9 декабря 2022 года на официальном сайте Министерства Финансов ОАЭ был опубликован Федеральный Декрет-закон № 47/2022 «О корпоративном налоге и налоге на прибыль» (далее — «Закон о налоге на прибыль» / «Закон»), которым, помимо законодательной основы для введения корпоративного налога на прибыль в ОАЭ, были также введены федеральные правила трансфертного ценообразования (далее — «Правила ТЦО»).
Положения Закона о налоге на прибыль применяются к налоговым периодам, начинающимся 1 июня 2023 года или после этой даты. Закон вступил в силу с 24 декабря 2022 г.
В рамках данного материала представлены краткий обзор введенных Правил ТЦО (Глава 10, ст. 53 Главы 17 Закона), которые в целом соответствуют основным международным принципам ТЦО, заложенным в Руководстве Организации экономического сотрудничества и развития (далее — «Руководство ОЭСР») по ТЦО для транснациональных компаний и налоговых администраций.
Общие положения
Для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль сделки между связанными сторонами должны быть совершены на рыночных условиях в соответствии с «принципом вытянутой руки».
Кроме этого, для целей вычета для налога на прибыль, любые выплаты как денежного, так и не денежного характера, производимые плательщиком в адрес связанных лиц также должны быть произведены на рыночных условиях (по рыночной стоимости) и должны быть произведены в целом и исключительно для целей деятельности налогоплательщика.
Связанные стороны и связанные лица
По общему определению к отношениям связанности в ОАЭ относится доля владения в юридическом лице 50% и более.
Так, в соответствии с Законом (ст. 35) связанными сторонами признаются:
- Физические лица между собой до 4 степени родства (включая отношения усыновления или опекунства)
- Физические и юридические лица, если (1) доля прямого или косвенного участия физического лица (в т.ч. с участием его связанных сторон) в юридическом лице составляет не менее 50%, (2) физическое лицо (в т.ч. с участием его связанных сторон) осуществляет прямой или косвенный контроль над юридическим лицом,
- Юридические лица, если (1) доля прямого или косвенного участия одного юридического лица (в т.ч. с участием его связанных сторон) в другом юридическом лице составляет не менее 50%, (2) юридическое лицо (в т.ч. с участием его связанных сторон) осуществляет прямой или косвенный контроль над другим юридическим лицом, (3) одно лицо прямо или косвенного (в т.ч. с участием его связанных сторон) участвует в двух и более юридических лицах с долей не менее 50% или осуществляет контроль над ними,
- Лицо и его постоянное представительство,
- Партнеры в рамках совместного партнерства без образования юридического лица,
- Лица, являющиеся доверительными управляющими, учредителями или бенефициарами траста или фонда, а также их связанные стороны.
Определение «связанных лиц» отлично от «связанных сторон». Связанными лицами являются владельцы компании (физические лица), директора или должностные лица компании, а также связанные стороны владельцев, директоров или должностных лиц компании.
Контролируемые сделки
Под контроль ТЦО подпадают все сделки, совершенные лицами в ОАЭ со связанными сторонами или связанными лицами, независимо от того, зарегистрированы ли связанные стороны или связанные лица на материковой части ОАЭ (mainland), в свободной зоне (free zone) или в иностранной юрисдикции.
В отношении сделок, совершаемых внутри ОАЭ, компании могут быть освобождены от требований правил ТЦО в случае, если такие компании образуют т.н. налоговую группу (т.е. если компании подадут заявление на создание налоговой группы и будут рассматриваться как единый плательщик в ОАЭ). Такая опция доступна компаниям с материнской компанией в ОАЭ, которая прямо или косвенно владеет не менее 95% долей в каждой из компаний такой налоговой группы.
Применяемые методы ТЦО
Законом (п. 3 ст. 34) предусмотрены 5 стандартных методов ТЦО для определения рыночного уровня цен в сделках (также допустима комбинация указных методов):
- Метод сопоставимых рыночных цен
- Метод цены последующей реализации
- Затратный метод
- Метод сопоставимой рентабельности
- Метод распределения прибыли.
Применяется метод или их комбинация, позволяющие получить самые надежные результаты рыночного уровня цен («the most reliable transfer pricing method») с учетом условий и характеристик рассматриваемой сделки, экономических обстоятельств, ее совершения, функций, рисков, активов и бизнес стратегий сторон сделки.
В то же время у налогоплательщиков остается возможность применения иного метода ТЦО, если ни один из вышеперечисленных не может быть обоснованно применен для целей ТЦО.
Использование общедоступной информации
В случае проведения корректировки налоговой базы при отклонения фактических результатов совершения сделки от рыночного уровня налоговые органы должны использовать информацию, которая доступна или может быть доступна для налогоплательщиков.
Возможность симметричных корректировок
В случае проведения корректировки налоговой базы при отклонения фактических результатов совершения сделки от рыночного уровня налоговые органы должны сделать симметричную корректировку налоговой базы другой стороны сделки.
Налоговый период
Налоговым периодом является календарный год (с 1 января по 31 декабря). Если финансовый год компании отличается от календарного, то налоговым периодом является финансовый год.
В части применения правил ТЦО и исчисление налога на прибыль компании, у которых финансовый год начинается, например, 1 июля 2023 г., подпадают под требования Закона с 1 июля 2023; компании, у которых финансовый год начинается 1 января 2023 г. подпадают под требования Закона с 1 января 2024 г.
Документация по трансфертному ценообразованию
Документация по трансфертному ценообразованию в ОАЭ предоставляется только по запросу налогового органа 1) или вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль 2) или отдельно.
- Предоставление вместе с налоговой декларацией: по запросу налогового органа плательщики обязаны вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль подать информацию по сделкам со связанными сторонами и лицами в форме, установленной налоговым органом. Налоговая декларация и информация с ней представляются не позднее 9 (девяти) месяцев со дня окончания соответствующего налогового периода.
- Предоставление отдельно: если контролируемые сделки плательщика за налоговый период соответствуют определенным условиям [Б1 — данные условия еще не определены], плательщик должен составить глобальную документацию (Мастер-файл) и национальную документацию (Локал-файл) по форме, установленной налоговым органом. В таком случае по общему правилу, Мастер-файл, Локал-файл, а также иная информация, подтверждающая рыночный уровень контролируемых сделок, предоставляются в течение 30 (тридцати) дней со дня запроса налоговых органов.
Компании c выручкой ниже определенного порога [Б1 — данный порог еще не определен] по итогам финансового года могут претендовать на освобождение от налога на прибыль («Small business relief») (ст. 21 Закона) и в таком случае, к ним не будут применяться требования по подготовке документации по ТЦО.
В качестве заключения
Стоит отметить, что в настоящее время Закон не раскрывает детали в отношении отдельных вопросов, среди которых:
- Структура содержания документации по ТЦО, Мастер-файла и Локал-файла,
- Финансовый порог признания сделок, совершенных со связанными сторонами и лицами, контролируемыми,
- Требования к стратегии экономического анализа для целей расчета рыночного диапазона цен/показателей рентабельности,
- Требования к регулярности обновления документации по ТЦО и др.
До появления разъяснений, уточнения положений Закона или иных нормативных документов ОАЭ в части правил ТЦО, представляется целесообразным полагаться на нормы Рекомендаций ОЭСР по ТЦО, поскольку ОАЭ является членом Инклюзивной группы по имплементации плана БЕПС ОЭСР[1] и, по всей вероятности, будет в дальнейшем совершенствовать свои локальные правила ТЦО в соответствии с Рекомендациями ОЭСР.
Как Б1 может помочь
В свете новых правил по ТЦО в ОАЭ сотрудники Б1 готовы оказать оперативное содействие в:
- анализе текущих сделок с участием компаний в ОАЭ, диагностике и оценке ТЦО рисков;
- разработке политик и моделей трансфертного ценообразования с участием компаний из ОАЭ и их имплементации;
- подготовке шаблонов документаций по трансфертному ценообразованию, матер-файлов и локал-файлов;
- проведении исследований рыночного уровня цен / рентабельности в отношении сделок с резидентами ОАЭ;
- консультировании и планировании в области ТЦО при заключении новых сделок с участием компаний из ОАЭ.
Авторы:
- Руслан Раджабов, партнер Б1, группа услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
- Василий Анищенко, ассоциированный партнер Б1, группа услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
- Екатерина Сырникова, старший менеджер Б1, группа по оказанию услуг в области международного налогообложения
- Ольга Лапицкая, старший консультант Б1, группа по оказанию услуг в области международного налогообложения
Показать ссылки
-
[1] Плана действий по вопросам противодействия размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Минфин России опубликовал проекты приказов, предусматривающих исключение Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) из перечней офшоров с 1 января 2026 года
12 ноября Минфин разместил проекты приказов об исключении ОАЭ из обоих перечней. С текстами проектов изменений в новые Перечень офшоров и Специальный перечень офшоров можно ознакомиться на официальном интернет-портале проектов нормативных правовых актов.
14.11.2025
Введение электронной системы выставления счетов-фактур в ОАЭ
Министерство Финансов ОАЭ выпустило два решения, посвященные системе электронного выставления НДС счетов. В установленные сроки компании обязаны назначить поставщика услуг, аккредитованного администрировать электронную систему выставления, получения и верификации электронных НДС счетов, и внедрить электронную систему взаимодействия по работе с ними.
13.11.2025
Изменения в налоговом законодательстве Республики Казахстан с 1 января 2026 года
В Республике Казахстан была проведена масштабная налоговая реформа, в результате которой был принят новый Налоговый кодекс, который будет применяться с 1 января 2026 г. В настоящее время в проработке остаются несколько законопроектов и подзаконных актов, дополняющих и поясняющих положения нового НК РК. Предлагаем краткий обзор изменений.
30.10.2025
Особенности ведения раздельного учета НДС в ОАЭ
В сентябре 2025 года Федеральная налоговая служба ОАЭ (FTA) выпустила обновленное руководство о раздельном учете НДС, заменяющее руководство от июня 2023 года. Документ содержит разъяснения о применении стандартного и специальных методов раздельного учета входящего НДС, а также вводит уточнения в порядок применения фиксированного процента возмещения.
10.10.2025
Новые правила обложения НДС реализации товаров иностранными поставщиками из стран, отличных от ЕАЭС, через электронные торговые площадки
2 октября 2025 года на regulation.gov был внесен проект поправок, предусматривающий введение в НК РФ нового порядка обложения НДС при реализации товаров иностранными поставщиками (кроме резидентов стран ЕАЭС), через электронные торговые площадки. Согласно Законопроекту, НДС вводится на иностранные товары электронной торговли, приобретаемые физическими лицами на маркетплейсах.
08.10.2025
Планируя бюджет-2026, Минфин предлагает изменения в налоговое законодательство
Минфин России внес в Правительство РФ пакет законопроектов, включая законопроект о внесении отдельных изменений в НК РФ. Предлагаем краткий обзор планируемых изменений. На момент написания настоящего алерта текст законопроекта еще не был опубликован. Наши комментарии основаны на информационном сообщении Минфина о планируемых изменениях от 24 сентября 2025 года и информации об изменениях, представленной в более ранних законопроектах.
03.10.2025
Официальное разъяснение относительно налогообложения прибыли структур по управлению семейным капиталом
19 сентября 2025 г. Федеральная налоговая служба (ФНС) ОАЭ опубликовала Официальное разъяснение № 8 относительно налогообложения прибыли структур по управлению семейным капиталом, включая SFO и MFO.
02.10.2025
Проверки таможенной стоимости, начатые до выпуска товаров: «подводные камни» и последствия
Одно из основных направлений развития таможенного администрирования в РФ является — смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Однако проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатые до выпуска товаров в соответствии со ст. 325 ТК ЕАЭС, продолжают оставаться эффективным инструментом доначисления таможенных платежей таможенными органами.
15.09.2025
Правительством РФ внесены важные изменения в части подтверждения происхождения товаров, к которым могут применяться повышенные таможенные пошлины
В этой статье эксперты Группы компаний Б1 приводят обзор наиболее важных изменений в постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.03.2022 № 100».
12.09.2025
Важные изменения в контексте применения льготной ставки корпоративного налога в ОАЭ резидентами свободных зон
Министерство Финансов ОАЭ опубликовало Решение №229, которое отменило раннее действовавшее Решение №265 от 2023 года о квалифицированных и исключённых видах деятельности в целях корпоративного налога ОАЭ. В дополнение к Решению № 229 принято и опубликовано Решение № 230. Новые решения применяются ретроспективно с 1 июня 2023 года.
08.09.2025