9 декабря 2022 года на официальном сайте Министерства Финансов ОАЭ был опубликован Федеральный Декрет-закон № 47/2022 «О корпоративном налоге и налоге на прибыль» (далее — «Закон о налоге на прибыль» / «Закон»), которым, помимо законодательной основы для введения корпоративного налога на прибыль в ОАЭ, были также введены федеральные правила трансфертного ценообразования (далее — «Правила ТЦО»).
Положения Закона о налоге на прибыль применяются к налоговым периодам, начинающимся 1 июня 2023 года или после этой даты. Закон вступил в силу с 24 декабря 2022 г.
В рамках данного материала представлены краткий обзор введенных Правил ТЦО (Глава 10, ст. 53 Главы 17 Закона), которые в целом соответствуют основным международным принципам ТЦО, заложенным в Руководстве Организации экономического сотрудничества и развития (далее — «Руководство ОЭСР») по ТЦО для транснациональных компаний и налоговых администраций.
Общие положения
Для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль сделки между связанными сторонами должны быть совершены на рыночных условиях в соответствии с «принципом вытянутой руки».
Кроме этого, для целей вычета для налога на прибыль, любые выплаты как денежного, так и не денежного характера, производимые плательщиком в адрес связанных лиц также должны быть произведены на рыночных условиях (по рыночной стоимости) и должны быть произведены в целом и исключительно для целей деятельности налогоплательщика.
Связанные стороны и связанные лица
По общему определению к отношениям связанности в ОАЭ относится доля владения в юридическом лице 50% и более.
Так, в соответствии с Законом (ст. 35) связанными сторонами признаются:
- Физические лица между собой до 4 степени родства (включая отношения усыновления или опекунства)
- Физические и юридические лица, если (1) доля прямого или косвенного участия физического лица (в т.ч. с участием его связанных сторон) в юридическом лице составляет не менее 50%, (2) физическое лицо (в т.ч. с участием его связанных сторон) осуществляет прямой или косвенный контроль над юридическим лицом,
- Юридические лица, если (1) доля прямого или косвенного участия одного юридического лица (в т.ч. с участием его связанных сторон) в другом юридическом лице составляет не менее 50%, (2) юридическое лицо (в т.ч. с участием его связанных сторон) осуществляет прямой или косвенный контроль над другим юридическим лицом, (3) одно лицо прямо или косвенного (в т.ч. с участием его связанных сторон) участвует в двух и более юридических лицах с долей не менее 50% или осуществляет контроль над ними,
- Лицо и его постоянное представительство,
- Партнеры в рамках совместного партнерства без образования юридического лица,
- Лица, являющиеся доверительными управляющими, учредителями или бенефициарами траста или фонда, а также их связанные стороны.
Определение «связанных лиц» отлично от «связанных сторон». Связанными лицами являются владельцы компании (физические лица), директора или должностные лица компании, а также связанные стороны владельцев, директоров или должностных лиц компании.
Контролируемые сделки
Под контроль ТЦО подпадают все сделки, совершенные лицами в ОАЭ со связанными сторонами или связанными лицами, независимо от того, зарегистрированы ли связанные стороны или связанные лица на материковой части ОАЭ (mainland), в свободной зоне (free zone) или в иностранной юрисдикции.
В отношении сделок, совершаемых внутри ОАЭ, компании могут быть освобождены от требований правил ТЦО в случае, если такие компании образуют т.н. налоговую группу (т.е. если компании подадут заявление на создание налоговой группы и будут рассматриваться как единый плательщик в ОАЭ). Такая опция доступна компаниям с материнской компанией в ОАЭ, которая прямо или косвенно владеет не менее 95% долей в каждой из компаний такой налоговой группы.
Применяемые методы ТЦО
Законом (п. 3 ст. 34) предусмотрены 5 стандартных методов ТЦО для определения рыночного уровня цен в сделках (также допустима комбинация указных методов):
- Метод сопоставимых рыночных цен
- Метод цены последующей реализации
- Затратный метод
- Метод сопоставимой рентабельности
- Метод распределения прибыли.
Применяется метод или их комбинация, позволяющие получить самые надежные результаты рыночного уровня цен («the most reliable transfer pricing method») с учетом условий и характеристик рассматриваемой сделки, экономических обстоятельств, ее совершения, функций, рисков, активов и бизнес стратегий сторон сделки.
В то же время у налогоплательщиков остается возможность применения иного метода ТЦО, если ни один из вышеперечисленных не может быть обоснованно применен для целей ТЦО.
Использование общедоступной информации
В случае проведения корректировки налоговой базы при отклонения фактических результатов совершения сделки от рыночного уровня налоговые органы должны использовать информацию, которая доступна или может быть доступна для налогоплательщиков.
Возможность симметричных корректировок
В случае проведения корректировки налоговой базы при отклонения фактических результатов совершения сделки от рыночного уровня налоговые органы должны сделать симметричную корректировку налоговой базы другой стороны сделки.
Налоговый период
Налоговым периодом является календарный год (с 1 января по 31 декабря). Если финансовый год компании отличается от календарного, то налоговым периодом является финансовый год.
В части применения правил ТЦО и исчисление налога на прибыль компании, у которых финансовый год начинается, например, 1 июля 2023 г., подпадают под требования Закона с 1 июля 2023; компании, у которых финансовый год начинается 1 января 2023 г. подпадают под требования Закона с 1 января 2024 г.
Документация по трансфертному ценообразованию
Документация по трансфертному ценообразованию в ОАЭ предоставляется только по запросу налогового органа 1) или вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль 2) или отдельно.
- Предоставление вместе с налоговой декларацией: по запросу налогового органа плательщики обязаны вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль подать информацию по сделкам со связанными сторонами и лицами в форме, установленной налоговым органом. Налоговая декларация и информация с ней представляются не позднее 9 (девяти) месяцев со дня окончания соответствующего налогового периода.
- Предоставление отдельно: если контролируемые сделки плательщика за налоговый период соответствуют определенным условиям [Б1 — данные условия еще не определены], плательщик должен составить глобальную документацию (Мастер-файл) и национальную документацию (Локал-файл) по форме, установленной налоговым органом. В таком случае по общему правилу, Мастер-файл, Локал-файл, а также иная информация, подтверждающая рыночный уровень контролируемых сделок, предоставляются в течение 30 (тридцати) дней со дня запроса налоговых органов.
Компании c выручкой ниже определенного порога [Б1 — данный порог еще не определен] по итогам финансового года могут претендовать на освобождение от налога на прибыль («Small business relief») (ст. 21 Закона) и в таком случае, к ним не будут применяться требования по подготовке документации по ТЦО.
В качестве заключения
Стоит отметить, что в настоящее время Закон не раскрывает детали в отношении отдельных вопросов, среди которых:
- Структура содержания документации по ТЦО, Мастер-файла и Локал-файла,
- Финансовый порог признания сделок, совершенных со связанными сторонами и лицами, контролируемыми,
- Требования к стратегии экономического анализа для целей расчета рыночного диапазона цен/показателей рентабельности,
- Требования к регулярности обновления документации по ТЦО и др.
До появления разъяснений, уточнения положений Закона или иных нормативных документов ОАЭ в части правил ТЦО, представляется целесообразным полагаться на нормы Рекомендаций ОЭСР по ТЦО, поскольку ОАЭ является членом Инклюзивной группы по имплементации плана БЕПС ОЭСР[1] и, по всей вероятности, будет в дальнейшем совершенствовать свои локальные правила ТЦО в соответствии с Рекомендациями ОЭСР.
Как Б1 может помочь
В свете новых правил по ТЦО в ОАЭ сотрудники Б1 готовы оказать оперативное содействие в:
- анализе текущих сделок с участием компаний в ОАЭ, диагностике и оценке ТЦО рисков;
- разработке политик и моделей трансфертного ценообразования с участием компаний из ОАЭ и их имплементации;
- подготовке шаблонов документаций по трансфертному ценообразованию, матер-файлов и локал-файлов;
- проведении исследований рыночного уровня цен / рентабельности в отношении сделок с резидентами ОАЭ;
- консультировании и планировании в области ТЦО при заключении новых сделок с участием компаний из ОАЭ.
Авторы:
- Руслан Раджабов, партнер Б1, группа услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
- Василий Анищенко, ассоциированный партнер Б1, группа услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
- Екатерина Сырникова, старший менеджер Б1, группа по оказанию услуг в области международного налогообложения
- Ольга Лапицкая, старший консультант Б1, группа по оказанию услуг в области международного налогообложения
Показать ссылки
-
[1] Плана действий по вопросам противодействия размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеСостояние правоприменительной практики по квалификации движимого и недвижимого имущества: дайджест от 2 октября 2024
В последние годы доначисление налога на имущество организаций в результате переквалификации движимого имущества в недвижимое стало одним из трендов налоговых споров. Правоприменительная практика по данному вопросу является противоречивой и продолжается формироваться до настоящего времени, поэтому считаем важным отслеживать актуальное состояние практики.
02.10.2024
Утверждение нового формата уведомления о контролируемых сделках
20 августа 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов (далее – «Портал») был опубликован проект Приказа ФНС России (далее – «Проект») о внесении изменений в приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках…».
24.09.2024
ФНС планирует исключить все страны ЕС из перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами
3 сентября 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС, который устанавливает новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами. В случае вступления в силу, новый Перечень будет включать 45 государств и 10 территорий.
17.09.2024
Новое обязательство для международных групп компаний: утверждение форматов представления сведений из финансовой отчетности
24 июля на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС «Об утверждении форматов представления сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний (МГК), финансовой отчетности участников МГК в электронной форме».
10.09.2024
Правомерность учета расходов на создание объектов незавершенного строительства при их ликвидации. Обзор дела ПАО «НК Лукойл»
Суды трёх инстанций встали на сторону налогового органа, признав неправомерным учет в расходах затрат на незавершенное строительство при ликвидации таких объектов. 28 августа 2024 г. Судебная коллегия ВC РФ передала дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
02.09.2024
Индивидуальное разрешение на вывоз товаров в свете введённых Россией ответных мер, ограничивающих экспорт
В настоящее время многие участники ВЭД сталкиваются с необходимостью вывоза товаров за пределы ЕАЭС по различным причинам: ремонт оборудования, реализация иностранным контрагентам и другие. При этом на протяжении более двух лет Постановлением Правительства № 311 установлен запрет на вывоз большой номенклатуры товаров до 31 декабря 2025 года.
30.08.2024
Приближение срока подачи Уведомлений об участии в МГК за 2023
Cрок подачи Уведомлений об участии в международной группе компаний за 2023 год истекает 31 августа 2024 для МГК, финансовый год которых совпадает с календарным.
29.08.2024
Отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки доказано юристами Б1 в судебных спорах с ЦАТ
Верховный Суд РФ отказал в передаче кассационных жалоб ЦАТ для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ (Определение от 02.10.2023 по делу № А40-185094/2022, Определение от 23.01.2024 по делу № А40-204576/2022). Предлагаем ознакомиться с обстоятельствами судебных дел, стратегией обжалования и выводами судов.
08.08.2024
Верховный Суд признал правомерным доначисление штрафов и пеней в период действия моратория
2 августа 2024 года Верховный Суд Определением № 305-ЭС24-4388 по делу № А41-96819/22 ООО «Престиж» подтвердил право налоговых органов по доначислению штрафов и пеней по налогам в период действия моратория.
07.08.2024
Изменения в правилах происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран
В этой статье приводим обзор наиболее значимых изменений в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
25.07.2024