Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Смотреть все выпуски

Система цифровой маркировки товаров намерена раскрыть бизнесу информацию об отклонениях, зарегистрированных системой

29.12.2022 г.

Поделиться

26 декабря 2022 года стало известно[1], что Оператор Цифровой маркировки товаров (ООО «Оператор ЦРПТ») готовит новую функциональность системы цифровой маркировки товаров «Честный знак», благодаря которой участники бизнеса смогут получить полную и исчерпывающую информацию о зарегистрированных отклонениях в обороте товаров.

Регистрация в системе цифровой маркировки и прослеживаемости движения товаров

Все участники оборота товаров, подлежащих цифровой маркировке, на всей протяженности товаропроводящей цепи подают в систему «Честный знак» сведения о самом товаре, его движении и документах, сопровождающих такое движение. Таким образом система, с момента ее запуска в эксплуатацию, фиксирует все поданные сведения и формирует хранилище таких сведений для их дальнейшего анализа. В результате анализа и обработки накопленных сведений по отдельным товарным группам стали доступны сведения и о корректности поданных сведений.

Система цифровой маркировки в режиме близком к on-line анализирует полученные сведения и фиксирует отклонения от типичного поведения товаропроводящих цепей и товаров.

Например, к таким отклонениям могут относиться:

  • Нарушение установленных цен продажи товара;
  • Повторные продажи товара;
  • Оборот товара с некорректными документами соответствия на товар;
  • Оборот товара с некорректным сроком годности;
  • Оборот товара с несоответствующим статусом товара;
  • Операции с лекарственными препаратами с истекшим сроком годности;
  • Зарегистрированные нарушения при выбытии лекарственных препаратов.


После запуска системы мониторинга товаров федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) получали сведения из системы цифровой маркировки и использовали полученные сведения в своей контрольно-надзорной деятельности. Теперь и представители бизнеса смогут получать указанные сведения в отношении собственных товаров и операций с ними.

Зачем это нужно бизнесу

С целью снижения фискальной и контрольной нагрузки с бизнеса в РФ проходит реформа контрольно-надзорной деятельности ФОИВ. В рамках реформы предусмотрен комплекс мер, в том числе, по созданию и введению в эксплуатацию новых электронных сервисов, а также по развитию и модернизации уже существующих электронных сервисов как для ФОИВ, так и для юридических и физических лиц с использованием портала государственных услуг.

«Необходимо отказаться от плановых проверок бизнеса, не связанного с рисками причинения вреда. Есть все основания сделать еще один кардинальный шаг вперед — на постоянной основе отказаться от проведения проверок всего российского бизнеса, деятельность которого не связана с высокими рисками причинения вреда», — заявил президент России Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме[2].

«Реформа контрольно-надзорной деятельности должна быть динамичной, важно отказаться от непонятных правил, процедура проверки должна быть прозрачной, а бизнесу важно давать обратную связь, сообщил заместитель председателя правительства РФ»[3], — отметил руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

В рамках проводимых мероприятий по повышению цифровой доступности к информации бизнес сможет получить сведения от государственной информационной системы о потенциальных нарушениях в сфере оборота товаров, подлежащих цифровой маркировке, и получит возможности для устранения потенциальных нарушений без негативных последствий в виде привлечения к административной ответственности и наложения административных штрафов.

Цифровизация способов обнаружения потенциальных нарушений поможет перейти бизнесу в диалог с контрольно-надзорными органами и снизить нагрузку на бизнес по проводимым проверкам. Своевременно обнаруженные и устраненные потенциальные нарушения дисциплинируют добросовестных участников оборота и облегчают диалог с государством.

Перспективы

Предполагается, что к 2024 году требования об обязательной маркировке будут распространяться на все категории товаров, за исключением тех, на которых распространяются иные формы прослеживаемости.

По мнению регуляторов, основная цель обязательной маркировки сводится к сокращению объема «контрафакта», повышению налоговых и таможенных сборов, а также усовершенствование контроля за товарооборотом.

При этом, объективным представляется, что государство признает, что бизнес ввиду человеческих и технических факторов может сталкиваться с ошибками в получении и передачи сведений о товарах на любых и различных этапах их движения — ввоз, приемка, реализации, списание и иные, и готово идти на встречу добросовестным участникам оборота в обеспечении возможности самостоятельно выявлять и исправлять ошибки.

В связи с этим представляется очевидным, что бизнесу важно проактивно разрабатывать решения для исправления таких ошибок как в части бизнес-процессов, так и IT решений, в том числе с использованием цифровых решений, предоставляемых цифровой системой маркировки товаров.

Чем мы можем помочь?

  • Консультирование по процессу обязательной маркировки товаров.
  • Описание шагов, которые необходимо будет предпринять компании, чтобы соответствовать требованиям законодательства об обязательной маркировке товаров.
  • Индикация ключевых бизнес процессов, процессов документооборота, внутренних контролей, на которые повлияет система маркировки.
  • Описание ключевых рисков, проблем, возникающих при внедрении системы маркировки и разработка плана устранения выявленных рисков.
  • Адаптация IT-систем компаний к новым требованиям, учитывая специфику текущих IT-систем для реализации бизнес-процессов с учетом требований по обязательной маркировке товаров.
  • Разработка прототипа системы и дорожной карты развития и внедрения системы.
  • Customs compliance функции внешнеэкономической деятельности.

 

Авторы:

  • Вильгельмина Шавшина, партнер Б1, группа услуг по таможенному регулированию и международной торговле
  • Вера Волкова, директор Б1, группа цифровых технологий и трансформации бизнеса
  • Владислава Грицкова, группа услуг по таможенному регулированию и международной торговле компании Б1

Показать ссылки