
«Успеть в последний вагон»: директиве ЕС по Pillar II BEPS 2.0 быть, итоги года по Pillar I
14.12.2022 г.
Что произошло?
12 декабря ЕС объявил о согласии стран-участниц принять проект общеевропейской директивы по Pillar II плана BEPS 2.0 единогласно (хотя незадолго до этого данная тема была исключена из повестки последнего заседания ECOFIN 6 декабря). Застопорившийся с декабря 2021 года процесс согласования директивы внезапно разрешился, и Pillar II начнет действовать полностью с 1 января 2024 г.
Детали
12 декабря 2022 г. Совет ЕС объявил о достижении консенсуса по принятию директивы, внедряющей стандарт Pillar II BEPS 2.0 в европейское регулирование. Эта новость стала, по меньшей мере, неожиданностью после известий об исключении директивы из обсуждения на заседании профильного совета министров — ECOFIN, а также долгого затишья во всем процессе согласования, возникшего из-за отказа сначала Польши, а затем — Венгрии проголосовать «за», и переноса сроков начала действия новых правил с 2023 на 2024 год.
Эта ситуация также спровоцировала инициативу ряда стран (Франции, Германии, Нидерландов, Италии, Испании) разработать свои законопроекты и принять стандарты Pillar II в индивидуальном порядке, не дожидаясь развития событий на общеевропейской платформе. Нидерланды в октябре 2022 года опубликовали законопроект на 337 страниц, основанный на проекте директивы ЕС и опубликованных Правилах GloBE.
Примечательно, что консенсус был достигнут в рамках достаточно неформальной процедуры — на уровне послов стран-участниц, уведомивших Совет ЕС о единогласном принятии проекта, что в целом не свойственно для решения налоговых вопросов на уровне ЕС. Так или иначе, теперь итоговый текст директивы должен быть принят в рамках формальной процедуры Совета ЕС. Все государства ЕС должны будут имплементировать директиву в свое национальное законодательство к концу 2023 года, и ожидается, что группы компаний с выручкой более 750 млн евро начнут уплачивать как минимум 15% ставку налога.
Что происходит за пределами Европы — Pillar II
- В части Pillar II в США новый альтернативный минимальный налог по ставке 15% для компаний с выручкой более 1 млрд. долларов США на основе AFSI — adjusted financial statement income не совместим с системой налогообложения, предложенной в рамках Pillar II, и никак с ней не гармонизирован. С учетом нынешней расстановки политических сил в целом не стоит ожидать, что «совместимый» Pillar II будет принят в США в обозримом будущем. Возможно, появятся некие поправки, позволяющие учитывать американский альтернативный минимальный налог при расчете уровня налогообложения в ЕС, но в настоящее время какая-либо информация о таких обсуждениях отсутствует
- Швейцария, Великобритания, Австралия, Малайзия, Маврикий, Южная Корея тем временем активно присоединяются к инициативе по внедрению Pillar II и уже опубликовали свои законопроекты
- Китай, наравне с другими странами G20, поддержал инициативу принятия Pillar II в 2021 году. Тем не менее, по открытым данным, к настоящему моменту каких-либо активных действий по развитию идеи на национальном уровне и принятию новых норм в законодательстве Китая, отражающих правила Pillar II, не предпринималось
- Правительство САР Гонконг, в свою очередь, заявило о переносе срока имплементации Pillar II как минимум до 2024 года (законодательная инициатива может быть принята в 2023 году), ориентируясь на прогресс на уровне внутреннего законодательства других юрисдикций
Полагаем, что прогресс принятия законодательства в рамках Pillar II в странах G20 в 2023 году также обусловит актуальность данного процесса для России, в частности, для бизнеса с присутствием в ЕС. В череде иных налоговых нововведений в России за развитием событий в этой плоскости по-прежнему важно следить.
Итоги года — Pillar I
- 11 июля 2022 года Секретариат ОЭСР выпустил пересмотренный график для внедрения положений Pillar I. Новая цель — начало действия положений Pillar I в 2024 году. При этом ни одна из стран-участниц пока не приняла и не заявляет о планах внедрять стандарты Pillar I в свое национальное законодательство. С учетом того, что в настоящее время процесс взаимодействия стран по данному вопросу заморожен, сроки могут сдвинуться и за пределы 2024 года. Напомним, что для принятия Pillar I необходимо зафиксировать окончательные правила налогообложения, а также сформулировать, подписать и ратифицировать международное соглашение
- В отличие от Pillar II, участие и поддержка США в отношении Pillar I является необходимым элементом для его появления и действия, так как на долю США приходится весьма значительная часть компаний с оборотом более 20 млрд евро, которые как раз входят в периметр действия всей концепции Pillar I. Для иных стран этот проект, хотя и может быть релевантен, но имеет гораздо менее существенное экономическое значение
Ратификация международного договора США по вопросам налогообложения потребует поддержки 2/3 сенаторов при голосовании. При этом республиканская партия США, с небольшим перевесом взявшая большинство голосов в Палате представителей на промежуточных выборах в ноябре этого года, ранее неоднократно выступала в оппозиции обеим частям глобальной налоговой реформы (Pillar I и Pillar II). Стоит отметить, что Pillar I изначально не рассматривался республиканскими силами как обязательная для исполнения инициатива, а воспринимался как некий факультативный порядок.
Так как реализовать Pillar I на уровне национального законодательства отдельных стран на данном этапе невозможно, а также учитывая внутреннюю политическую ситуацию в США, полагаем, что никакие из положений Pillar I не будут приняты как законы в ближайшей перспективе.
Авторы:
- Владимир Желтоногов, партнер Б1, отдел международного налогообложения
- Олег Львов, старший менеджер Б1, отдел международного налогообложения
- Наталия Аверина, менеджер Б1, отдел международного налогообложения
- Елизавета Гладченко, старший консультант Б1, отдел международного налогообложения
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все.jpg)
Проверки таможенной стоимости, начатые до выпуска товаров: «подводные камни» и последствия
Одно из основных направлений развития таможенного администрирования в РФ является — смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Однако проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатые до выпуска товаров в соответствии со ст. 325 ТК ЕАЭС, продолжают оставаться эффективным инструментом доначисления таможенных платежей таможенными органами.
15.09.2025
 (1).jpg)
Правительством РФ внесены важные изменения в части подтверждения происхождения товаров, к которым могут применяться повышенные таможенные пошлины
В этой статье эксперты Группы компаний Б1 приводят обзор наиболее важных изменений в постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.03.2022 № 100».
12.09.2025

Важные изменения в контексте применения льготной ставки корпоративного налога в ОАЭ резидентами свободных зон
Министерство Финансов ОАЭ опубликовало Решение №229, которое отменило раннее действовавшее Решение №265 от 2023 года о квалифицированных и исключённых видах деятельности в целях корпоративного налога ОАЭ. В дополнение к Решению № 229 принято и опубликовано Решение № 230. Новые решения применяются ретроспективно с 1 июня 2023 года.
08.09.2025

Утвержден рекомендуемый формат предоставления документации по трансфертному ценообразованию в электронной форме
5 сентября 2025 года был опубликован Приказ Федеральной налоговой службы России от 04.06.2025 № ЕД-7-13/505@, который устанавливает рекомендуемый формат представления в налоговые органы документации в порядке п. 8 ст. 105. 15 Налогового кодекса Российской Федерации в электронной форме.
08.09.2025

Разграничение рекламы и информации: Правительство установило новые критерии
В конце июля 2025 года вступило в силу Постановление № 1087 «Об утверждении критериев отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которое еще на стадии обсуждения вызвало особый интерес у бизнеса. Ключевое значение Постановления состоит в более конкретном разграничении рекламы и сведений, которые не являются рекламой и признаются информацией, размещаемой на отдельных информационных Интернет-ресурсах.
07.08.2025
.jpg)
Россия ратифицировала Соглашение об избежании двойного налогообложения с ОАЭ
7 июля 2025 года Федеральный закон о ратификации Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и ОАЭ был официально опубликован после подписания Президентом России Владимиром Путиным.
09.07.2025
.jpg)
Госдума приняла закон о ратификации Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и ОАЭ в третьем чтении
24 июня Государственная Дума РФ приняла закон о ратификации Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и ОАЭ («СОИДН») в третьем чтении. Дальнейшие шаги по ратификации СОИДН включают в себя одобрение Советом Федерации, подписание Президентом РФ и официальное опубликование.
25.06.2025

Налоговый мониторинг: изменения сервисов АИС Налог-3
2 июня 2025 года ФНС России опубликовала изменения в части существующих сервисов АИС «Налог-3», а также опубликовала ряд новых сервисов для целей налогового мониторинга, которые необходимо внедрить участникам налогового мониторинга до 02.06.2026.
10.06.2025
.jpg)
Новое Руководство ФНС ОАЭ по налогообложению Личных фондов (Family Foundations)
28 мая 2025 года Федеральная налоговая служба ОАЭ (FTA) опубликовала руководство по корпоративному налогообложению Личных фондов (Family Foundations). Документ предназначен для состоятельных лиц, семейных офисов, консультантов и специалистов по структурированию благосостояния.
06.06.2025

Обзор решения Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2025 по делу № А51-11076/2024
13 мая 2025 АС Приморского края принял решение по делу № А51-11076/2024 об удовлетворении требований ООО «НОРДИК ТИТАН» о признании незаконными решений Находкинской таможни о включении «дивидендов» в таможенную стоимость, а также уведомлений Смоленской таможни о не уплаченных суммах таможенных платежей.
05.06.2025