Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Верховный Суд отвечает: при каких условиях утилизационный сбор может быть возвращен в случае вывоза автомобиля из России в иные страны ЕАЭС

03.08.2023 г.

Поделиться

Законодательно установлено[1], в случае вывоза ранее ввезенного в Россию автомобиля в иные страны ЕАЭС уплаченный в его отношении утилизационный сбор может быть возвращен при соблюдении следующих условий: 

  • автомобиль выпущен в России в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления; 
  • на автомобиль не выдавался паспорт транспортного средства (далее – «ПТС»); 
  • фактический вывоз автомобиля документально подтвержден;
  • уплата утилизационного сбора в ином государстве-члене ЕАЭС документально подтверждена.

Судами не раз отмечалось, что возврат утилизационного сбора в отношении автомобиля, вывезенного из России на территорию другого государства-члена ЕАЭС, допускается, если при этом изменяется территория обращения транспортного средства. 

При этом изменение территории обращения автомобиля идентифицируется не де-факто (вывоз автомобиля на территорию иного государства-члена ЕАЭС), а де-юре (получением и (или) аннулированием документа, подтверждающего выпуск автомобиля в обращение на соответствующей территории). 

Так, в России выпуск автомобиля в обращение подтверждается выдачей ПТС.

В июле 2023 указанный подход в очередной раз подтвердил Верховный суд по делу № А40-190025/2021.

Согласно обстоятельствам дела, импортер ввез на территорию РФ автомобили и уплатил в их отношении утилизационный сбор. При этом ПТС получены только на часть транспортных средств. Все ввезенные транспортные средства были предназначены для дальнейшей реализации и эксплуатации на территории Республики Беларусь.

После фактического вывоза автомобилей в Беларусь импортер обратился в таможенный орган за возвратом утилизационного сбора, уплаченного в РФ.

Таможенный орган вернул часть утилизационного сбора, уплаченную в отношении автомобилей, на которые ПТС не выдавались, в возврате остальной части утилизационного сбора таможенный орган отказал.

Суд трех инстанций и Верховный суд поддержали решение таможенного органа по следующим основаниям:

  • транспортное средство, в отношении которого был выдан ПТС, является выпущенным в обращение на территории России, поэтому право на возврат утилизационного сбора в отношении такого транспортного средства не возникает;
  • выдача ПТС свидетельствует о предназначении ввезенного транспортного средства для участия в дорожном движении на территории РФ, это влечет за собой риски наступления соответствующих экологических последствий;
  • последующая продажа и вывоз транспортных средств в Республику Беларусь не сопровождались аннулированием ранее выданных ПТС. Сохранение действия ПТС не может исключить дальнейшую эксплуатацию транспортных средств в РФ.

Дополнительно интересной представляется позиция Верховного суда о том, что у импортера потенциально имелась возможность возврата утилизационного сбора при вывозе автомобиля, в отношении которого ПТС выдавался, в случае осуществления действий по его аннулированию. 

В обоснование своей позиции Верховный суд ссылается на дело № А56-15978/2016 (спор о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возврате утилизационного сбора), в котором суды апелляционной и кассационной инстанции пришли к выводу о том, что аннулирование ПТС является основанием для возврата утилизационного сбора, уплаченного на законных основаниях в установленных порядке и размере.

Вместе с тем в практике споров с таможенными органами аналогичные выводы и решения не прослеживаются. Более того, исходя из обстоятельств схожего дела № А51-18478/2020 таможенные органы могут последовательно отказывать в аннулировании ПТС в связи с вывозом автомобиля из России и возврате утилизационного сбора соответственно.

Перспективы

С учетом текущих геополитических условий, все чаще возникает необходимость выстраивания цепочек поставок товаров, в частности транспортных средств, через несколько стран. В этой связи как никогда актуальными становятся вопросы особенностей уплаты и возврата утилизационного сбора.

В этой связи участникам внешнеэкономической деятельности следует быть осведомленными о законодательно установленных норм, касающихся уплаты и возврата утилизационного сбора, а также учитывать складывающуюся правоприменительную и судебную практику.

Чем мы можем помочь?

Таможенная команда Б1 обладает уникальной экспертизой в области сопровождения представителей бизнеса при имплементации подобных видов поставок, а также в вопросах, связанных с уплатой утилизационного сбора:

  • помощь в возврате излишне уплаченных сумм утилизационного сбора;
  • структурирование поставок при торговле со странами ЕАЭС в случае ввоза товара из третьей страны;
  • представление интересов в рамках обжалования решений таможенных органов в судах.

 

Авторы:

  • Вильгельмина Шавшина, партнер, руководитель группы по международной торговле и таможенному регулированию
  • Владислава Грицкова, младший менеджер группы по международной торговле и таможенному регулированию
  • Екатерина Мазурова, консультант группы по международной торговле и таможенному регулированию

Показать ссылки