Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Система цифровой маркировки товаров намерена раскрыть бизнесу информацию об отклонениях, зарегистрированных системой

29.12.2022 г.

Поделиться

26 декабря 2022 года стало известно[1], что Оператор Цифровой маркировки товаров (ООО «Оператор ЦРПТ») готовит новую функциональность системы цифровой маркировки товаров «Честный знак», благодаря которой участники бизнеса смогут получить полную и исчерпывающую информацию о зарегистрированных отклонениях в обороте товаров.

Регистрация в системе цифровой маркировки и прослеживаемости движения товаров

Все участники оборота товаров, подлежащих цифровой маркировке, на всей протяженности товаропроводящей цепи подают в систему «Честный знак» сведения о самом товаре, его движении и документах, сопровождающих такое движение. Таким образом система, с момента ее запуска в эксплуатацию, фиксирует все поданные сведения и формирует хранилище таких сведений для их дальнейшего анализа. В результате анализа и обработки накопленных сведений по отдельным товарным группам стали доступны сведения и о корректности поданных сведений.

Система цифровой маркировки в режиме близком к on-line анализирует полученные сведения и фиксирует отклонения от типичного поведения товаропроводящих цепей и товаров.

Например, к таким отклонениям могут относиться:

  • Нарушение установленных цен продажи товара;
  • Повторные продажи товара;
  • Оборот товара с некорректными документами соответствия на товар;
  • Оборот товара с некорректным сроком годности;
  • Оборот товара с несоответствующим статусом товара;
  • Операции с лекарственными препаратами с истекшим сроком годности;
  • Зарегистрированные нарушения при выбытии лекарственных препаратов.

После запуска системы мониторинга товаров федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) получали сведения из системы цифровой маркировки и использовали полученные сведения в своей контрольно-надзорной деятельности. Теперь и представители бизнеса смогут получать указанные сведения в отношении собственных товаров и операций с ними.

Зачем это нужно бизнесу

С целью снижения фискальной и контрольной нагрузки с бизнеса в РФ проходит реформа контрольно-надзорной деятельности ФОИВ. В рамках реформы предусмотрен комплекс мер, в том числе, по созданию и введению в эксплуатацию новых электронных сервисов, а также по развитию и модернизации уже существующих электронных сервисов как для ФОИВ, так и для юридических и физических лиц с использованием портала государственных услуг.

«Необходимо отказаться от плановых проверок бизнеса, не связанного с рисками причинения вреда. Есть все основания сделать еще один кардинальный шаг вперед — на постоянной основе отказаться от проведения проверок всего российского бизнеса, деятельность которого не связана с высокими рисками причинения вреда», — заявил президент России Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме[2].

«Реформа контрольно-надзорной деятельности должна быть динамичной, важно отказаться от непонятных правил, процедура проверки должна быть прозрачной, а бизнесу важно давать обратную связь, сообщил заместитель председателя правительства РФ»[3], — отметил руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

В рамках проводимых мероприятий по повышению цифровой доступности к информации бизнес сможет получить сведения от государственной информационной системы о потенциальных нарушениях в сфере оборота товаров, подлежащих цифровой маркировке, и получит возможности для устранения потенциальных нарушений без негативных последствий в виде привлечения к административной ответственности и наложения административных штрафов.

Цифровизация способов обнаружения потенциальных нарушений поможет перейти бизнесу в диалог с контрольно-надзорными органами и снизить нагрузку на бизнес по проводимым проверкам. Своевременно обнаруженные и устраненные потенциальные нарушения дисциплинируют добросовестных участников оборота и облегчают диалог с государством.

 

Перспективы

Предполагается, что к 2024 году требования об обязательной маркировке будут распространяться на все категории товаров, за исключением тех, на которых распространяются иные формы прослеживаемости.

По мнению регуляторов, основная цель обязательной маркировки сводится к сокращению объема «контрафакта», повышению налоговых и таможенных сборов, а также усовершенствование контроля за товарооборотом.

При этом, объективным представляется, что государство признает, что бизнес ввиду человеческих и технических факторов может сталкиваться с ошибками в получении и передачи сведений о товарах на любых и различных этапах их движения — ввоз, приемка, реализации, списание и иные, и готово идти на встречу добросовестным участникам оборота в обеспечении возможности самостоятельно выявлять и исправлять ошибки.

В связи с этим представляется очевидным, что бизнесу важно проактивно разрабатывать решения для исправления таких ошибок как в части бизнес-процессов, так и IT решений, в том числе с использованием цифровых решений, предоставляемых цифровой системой маркировки товаров.

Чем мы можем помочь?

  • Консультирование по процессу обязательной маркировки товаров.
  • Описание шагов, которые необходимо будет предпринять компании, чтобы соответствовать требованиям законодательства об обязательной маркировке товаров.
  • Индикация ключевых бизнес процессов, процессов документооборота, внутренних контролей, на которые повлияет система маркировки.
  • Описание ключевых рисков, проблем, возникающих при внедрении системы маркировки и разработка плана устранения выявленных рисков.
  • Адаптация IT-систем компаний к новым требованиям, учитывая специфику текущих IT-систем для реализации бизнес-процессов с учетом требований по обязательной маркировке товаров.
  • Разработка прототипа системы и дорожной карты развития и внедрения системы.
  • Customs compliance функции внешнеэкономической деятельности.

 

Авторы:

  • Вильгельмина Шавшина, партнер Б1, группа услуг по таможенному регулированию и международной торговле
  • Вера Волкова, директор Б1, группа цифровых технологий и трансформации бизнеса
  • Владислава Грицкова, группа услуг по таможенному регулированию и международной торговле компании Б1

Показать ссылки

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все