Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Tax Messenger

Верховный суд РФ подтвердил неправомерность включения платежей за страхование качества продукции в таможенную стоимость

28.10.2024 г.

Поделиться

Юристами Б1 в судебном споре с ЦАТ доказана неправомерность включения в таможенную стоимость ввозимых товаров платежей по страхованию качества продукции. Верховный Суд РФ подтвердил законность судебных решений, принятых в пользу Компании.

Благодаря четко выстроенной судебной стратегии обжалования принятых ЦАТ решений о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ в отношении товаров, ввезенных нашим клиентом, крупнейшим импортером автомобильной отрасли, в трех инстанциях подтверждена необоснованность включения ЦАТ в таможенную стоимость ввозимых товаров платежей по страхованию качества продукции (№ А40-287529/2022). 

Примечательно в данном деле то, что Верховный Суд РФ после подачи кассационной жалобы ЦАТ истребовал материалы дела и по итогам их изучения в Определении от 07.06.2024 подтвердил законность судебных актов, принятых в пользу Компании, подробно обратив внимание на существенные обстоятельства спора, имеющиеся в материалах дела доказательства и позицию судов.

Подробнее с материалами дела и выводами судов вы можете ознакомится ниже.

Обстоятельства дела

  • Компанией на территорию России в рамках внешнеэкономического контракта с взаимосвязанным поставщиком (далее — «Продавец») ввезены новые легковые автомобили «SUBARU» различных моделей и момента выпуска, производитель «SUBARU CORPORATION» (далее — «Товары»). Товары были поставлены морским видом транспорта на условиях поставки CIF-Владивосток, DES-Новороссийск.
  • Между Продавцом и Tokyo Marine & NichidoFire Insurance Co. Ltd. заключен договор страхования ответственности за качество продукции / выполненные работы страховой полис № Y145120647 от 31.03.2020.
  • Согласно страховому полису Компания является одним из страхователей, в связи с чем между Компанией и Продавцом было заключено соглашение, предметом которого является страхование с целью покрытия рисков, связанных с ответственностью за продукцию, которую несут Продавец и Компания в ходе экспорта, импорта и распространения автомобилей, произведенных компанией «SUBARU CORPORATION» (далее — «Соглашение»). В рамках Соглашения Компанией была осуществлена оплата страхового сбора в адрес Продавца.
  • Таможенным органом в отношении Компании проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, по результатам которой были сделаны выводы о необходимости включения в таможенную стоимость Товаров суммы страхового сбора, уплаченного Компанией в адрес Продавца в соответствии с Соглашением, поскольку такой платеж относится к ввозимым Товарам. 
Позиция КомпанииПозиция ЦАТ

 

В отношении страхового сбора, уплаченного Компанией в адрес Продавца в рамках Соглашения, не соблюдаются условия для его включения в таможенную стоимость Товаров в качестве одного из элементов ЦФУ или дополнительного начисления к ЦФУ:

  1. Страховой сбор не относится к Товарам (такой платеж не является встречным предоставлением Компании за поставку ему Товаров)
  2. Страховой сбор не является условием продажи Товаров.

 

Страховой сбор, уплаченный Компанией в адрес Продавца в соответствии с Соглашением, непосредственно связан с Товарами и является условием продажи Товаров в рамках Контракта.

 

Таможенная стоимость Товаров, заявленная Компанией, и сведения, относящиеся к ее определению, основываются на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. В частности, Компанией были представлены: 

  • Контракт
  • Инвойсы по проверяемым поставкам
  • Страховые полисы, заключенные в рамках договора страхования морских перевозок
  • Письмо Продавца, подтверждающее факт включения страховых расходов, относящихся к ввозу Товаров, в их инвойсную стоимость
  • ВБК к Контракту.

 

Заявленные Компанией сведения об условиях поставки, а также структуре таможенной стоимости Товаров не являются документально подтвержденными.

 

Таким образом, правовые основания для включения страхового сбора в ТС ввозимых Товаров как элемента цены, уплаченной за указанные Товары, или как дополнительного начисления к цене отсутствуют.

 

Таким образом, страховой сбор является элементом цены, уплаченной за Товары, и подлежит включению в ТС Товаров пропорционально ЦФУ.

Выводы судов

Суды трех инстанции поддержали позицию Компании и признали требования таможенного органа незаконными, аргументировав это следующим:

  • Заявленные условия поставки документально подтверждены, в связи с чем все платежи за страхование Товаров включены в стоимость сделки:
    • Представленные в совокупности в материалы дела доказательства: Контракт (ст. 6), инвойсы по проверяемым поставкам, страховые полисы, заключенные в рамках договора страхования морских перевозок между Продавцом и Sompo Japan Insurance Inc., письмо Продавца, ВБК к Контракту, подтверждают, что все расходы по страхованию поставленных Товаров, а именно расходы, относящиеся к перевозке и иным операциям по погрузке, разгрузке включены в инвойсную стоимость Товаров.
    • При этом суды отдельно отметили, что для целей документального подтверждения таможенной стоимости в части страховых расходов достаточным являлось представление Компанией инвойсов по проверяемым поставкам, в которых цена Товаров определена в соответствии с условиями CIF/DES, что не предполагает представление иных документальных доказательств (страховых полисов), подтверждающих включение в эту цену отдельных элементов.
  • Уплаченные платежи по страхованию качества продукции не относятся к ввозимым Товарам:
    • Суды оценили положения Соглашения, Страхового полиса от 31.03.2020 № Y145120647 и пришли к выводу о том, что страхование ответственности Компании четко ограничено территорией России и рисками, связанными с ответственностью за качество продукции, продаваемой в России, т.е. автомобилей марки «SUBARU», запасных частей и компонентов, что является стандартной практикой автомобильной отрасли и также обусловлено требованиями законодательства о техническом регулировании.
    • Суды, оценив Правила страхования к Страховому полису от 31.03.2020 № Y145120647, проведя совокупный анализ определения понятий «вред жизни и здоровью», «территория страхования», «страховое событие», «телесные повреждения», «ущерб имуществу», «ваш продукт», «риск, связанный с произведенной продукцией / выполненными работами», также пришли к выводу о том, что страхование по указанному полису применительно к Компании распространяется на страховые случаи на территории Российской Федерации, связанные с причинением Товарами телесных повреждений или ущерба имуществу третьих лиц.
  • Правовая природа страхового сбора за качество продукции отлична от страхования в связи с перевозкой ввозимых Товаров, которое подлежит включению в их таможенную стоимость как часть цены сделки либо как дополнительное начисление к цене:
    • Правовая природа страхового сбора по Соглашению относится непосредственно к страхованию ответственности качества продукции и его влияния на жизнь / здоровье и имущество третьих лиц на территории страхования.
    • Страховые расходы в связи с операциями по перевозке, погрузке, разгрузке или перегрузке Товаров, а также проведением иных операций, связанных с перевозкой Товаров, которые несет Продавец в соответствии с условиями поставки в рамках Контракта, являются расходами Продавца, понесенными в рамках иного типа страхования, отличного от страхования ответственности за качество продукции / выполненные работы.

Таким образом, суды трех инстанций пришли к выводу о том, что расходы по страхованию в рамках Соглашения правомерно не включены в таможенную стоимость ввозимых Товаров и не могут быть квалифицированы в качестве дополнительного начисления к цене Товаров, поскольку:

  • Уплаченный страховой сбор не относится к ввозимым Товарам ввиду того, что такой платеж не является встречным предоставлением Компании за поставку ему Товаров в рамках Контракта.
  • Такой страховой сбор не возникает по причине страхования в связи с операциями по перевозке Товаров, их погрузке, разгрузке или перегрузке и проведением иных операций, связанных с перевозкой, что подтверждается правовой природой указанного страхования. 

Данный вывод был поддержан в полном объеме Верховным Судом РФ.

Выводы Верховного Суда РФ

Верховный Суд РФ обратил отдельное внимание на то, что в данном споре важно оценивать представленные доказательства в совокупности, а именно условия заключенного Контракта, на основании которых осуществлялась поставка Товаров и была сформирована их таможенная стоимость, а также условия Соглашения, из которых следует, что тип страхования по этому Соглашению отличается от типа страхования в связи с операциями по перевозке Товаров, их погрузке, разгрузке или перегрузке и проведением иных операций, связанных с перевозкой товаров. 

Наши выводы и рекомендации

Текущее таможенное законодательство, в частности ст. 40 ТК ЕАЭС, четко ограничивает тип страхования, которое может быть включено в таможенную стоимость товаров — страхование в связи с осуществлением перевозки (транспортировки) ввозимых товаров до места их прибытия на таможенную территорию Союза, а также погрузки, разгрузки или перегрузки ввозимых товаров и проведении иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой).

Такой подход законодателя обусловлен тем, что страхование товаров является требованием, которое необходимо соблюсти Продавцу или Покупателю в зависимости от условий поставки для доставки товаров в пункт назначения в неизменном виде, что будет свидетельствовать о выполнении сторонами всех обязательств внешнеэкономической сделки, в связи с которой происходит перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС и, как следствие, определение для этих целей таможенной стоимости таких товаров.

В этой связи включение в таможенную стоимость иных страховых расходов, не связанных с упомянутыми действиями, направленными на обеспечение сохранности самих товаров, не предусмотрено.

Данный спор наглядно демонстрирует необходимость совокупного изучения всех обстоятельств внешнеэкономической сделки и требований таможенного законодательства в части относимости расходов к ввозимым товарам при защите прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности в связи с незаконными решениями таможенных органов.

Как Б1 может помочь?

  • Комплексное или частичное сопровождение в рамках различных форм таможенного контроля (камеральные / выездные проверки, запросы документов и сведений, вызовы на дачу объяснений и пр.) по вопросу включения в таможенную стоимость различных дополнительных начислений.
  • Обжалование решений, действий (бездействий) таможенных органов как в вышестоящих таможенных органах, так и в арбитражных судах.
  • Обжалование решений, действий (бездействия) ЕЭК в суде ЕАЭС.

АВТОРЫ

Екатерина Севостьянова

Екатерина Севостьянова

Менеджер Б1

Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Дмитрий Золотых

Дмитрий Золотых

Младший менеджер Б1

Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Дарья Бренич

Дарья Бренич

Старший консультант Б1

Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

ДРУГИЕ ОБЗОРЫ

Посмотреть все