Tax Messenger
Тенденции классификации фармацевтической продукции и медицинских изделий в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
26.11.2024 г.
В настоящее время наблюдается особый контроль таможенных органов к правильности классификации товаров при их ввозе и вывозе.
Согласно данным ФТС России, в 2023 году таможенными органами было принято 42 789 решений о переклассификации товаров в иной код ТН ВЭД ЕАЭС, что привело к взысканию более 7,65 млрд рублей и возбуждению 3 147 дел об административных нарушениях.
В данном обзоре мы хотим поделиться тенденциями переклассификации таможенными органами РФ медицинских товаров, которые мы наблюдаем в правоприменительной и судебной практике.
Лекарственные препараты (витаминосодержащие)
В последние годы таможенные органы стали уделять внимание лекарственным препаратам, которые в качестве вспомогательного компонента содержат витамины.
Так, например, содержание рибофлабина (витамин В2) в качестве красителя или а-токоферола (витамин Е) в качестве антиоксиданта, по мнению таможенных органов, позволяет признать лекарственные препараты витаминосодержащими и как следствие, классифицировать в коде 3004 50 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС с более высокой ставкой пошлины (4%).
Вместе с тем судебная практика развивается в пользу бизнеса, поскольку при разрешении судебных споров устанавливается не только формальное наличие витамина, но и анализируется его соответствие критериям назначения и фармакологической активности в составе лекарственного препарата.
Картридж медицинский бикарбонатный для гемодиализа
Наблюдается увеличение судебных дел по классификации картриджа медицинского, являющегося сменной частью и принадлежностью аппарата искусственной почки.
Таможенные органы классифицируют товар в товарной позиции 3004 ТН ВЭД ЕАЭС, основываясь на том, что товар представляет собой химическое вещество (лекарственное средство — бикарбонат натрия), расфасованное в специальные упаковки для использования в диализных машинах, что исключает классификацию данного товара в товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС в качестве прибора или устройства, применяемого в медицине.
Комплекс контроля радиотерапевтических процедур
Спор относительно классификации данного товара возник на уровне товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 9018 (позиция импортеров) и 9030 (позиция таможни).
До недавнего времени судебная практика складывалась негативно для бизнеса. Вместе с тем, сегодня мы наблюдаем, что суды начали принимать решения в пользу импортеров (например, судебное дело № А56-38787/2023).
При принятии решения суды исходят из того, что товар предназначен для применения в медицине профильными медицинскими учреждениями в качестве сопровождения процесса лечения онкозаболеваний посредством лучевой терапии, а именно для контроля облучения пациентов путем предоставления информации о предписанной расчетной и доставленной дозе по мере излучения. Сводить его функции лишь к обнаружению и измерению ионизирующих излучений (несмотря на наличие функции измерения) неправомерно.
Анализ избранной судебной практики 2023-2024 гг.
Ниже в сводной таблице мы суммировали товары сектора медицинских изделий и фармацевтической продукции, в отношении которых за прошедшие полтора года (2023-2024 гг.) активно формируются тренды переклассификации товаров со стороны таможенных органов.
Указанные судебные дела не являются исчерпывающими.
Товар | Код ТН ВЭД ЕАЭС | Примеры судебной практики | |
---|---|---|---|
Импортера | Таможни | ||
Лекарственные препараты (витаминосодержащие) | 3004 90 000 2 | 3004 50 000 2 | А40-227892/2023, А40-109978/2023 |
Картридж медицинский бикарбонатный для гемодиализа | 9018 90 300 0 | 3004 90 000 2 | А70-22665/2023, А15-6141/2022 |
Комплекс контроля радиотерапевтических процедур | 9018 90 840 9 | 9030 10 000 0 | А56-38787/2023, А56-23392/2023 |
Иглы (для биопсии / гемодиализа) Набор для вертебропластики | 9018 39 000 0 | 9018 32 100 0 9018 31 100 9 | А56-114821/2021, А70-6300/2023 |
Дихлоризоцианурат натрия | 2933 69 800 0 | 3808 94 900 0 | А68-7849/2021, А68-7262/2021 |
Системы стоматологических имплантатов | 9021 29 000 0 | 9021 90 900 9 | А40-277851/23-72-2230, А40-711/2024 |
Консоли для распределения медицинских газов и электропитания | 9018 90 840 9 9402 90 000 0 | 9019 20 000 0 | А52-1861/2023, А56-111053/2023 |
Генератор импульсов, имплантируемый для нейростимуляции / система электростимуляции | 9018 90 750 0 | 9021 90 900 9 | А45-6474/2023, А21-11993/2023 |
Краник / тройник для инфузионной системы | 9018 90 500 1 | 8481 80 819 9 | А26-9862/2023, А56-24947/2023 |
Устройство для закрытия сосудов | 9018 39 000 0 9018 90 840 9 | 3006 10 900 0 | А51-15612/2023, А56-17738/2024 |
Урологическое оборудование | 9018 39 000 0 | 9021 90 900 9 | А53-31988/2023 |
Реагенты диагностические или лабораторные | 3822 00 000 0 | 2903 82 000 0 2920 30 000 0 | А43-3617/2023 |
Риски
Классификационные споры с таможенными органами будут объективно развиваться и в 2025 году.
Переклассификация товаров может повлечь следующие риски:
- Дополнительная таможенная пошлина и ввозной НДС ввиду применения более высокой ставки пошлины
- Отмена права на освобождение или применение сниженной ставки НДС (10%) и, как следствие, доначисление ввозного НДС
- Начисление пеней
- Привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ (штраф – 50-200% от доначисленных таможенных платежей с возможностью конфискации товаров)
- Оперативно-розыскные мероприятия, возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности по ст. 194 УК РФ
Избранные реализованные проекты для компаний медицинского сектора
- Успешное судебное обжалование решений таможенных органов в части классификации витаминосодержащих препаратов
- Успешное сопровождение таможенных проверок по вопросу включения дивидендов в таможенную стоимость, которые закончились без доначислений
- Сопровождение при возврате излишне уплаченного ввозного НДС
- Разработка методологии включения лицензионных платежей в таможенную стоимость
- Консультации при реструктуризации поставок
- Анализ возможности ввоза медицинских товаров с применением освобождения/пониженной ставки ввозного НДС
- Организация личных приемов с руководством таможенных органов для обсуждения поставок лекарственных препаратов (в целях минимизации задержек в оформлении)
- Оказание поддержки, связанной с получением статуса УЭО
- Таможенный «Health check» и др.
Услуги Б1, связанные с классификацией
- Проверка правильности применяемых классификационных кодов ТН ВЭД ЕАЭС
- Содействие в получении предварительных решений по классификации (ПКР) товаров
- Подготовка правовой позиции касательно корректности классификации
- Содействие в проведении экспертиз
- Сопровождение таможенных проверок по вопросам классификации, обжалование
- Представление интересов компании в рамках судебного обжалования и административного / уголовного преследования
АВТОРЫ
Александра Горохова
Старший менеджер Б1
Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Алия Хакимова
Старший консультант Б1
Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
ДРУГИЕ ОБЗОРЫ
Посмотреть всеОчередная корректировка налогообложения в сфере ИТ
27 ноября 2024 года президент подписал законы № 416-ФЗ и № 417-ФЗ, где затрагивается налогообложение ИТ-отрасли. Изначально целью Закона № 416-ФЗ являлось «приведение положения Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в области регулирования табачной продукции». По результатам рассмотрения в Федеральном Собрании текст Закона № 416-ФЗ претерпел кардинальные изменения, которые также напрямую затрагивают и налогообложение в сфере ИТ.
02.12.2024
Тенденции классификации фармацевтической продукции и медицинских изделий в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
В настоящее время наблюдается особый контроль таможенных органов к правильности классификации товаров при их ввозе и вывозе. В данном обзоре мы хотим поделиться тенденциями переклассификации медицинских товаров, которые мы наблюдаем в правоприменительной и судебной практике.
26.11.2024
Тренды налоговых споров в 2025: дробление бизнеса по договорам франчайзинга
Практика налоговых споров, свидетельствует о том, что заключение договора франчайзинга является сигналом для налоговых органов о наличии признаков «дробления». Независимо от масштабов деятельности, применения ОСНО сторонами Франчайзинга, сохраняется высокий риск претензий со стороны налоговых органов.
21.11.2024
Верховный суд РФ подтвердил неправомерность включения платежей за страхование качества продукции в таможенную стоимость
Юристами Б1 в судебном споре с ЦАТ доказана неправомерность включения в таможенную стоимость ввозимых товаров платежей по страхованию качества продукции. Верховный Суд РФ подтвердил законность судебных решений, принятых в пользу Компании.
28.10.2024
Дело «Аркаим» по переквалификации движимого имущества в недвижимое: что решил Верховный суд?
10 октября 2024 года СКЭС ВС РФ отменила постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и оставила в силе решения суда первой инстанции в пользу налогоплательщика.
14.10.2024
Состояние правоприменительной практики по квалификации движимого и недвижимого имущества: дайджест от 2 октября 2024
В последние годы доначисление налога на имущество организаций в результате переквалификации движимого имущества в недвижимое стало одним из трендов налоговых споров. Правоприменительная практика по данному вопросу является противоречивой и продолжается формироваться до настоящего времени, поэтому считаем важным отслеживать актуальное состояние практики.
02.10.2024
Утверждение нового формата уведомления о контролируемых сделках
20 августа 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов (далее – «Портал») был опубликован проект Приказа ФНС России (далее – «Проект») о внесении изменений в приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках…».
24.09.2024
ФНС планирует исключить все страны ЕС из перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами
3 сентября 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС, который устанавливает новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами. В случае вступления в силу, новый Перечень будет включать 45 государств и 10 территорий.
17.09.2024