Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Назад на главную

Обзор 14-го пакета санкций ЕС

Поделиться

24 июня 2024 г. Советом ЕС был принят 14-й пакет санкций против России[1]. Предпринятые меры в рамках 14-го пакета преимущественно направлены против таких секторов российской экономики, как энергетический, финансовый, транспортный и торговый сектора. Кроме того, введены дополнительные механизмы контроля, что еще сильнее, по мнению Совета ЕС, будет способствовать усложнению возможности нарушений режима санкций ЕС со стороны как российских лиц, так и лиц из третьих стран[2]. Также был расширен перечень физических и юридических лиц, в отношении которых введены блокирующие санкции ЕС[3]

См. более детально в обзоре ниже.

БЛОКИРУЮЩИЕ САНКЦИИ

В рамках 14-го пакета ограничительных мер ЕС в отношении отдельных физических и юридических лиц из России и третьих стран (Китай, Киргизия, Турция, ОАЭ, Казахстан, Израиль) были введены блокирующие санкции ЕС. В частности, были заблокированы следующие лица:

  • российские бизнесмены и государственные служащие (например, Т. Боллоев, президент пивоваренной компании «Балтика», А. Гореславский, глава АНО «Институт развития интернета»; В. Яковенко, глава Росимущества и пр.), а также отдельные деятели культуры и эстрады (П. Гагарина, Я. Дронов, М. Киселева и пр.);
  • российские организации (например, судоходная компания «Совкомфлот», авиакомпания «Уральские авиалинии», российская грузовая компания «Волга-Днепр», ООО «Инкотех», АО «Концерн «Автоматика», ООО «Нефтегазпромстрой» и пр.);
  • иностранные компании, включая:
    • 19 китайских компаний (например, Chang Guang Satellite Technology Co. Ltd, China Head Aerospace Group, Changsha Tianyi Space Science and Technology Research (SpaceTy) и пр.);
    • 9 турецких компаний (например, Megasan Elektronik Ticaret Ve Sanayi A S, Karasani Dis Ticaret Limited Sirketi, Bion Group Ic Ve Dis Ticaret Limited и пр.);
    • казахскую компанию ТОО «DA GROUP 22» и иных лиц.

Напоминаем, что последствиями введения блокирующих санкций ЕС против отдельных лиц являются заморозка их активов в ЕС, запрет для европейских лиц на совершение финансовых операций и сделок с ними. Заблокированным физическим лицам также запрещен въезд на территорию ЕС. 

САНКЦИИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ: ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ СПГ

Введены ограничения на операции по перевалке российского сжиженного природного газа (СПГ) через территорию ЕС в третьи страны

Указанный запрет распространяется на все перевалочные операции, включая перевалку с судна на судно и с судна на берег. Вспомогательные услуги, связанные с такими перевалками, также запрещены. Однако запрет не затрагивает импорт СПГ в государства-члены ЕС или безопасность их поставок. 

Запрещены новые инвестиции и поставки товаров, технологий и услуг для завершения проектов СПГ

Новые санкции включают запрет на новые инвестиции и поставки товаров, технологий и услуг для завершения проектов СПГ в России. Эти меры касаются ключевых строящихся проектов, таких как «Арктик СПГ 2» и «Мурманский СПГ».

 

Ограничения включают:

  • полный запрет на любые новые инвестиции в проекты СПГ в РФ: европейские компании и инвесторы больше не могут финансировать или участвовать в строительстве и расширении этих объектов;
  • запрет на экспорт всех товаров и технологий, необходимых для строительства и ввода в эксплуатацию объектов СПГ;
  • запрет на оказание различных услуг, необходимых для завершения этих проектов, таких как инжиниринговые, закупочные и строительные услуги.

Тем не менее, введенные ограничения не распространяются на закупку и импорт СПГ с уже существующих российских терминалов и не затрагивают финансовые услуги, связанные с покупкой и импортом СПГ из российских терминалов.

Введены ограничения на импорт российского СПГ через терминалы, не подключенные к объединенной системе природного газа ЕС

Указанная мера затрагивает только определенные объекты в определенных государствах-членах ЕС. Она не препятствует импорту российского СПГ через другие объекты в ЕС, не оказывает никакого неблагоприятного воздействия на газовый рынок ЕС и на его безопасность поставок, в том числе на доступные объемы и цены. Указанные ограничения не должны влиять на поставки российского СПГ с материковой части государства-члена в его самые отдаленные регионы.

Послабление механизма ценовых пределов по проекту «Сахалин-2»

Механизм ценового предела  ("price cap mechanism") предусматривает, что определенные проекты, которые имеют важное значение для энергетической безопасности определенных третьих стран, могут быть освобождены от согласованного ценового предела. Таким образом, ЕС было продлено освобождение, предусмотренное в отношении российского проекта Сахалин-2 до 28 июня 2025 г. для обеспечения потребностей энергетической безопасности Японии.

 

В целом, целью описанных выше мер ЕС является общее ограничение доходов России от экспорта СПГ и одновременно с ним поддержание безопасности поставок государств-членов ЕС.

САНКЦИИ В ФИНАНСОВОМ СЕКТОРЕ

Введен запреты на подключение к СПФС

Европейским лицам, действующим за пределами России, запрещено напрямую подключаться к «Системе передачи финансовых сообщений» («СПФС») или аналогичным системам, созданным Центральным банком России. По мнению европейского регулятора, указанная мера направлена на сдерживание развития СПФС и предотвращение обхода санкций ЕС.

 

Кроме того, для европейских лиц запрещены транзакции со специально обозначенными субъектами, использующими СПФС за пределами России. Исключение составляют субъекты, созданные и действующие в России, включая дочерние компании европейских субъектов.

 

В настоящее время СПФС используется для внутренних переводов российских банков, также к СПФС подключены некоторые банки стран СНГ.

Введен запрет на транзакции с определенными финансовыми организациями

24 июня 2024 г. установлен запрет на транзакции с кредитными и финансовыми учреждениями, а также поставщиками криптоактивов, созданными за пределами ЕС, если они способствуют транзакциям, поддерживающим российскую оборонно-промышленную базу.

Расширение существующего запрета на предоставление мер поддержки для любых российских лиц, а не только с участием РФ

В рамках 14-го пакета санкций ЕС расширен существующий запрет на предоставление мер поддержки российским лицам. Нововведения запрещают поддержку, финансирование и любую финансовую помощь из программ ЕС, Евратома или государств-членов ЕС не только организациям, в которых участвует РФ, но и любым юридическим лицам и организациям, созданным в России или контролируемым российскими субъектами.

ОГРАНИЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ МОРСКИХ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Новые ограничения в отношении морского транспорта РФ

Введен секторальный запрет (1) на доступ к портам и шлюзам государств-членов ЕС, а также на (2) широкий спектр услуг, связанных с морским транспортом, для запрещенных судов, включенных в специальный список как способствующих военным действиям России. 

 

К судам, подпадающим под указанные ограничения, относятся суда, которые (1) перевозят товары и технологии, используемые в секторе обороны и безопасности, из России или в Россию; (2) перевозят сырую нефть или нефтепродукты; (3) эксплуатируются таким образом, чтобы способствовать или поддерживать действия или политику в области развития или расширения энергетического сектора в РФ, включая энергетическую инфраструктуру и пр. При этом указанные ограничительные меры ЕС не распространяются на суда под флагом ЕС.

 

24 июня 2024 г. в перечень запрещенных попали 27 судов (в том числе Enisey, Vela Rain, Galian 2, Robon, Krymsk, Kemerovo, Kaliningrad и пр.).

Ужесточение запрета на перевозку грузов автомобильным транспортом по территории ЕС

Новые ограничения предусматривают, что операторам ЕС, на 25% или более принадлежащим российским физическим или юридическим лицам, запрещено становиться автотранспортными предприятиями или перевозить грузы по территории ЕС, в том числе транзитом.

 

Указанные меры не распространяются на автотранспортные предприятия, принадлежащие лицам с двойным гражданством или гражданам РФ, имеющим временный или постоянный ВНЖ в государстве-члене ЕС. Кроме того, автотранспортные предприятия обязаны раскрывать структуру своей собственности национальным компетентным органам по их запросу.

ОГРАНИЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ АВИАЦИИ

Расширен запрет на посадку, взлет и пролет российских воздушных судов над территорией ЕС

Теперь указанный охватывает любые воздушные суда, используемые для нерегулярных полетов, если российские юридические или физические лица могут фактически определить время и место их взлета или посадки. Это касается, например, перевозок на отдых или деловые поездки по запросам российских лиц и организаций.

Введена обязанность операторов предоставлять информацию о владельцах воздушных судов и, при подозрении обхода запрета санкций, о пассажирах по запросу компетентных органов

По мнению европейского регулятора, указанная мера необходима для проверки соблюдения запретов на полеты и должна исполняться операторами в установленные сроки.

ИМПОРТНЫЙ И ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ: НОВЕЛЛЫ

Уточнен запрет на импорт алмазов российского происхождения в ЕС

Европейским регулятором разъяснено, что необработанные алмазы ("rough diamonds"), импортированные из России до 1 января 2024 г., и бриллианты ("polished diamonds"), импортированные или произведенные до 1 марта 2024 г. (или 1 сентября 2024 г., в зависимости от веса), не подпадают под ранее установленный запрет на импорт алмазов.

 

Поправки также позволяют временный ввоз или вывоз ювелирных изделий для ремонта, аукционов и торговых ярмарок. 

 

Разъяснено, что косвенный запрет на импорт российских алмазов, обработанных в третьих странах, помимо РФ, временно не распространяется на ювелирные изделия с включением таких алмазов, пока Совет ЕС не примет иного решения для реализации указанной меры. 

Расширен перечень запрещенной для ввоза в Россию продукции

14-ым пакетом санкций ЕС внесены изменения в Приложение VII к Регламенту (ЕС) № 833/2014 (перечень продукции, способствующей военному и технологическому развитию РФ). Дополнения к этому списку касаются, в частности, таких товаров как микроволновые и воздушные усилители, бортовые регистраторы данных и «вездеходные транспортные средства».

Расширен список субъектов, подпадающих под усиленные ограничения на поставку им товаров двойного назначения и передовых технологий

14-м пакетом санкций ЕС в список в Приложении IV к Регламенту (ЕС) № 833/2014 было внесено 61 юридическое лицо (как российские организации, так и организации из Китая, Казахстана, Кыргызстана, Турции и ОАЭ).

Введены ограничения на экспорт товаров, которые способствуют улучшению промышленного потенциала России

В частности, был расширен список запрещенных к экспорту промышленных товаров в Приложении ХХIII к Регламенту (ЕС) № 833/2014. В список были включены химикаты, включая марганцевые руды и редкоземельные соединения, а также пластмассы, землеройная техника, мониторы и электрооборудование).  

Новые ограничения не применяются:

  • для завершения контрактов, что позволяет исполнение:
    • контрактов, заключенных до 25 июня 2024 г., до 26 сентября 2024 г. для товаров, перечисленных в Приложении XXIIIC;
    • контрактов, заключенных до 25 июня 2024 г., до 26 июля 2024 г. для товаров, попадающих под код CN 2602; и
    • контрактов, заключенных до 25 июня 2024 г. до 26 декабря 2024 г. для товаров, попадающих под коды CN 8481 80 и 8708 99.
  • для товаров, предназначенных для невоенного использования или конечного пользователя, направленных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, срочное предотвращение или смягчение последствий события, которое может оказать серьезное и значительное влияние на здоровье и безопасность людей или окружающую среду, или в ответ на стихийные бедствия.

При этом экспорт может быть разрешен для:

  • товаров под кодами CN 3917, 8421, 8471, 8523, 8536 и 8544, которые необходимы для ремонта или обслуживания медицинских устройств;
  • товаров, попадающих под код CN 8417 20, а также некоторые кранов, вентилей и клапанов под кодом CN 8481 80 и некоторых медных труб, трубопроводов и фитингов под кодами CN 7411 или 7412, которые необходимы для личного использования домохозяйствами в РФ;
  • товаров, попадающих под код CN 3917 10, продаваемых, поставляемых, передаваемых или экспортируемых исключительно для производства продуктов питания для человеческого потребления в РФ.

УЖЕСТОЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ САНКЦИЙ ЕС

Материнские компании ЕС будут обязаны контролировать дочерние компании из третьих стран на предмет соблюдения санкций ЕС

Европейский Союз усиливает требования к ЕС операторам, контролирующим или владеющим юридическими лицами за его пределами. Предусмотренный ст. 12 Регламента (ЕС) № 833/2014 запрет на обход расширен и усилен посредством уточнения, что обходом могут признаваться действия без преднамеренного стремления обойти ограничения, но с осознанием или принятием возможности, что участие в таких действиях может иметь свой целью или результатом обход санкций. 

 

В том числе с учетом этого, эти европейские компании обязаны предпринимать усилия для предотвращения деятельности своих дочерних компаний, которая нарушает ограничительные меры, введенные в отношении России.

 

Предполагается, что европейские компании должны предпринимать такие усилия в отношении таких лиц, где они имеют 50% или более акций юридического лица или контрольный пакет акций. Требования к соблюдению ограничительных мер должны учитывать конкретные обстоятельства, включая законодательство третьих стран и характер деятельности юридических лиц или организаций. Операторы обязаны принимать усилия для соблюдения этих требований, включая введение соответствующих политик и мер контроля.

Усиление механизма контроля за обходом санкций посредством обязательства европейских экспортеров включать в договоры No-Russia сlause и проведения Due Diligence

В целях недопущения экспорта и реэкспорта в Россию товаров и технологий двойного назначения, боевой техники, оружия и боеприпасов и пр. было введено обязательство для экономических операторов из ЕС, продающих такую продукцию третьим странам, включать специальные контрольные положения в договоры (пункт о запрете ввоза в Россию, «No Russia» clause).  Еще в рамках 12-го пакета санкций, принятого в конце декабря 2023 г., Совет ЕС обязал европейских экспортеров добавлять в свои контракты на поставку определенных товаров в третьи страны оговорку, запрещающую реэкспорт в Россию. 

 

В рамках 14-го пакета санкций указанные ограничения получили развитие, а именно дополнена статья 12g к Регламенту (ЕС) № 833/2014, устанавливающая, что при продаже, поставке, передаче или экспорте в третьи страны запрещенных товаров или технологий, перечисленных в Приложениях XI, XX и XXXV к Регламенту (ЕС) № 833/2014, а также общих высокоприоритетных товаров или огнестрельного оружия и боеприпасов, экспортеры должны с 20 марта 2024 г. предусматривать в договорах запрет на реэкспорт в Россию и реэкспорт для использования в России (No-Russia сlause). 

 

При этом указанные ограничения не применяются к: 

  • исполнению контрактов, относящихся к товарам, подпадающим под CN-коды 8457 10, 8458 11, 8458 91, 8459 61, 8466 93, перечисленные в Приложении XL; 
  • исполнению контрактов, заключенных до 19 декабря 2023 г. и относящихся к товарам, отличным от указанных в пункте выше, до 1 января 2025 г. или до истечения срока их действия, в зависимости от того, что наступит раньше.

Информация об исполнении таких договоров должна раскрываться соответствующим компетентным органам государств-членов ЕС.

 

Кроме того, теперь ЕС требует от операторов на договорной основе запрещать использование и сублицензирование права на использование объектов интеллектуальной собственности и ноу-хау в России для высокоприоритетных товаров, установленных в Приложении XL к Регламенту (ЕС) № 833/2014 (например, интегральных схем, радионавигационной аппаратуры, аэростатов, видеокамер, цифровых камер и пр.). Европейские операторы также обязаны внедрять соответствующие меры правовой защиты в договоры и сообщать о нарушениях компетентным органам. Ограничение не применяется к исполнению договоров, заключенных до 25 июня 2024 г., до 26 июня 2025 г. или до окончания срока их действия, что наступит раньше. 

ИНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ В РАМКАХ 14-ГО ПАКЕТА САНКЦИЙ ЕС

Новые ограничения в области прав на IP

В качестве ответной меры на российские контрсанкционные меры в сфере IP, ЕС вводит ограничения на прием заявок на регистрацию прав на новые объекты интеллектуальной собственности от российских граждан и компаний.

 

Ведомства по интеллектуальной собственности и другие компетентные учреждения в ЕС не должны разрешать подачу таких заявок и не обязаны выносить официальное решение об отказе, что предотвращает возможную повторную подачу после отмены текущих ограничений. При этом такие ведомства наделены правом запрашивать необходимую информацию у заявителей для реализации указанных ограничений. Более подробно о новых ограничениях в области IP читайте в нашем алерте по ссылке.

Продление срока на оказание запрещенных услуг европейскими лицами своим российским дочерним компаниям

Ранее европейским компаниям можно было предоставлять определенные услуги, запрещенные статьей 5n Регламента (ЕС) № 833/2014 (аудиторские, налоговые, юридические, инжиниринговые и пр.), своим дочерним компаниям в России без специального разрешения до 20 июня 2024 г. В рамках 14-го пакета санкций ЕС указанный срок был продлен до 30 сентября 2024 г.

 

Кроме того, статья 5n Регламента (ЕС) № 833/2014 была дополнена новым изъятием, согласно которому указанный запрет на оказание отдельных видов услуг не распространяется на граждан государств-членов ЕС, являющихся резидентами РФ и при условии, что они получили этот статус до 24 февраля 2022 г. Эти граждане могут оказывать соответствующие услуги российским дочерним обществам-работодателям, если услуги предназначены исключительно для этих обществ и такие общества принадлежат или контролируются юридическими лицами ЕС (или стран-партнеров ЕС).

Введены положения о компенсации для европейских граждан и компаний, пострадавших от действий российских лиц

Указанные положения касаются ущерба, вызванного нарушением требований и ограничений Регламента (ЕС) № 833/2014 и временным управлением на территории России, направленным на имущество иностранных лиц из «недружественных иностранных государств». 

 

Европейские граждане и компании могут потребовать компенсацию такого ущерба в судах государств-членов ЕС при условии, что такие действия признаны незаконными в соответствии с международным правом или двусторонним инвестиционным договором с Россией. 

Ответная мера ЕС на «Закон Лугового»

В 2020 г. в России были внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, предоставляющие российским судам исключительную компетенцию по спорам, связанным с лицами, на которых наложены ограничительные меры недружественных стран, а также по спорам между российскими и иностранными лицами, если эти споры связаны с такими ограничительными мерами (ст. 248.1 АПК РФ, «Закон Лугового»)[4].

 

В качестве ответной меры ЕС введен запрет на заключение договоров с российскими компаниями, которые используют указанные положения российского арбитражно-процессуального законодательства кроме ряда исключений.

Запрет на получение европейскими СМИ и политическими партиями финансирования от российских лиц

Указанные меры включают:

  • запрет на финансирование европейских СМИ (европейским медиа запрещено получать деньги от российских источников, чтобы предотвратить иностранное влияние на общественное мнение и политические процессы);
  • запрет на финансирование политических партий (политическим партиям в ЕС запрещено принимать пожертвования или финансовую поддержку от российских лиц).

Команда Б1 готова оказать содействие по вопросам новых санкционных ограничений и помочь минимизировать потенциальные риски.

Показать ссылки

Авторы:

Наталья Аристова

Наталья Аристова

Партнер Б1

Отдел по оказанию юридических услуг. Эксперт по вопросам корпоративного, финансового и банковского права, а также санкционного комплаенса, энергетического и экологического законодательства

Связаться

Ярослав Соларев

Ярослав Соларев

Менеджер Б1

Отдел по оказанию юридических услуг

Связаться

Мария Нефедова

Мария Нефедова

Cтарший консультант Б1

Отдел по оказанию юридических услуг

Связаться

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все