
Нарушение санкционных ограничений будет включено в список уголовных преступлений Европейского Союза (ЕС)
30.11.2022 г.
25 мая 2022 г. Европейская комиссия представила предложение о принятии решения по расширению списка преступлений ЕС. Так, было предложено включить в список преступлений ЕС нарушение санкционных ограничений ЕС. Как указано в Четвертом отчете о ходе реализации стратегии Союза Безопасности ЕС, данное предложение призвано открыть возможности для конфискации активов санкционных лиц[1].
28 ноября 2022 г. Совет ЕС[2] единогласно принял решение[3] добавить нарушение санкций ЕС в список преступлений ЕС.
Как указано в пресс-релизе Совета ЕС[4], данная мера — это первый из двух шагов, направленных на:
- обеспечение одинаковой степени применения санкций на всей территории ЕС;
- предотвращение попыток обойти/нарушить меры ЕС.
Обращаем внимание, что в официальных публикациях ЕС не указаны критерии определения субъектов преступления, а также конкретные действия по нарушению санкций, которые будут квалифицироваться в качестве преступлений на уровне ЕС. Мы понимаем, что в дальнейшем критерии могут определяться государствами-участниками ЕС самостоятельно на уровне национального законодательства. При этом в некоторых государствах-участниках ЕС нарушение санкционных ограничений уже квалифицируется как уголовное преступление (например, Франция, Кипр, Германия).
В настоящее время государства-участники ЕС имеют разные подходы к тому, что представляет собой нарушение ограничительных мер и какие меры наказания должны применяться в случае их нарушения. По мнению представителей уполномоченных органов ЕС, отсутствие единообразного подхода потенциально может позволить санкционным лицам продолжить получать доступ к своим заблокированным активам и, как следствие, может способствовать обходу санкционных ограничений.
Таким образом, введение единообразного подхода со стороны ЕС по криминализации действий по нарушению санкционных ограничений во всех государствах-участниках ЕС является закономерным следствием продолжительных обсуждений, которые велись в уполномоченных органах ЕС с мая 2022 г.
Ожидается, что Европейская комиссия представит предложения по директиве Совету ЕС и Европейскому парламенту. Директива будет включать в себя набор правил, касающийся определения уголовных преступлений и наказаний за нарушение санкционных ограничений ЕС. После этого проект директивы будет обсужден и принят Советом ЕС и Европейским Парламентом[5].
Кроме того, в настоящее время ЕС активно ведет работу над составлением девятого пакета санкций в отношении РФ[6].
Авторы:
- Наталья Аристова, ассоциированный партнер Б1, группа оказания юридических услуг
- Анна Евланова, менеджер Б1, группа оказания юридических услуг
- Александр Данилович, старший консультант Б1, группа оказания юридических услуг
Показать ссылки
-
[1] Четвертый отчет о ходе реализации стратегии Союза Безопасности ЕС.
-
[2] Совет ЕС, Европейский Парламент, Европейская комиссия – институты ЕС, действующие в пределах предоставленных им полномочий и поддерживающие сотрудничество между собой.
-
[3] Решение Совета ЕС, определяющее нарушение ограничительных мер как преступление ЕС.
-
[5] В соответствии со статьей 83(1) Договора о функционировании Европейский Парламент и Совет ЕС могут устанавливать минимальные правила, касающиеся определения уголовных преступлений и санкций в областях особо тяжких преступлений трансграничного характера. Сферами преступлений, перечисляемыми в настоящее время в этой статье, являются, в частности терроризм, незаконный оборот оружия, отмывание денег, коррупция, подделка платежных средств, компьютерная преступность и организованная преступность.
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все.jpg)
Действительная стоимость доли в ООО: изменения в регулировании
По общему правилу ООО не вправе приобретать доли в своем уставном капитале. Однако Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает ряд исключений: выход или исключение участника из общества в судебном порядке, нарушение порядка оплаты доли при учреждении общества, нарушение правил отчуждения доли, реализация преимущественного права покупки доли, выкуп доли по требованию участника, обращение взыскания на долю кредитором участника. В этих случаях ООО вправе либо даже обязано приобрести долю в уставном капитале и обязано выплатить участнику «действительную стоимость» доли.
30.04.2025

Опубликован проект поправок, предусматривающих усиление контроля за иностранными инвестициями в «стратегических» активах
ФАС подготовлен текст поправок в законодательство, направленных на усиление контроля за иностранными инвестициями в хозяйственные общества и активы, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства согласно Закону от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
23.04.2025
.jpg)
Санкционное давление и уголовные риски: на что обратить внимание российским компаниям и их сотрудникам
В последнее время наблюдается усиление регуляторного давления со стороны ЕС в части контроля за соблюдением европейских санкций, в том числе со стороны российских компаний подконтрольных европейским лицам. Это создает дополнительные риски привлечения к ответственности для самих российских дочерних компаний и для их сотрудников, включая топ-менеджмент.
11.04.2025

Реклама на запрещенных ресурсах: какие запреты вводятся с 1 сентября 2025 года
7 апреля 2025 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 72-ФЗ «О внесении изменений в ст. 12 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и ФЗ «О рекламе», которым вводится запрет размещения рекламы на ряде площадок.
08.04.2025

Такси по правилам СПИК: новые требования по локализации
Ко второму чтению законопроекта № 481272-8 подготовлены обновленные поправки, ужесточающие требования к автомобилям, используемым в такси. Изначально инициатива была внесена в Госдуму в январе 2024, но позднее направлена на доработку. Ниже представлен обзор возможных ключевых изменений и их потенциальных последствий для отрасли.
28.03.2025

Аннулирование товарного знака в связи с неиспользованием: риски для иностранных правообладателей материализуются
В 2025 году для многих иностранных компаний, ушедших с российского рынка в 2022 году, истекает трехлетний срок неиспользования товарных знаков. Данное обстоятельство создает риски досрочного прекращения правовой охраны товарных знаков по искам компаний, продолжающих свою деятельность в России. Подобные прецеденты уже встречаются на практике.
25.03.2025

Новые правила по локализации персональных данных граждан РФ
28 февраля 2025 г. опубликован Федеральный закон № 23-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который меняет формулировку требования о локализации персональных данных российских граждан. Новые положения вступят в силу 1 июля 2025 г.
06.03.2025

Обзор 16-го пакета санкций ЕС
24 февраля 2025 года Советом ЕС был принят 16-й пакет санкций против России. Предпринятые меры преимущественно направлены против энергетического, транспортного, торгового и финансового секторов российской экономики. Также были введены два новых критерия для включения лиц в санкционные списки ЕС в рамках Регламента (ЕС) 269/2014.
03.03.2025

Ключевые новеллы земельного и градостроительного законодательства: что важно знать застройщикам и владельцам недвижимости с 2025 года
Юристы практики недвижимости, строительства и ГЧП Б1 подвели итоги последних ключевых изменений в земельное и градостроительное законодательство, часть из которых вступит в силу с 1 марта 2025 года.
28.02.2025

Обзор последних изменений в законодательстве о долевом участии в строительстве
В конце декабря 2024 года в Федеральный закон № 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года, а также нормативные правовые акты, устанавливающие временные меры регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, были внесены многочисленные изменения.
24.02.2025