2023 г.
В нашей публикации представлены новости Комитета по разъяснениям МСФО и прочие актуальные вопросы, рассмотренные на заседаниях Совета по МСФО.
Вести МСФО, сентябрь – октябрь 2023 г.
В нашей публикации представлены новости Комитета по разъяснениям МСФО и прочие актуальные вопросы, рассмотренные на заседаниях Совета по МСФО.
Вести МСФО, август 2023 г.
В нашей публикации представлена информация о дополнениях к МСФО (IAS) 21, обязательствах по налогу на сверхприбыль и другие новости Совета по МСФО.