«Успеть в последний вагон»: директиве ЕС по Pillar II BEPS 2.0 быть, итоги года по Pillar I
14.12.2022 г.
Что произошло?
12 декабря ЕС объявил о согласии стран-участниц принять проект общеевропейской директивы по Pillar II плана BEPS 2.0 единогласно (хотя незадолго до этого данная тема была исключена из повестки последнего заседания ECOFIN 6 декабря). Застопорившийся с декабря 2021 года процесс согласования директивы внезапно разрешился, и Pillar II начнет действовать полностью с 1 января 2024 г.
Детали
12 декабря 2022 г. Совет ЕС объявил о достижении консенсуса по принятию директивы, внедряющей стандарт Pillar II BEPS 2.0 в европейское регулирование. Эта новость стала, по меньшей мере, неожиданностью после известий об исключении директивы из обсуждения на заседании профильного совета министров — ECOFIN, а также долгого затишья во всем процессе согласования, возникшего из-за отказа сначала Польши, а затем — Венгрии проголосовать «за», и переноса сроков начала действия новых правил с 2023 на 2024 год.
Эта ситуация также спровоцировала инициативу ряда стран (Франции, Германии, Нидерландов, Италии, Испании) разработать свои законопроекты и принять стандарты Pillar II в индивидуальном порядке, не дожидаясь развития событий на общеевропейской платформе. Нидерланды в октябре 2022 года опубликовали законопроект на 337 страниц, основанный на проекте директивы ЕС и опубликованных Правилах GloBE.
Примечательно, что консенсус был достигнут в рамках достаточно неформальной процедуры — на уровне послов стран-участниц, уведомивших Совет ЕС о единогласном принятии проекта, что в целом не свойственно для решения налоговых вопросов на уровне ЕС. Так или иначе, теперь итоговый текст директивы должен быть принят в рамках формальной процедуры Совета ЕС. Все государства ЕС должны будут имплементировать директиву в свое национальное законодательство к концу 2023 года, и ожидается, что группы компаний с выручкой более 750 млн евро начнут уплачивать как минимум 15% ставку налога.
Что происходит за пределами Европы — Pillar II
- В части Pillar II в США новый альтернативный минимальный налог по ставке 15% для компаний с выручкой более 1 млрд. долларов США на основе AFSI — adjusted financial statement income не совместим с системой налогообложения, предложенной в рамках Pillar II, и никак с ней не гармонизирован. С учетом нынешней расстановки политических сил в целом не стоит ожидать, что «совместимый» Pillar II будет принят в США в обозримом будущем. Возможно, появятся некие поправки, позволяющие учитывать американский альтернативный минимальный налог при расчете уровня налогообложения в ЕС, но в настоящее время какая-либо информация о таких обсуждениях отсутствует
- Швейцария, Великобритания, Австралия, Малайзия, Маврикий, Южная Корея тем временем активно присоединяются к инициативе по внедрению Pillar II и уже опубликовали свои законопроекты
- Китай, наравне с другими странами G20, поддержал инициативу принятия Pillar II в 2021 году. Тем не менее, по открытым данным, к настоящему моменту каких-либо активных действий по развитию идеи на национальном уровне и принятию новых норм в законодательстве Китая, отражающих правила Pillar II, не предпринималось
- Правительство САР Гонконг, в свою очередь, заявило о переносе срока имплементации Pillar II как минимум до 2024 года (законодательная инициатива может быть принята в 2023 году), ориентируясь на прогресс на уровне внутреннего законодательства других юрисдикций
Полагаем, что прогресс принятия законодательства в рамках Pillar II в странах G20 в 2023 году также обусловит актуальность данного процесса для России, в частности, для бизнеса с присутствием в ЕС. В череде иных налоговых нововведений в России за развитием событий в этой плоскости по-прежнему важно следить.
Итоги года — Pillar I
- 11 июля 2022 года Секретариат ОЭСР выпустил пересмотренный график для внедрения положений Pillar I. Новая цель — начало действия положений Pillar I в 2024 году. При этом ни одна из стран-участниц пока не приняла и не заявляет о планах внедрять стандарты Pillar I в свое национальное законодательство. С учетом того, что в настоящее время процесс взаимодействия стран по данному вопросу заморожен, сроки могут сдвинуться и за пределы 2024 года. Напомним, что для принятия Pillar I необходимо зафиксировать окончательные правила налогообложения, а также сформулировать, подписать и ратифицировать международное соглашение
- В отличие от Pillar II, участие и поддержка США в отношении Pillar I является необходимым элементом для его появления и действия, так как на долю США приходится весьма значительная часть компаний с оборотом более 20 млрд евро, которые как раз входят в периметр действия всей концепции Pillar I. Для иных стран этот проект, хотя и может быть релевантен, но имеет гораздо менее существенное экономическое значение
Ратификация международного договора США по вопросам налогообложения потребует поддержки 2/3 сенаторов при голосовании. При этом республиканская партия США, с небольшим перевесом взявшая большинство голосов в Палате представителей на промежуточных выборах в ноябре этого года, ранее неоднократно выступала в оппозиции обеим частям глобальной налоговой реформы (Pillar I и Pillar II). Стоит отметить, что Pillar I изначально не рассматривался республиканскими силами как обязательная для исполнения инициатива, а воспринимался как некий факультативный порядок.
Так как реализовать Pillar I на уровне национального законодательства отдельных стран на данном этапе невозможно, а также учитывая внутреннюю политическую ситуацию в США, полагаем, что никакие из положений Pillar I не будут приняты как законы в ближайшей перспективе.
Авторы:
- Владимир Желтоногов, партнер Б1, отдел международного налогообложения
- Олег Львов, старший менеджер Б1, отдел международного налогообложения
- Наталия Аверина, менеджер Б1, отдел международного налогообложения
- Елизавета Гладченко, старший консультант Б1, отдел международного налогообложения
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Планируемые изменения в налоговом законодательстве Узбекистана — 2026
В ноябре 2025 года Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан опубликовало проект бюджетного послания, предусматривающий ряд изменений налоговой политики начиная с 2026 года. Ожидается, что в декабре 2025 года в НК Республики Узбекистан будут внесены соответствующие поправки.
16.12.2025
Постановление КС РФ о доплате НДС в связи с отменой льготы на ПО (спор ВТБ – Ситроникс)
25 ноября вынесено Постановление КС РФ № 41-П по спору между ПАО «Банк ВТБ» – АО «Ситроникс Ай Ти», которое признало, что в законодательстве есть пробелы в отношении длящихся договоров с фиксированной ценой, не предусматривающих пересмотра в связи с изменением налогового законодательства об НДС. Постановление затрагивает не только хозяйственную операцию между ВТБ – Cитроникс, но применимо и к иным спорным ситуациям, возникающим в связи с изменением ставки НДС.
15.12.2025
Новые правила получения ИТ-аккредитации: углубление тренда на адресное предоставление налоговых ИТ-льгот
Правительство РФ приняло долгожданное Постановление №1949 от 28 ноября 2025 г., изменяющее критерии и регулирование ИТ-аккредитации. Новые правила вступят в силу уже с 1 января 2026 года.
02.12.2025
Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс прошел второе чтение в Госдуме
18 ноября Госдума приняла по втором чтении проект федерального закона № 1026190-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который включает в себя поправки, предложенные Правительством ко второму чтению Законопроекта в Госдуме. Третье чтение состоится 20 ноября, после чего он будет направлен в Совет Федерации, а затем Президенту РФ.
19.11.2025
Минфин России опубликовал проекты приказов, предусматривающих исключение Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) из перечней офшоров с 1 января 2026 года
12 ноября Минфин разместил проекты приказов об исключении ОАЭ из обоих перечней. С текстами проектов изменений в новые Перечень офшоров и Специальный перечень офшоров можно ознакомиться на официальном интернет-портале проектов нормативных правовых актов.
14.11.2025
Введение электронной системы выставления счетов-фактур в ОАЭ
Министерство Финансов ОАЭ выпустило два решения, посвященные системе электронного выставления НДС счетов. В установленные сроки компании обязаны назначить поставщика услуг, аккредитованного администрировать электронную систему выставления, получения и верификации электронных НДС счетов, и внедрить электронную систему взаимодействия по работе с ними.
13.11.2025
Изменения в налоговом законодательстве Республики Казахстан с 1 января 2026 года
В Республике Казахстан была проведена масштабная налоговая реформа, в результате которой был принят новый Налоговый кодекс, который будет применяться с 1 января 2026 г. В настоящее время в проработке остаются несколько законопроектов и подзаконных актов, дополняющих и поясняющих положения нового НК РК. Предлагаем краткий обзор изменений.
30.10.2025
Особенности ведения раздельного учета НДС в ОАЭ
В сентябре 2025 года Федеральная налоговая служба ОАЭ (FTA) выпустила обновленное руководство о раздельном учете НДС, заменяющее руководство от июня 2023 года. Документ содержит разъяснения о применении стандартного и специальных методов раздельного учета входящего НДС, а также вводит уточнения в порядок применения фиксированного процента возмещения.
10.10.2025
Новые правила обложения НДС реализации товаров иностранными поставщиками из стран, отличных от ЕАЭС, через электронные торговые площадки
2 октября 2025 года на regulation.gov был внесен проект поправок, предусматривающий введение в НК РФ нового порядка обложения НДС при реализации товаров иностранными поставщиками (кроме резидентов стран ЕАЭС), через электронные торговые площадки. Согласно Законопроекту, НДС вводится на иностранные товары электронной торговли, приобретаемые физическими лицами на маркетплейсах.
08.10.2025
Планируя бюджет-2026, Минфин предлагает изменения в налоговое законодательство
Минфин России внес в Правительство РФ пакет законопроектов, включая законопроект о внесении отдельных изменений в НК РФ. Предлагаем краткий обзор планируемых изменений. На момент написания настоящего алерта текст законопроекта еще не был опубликован. Наши комментарии основаны на информационном сообщении Минфина о планируемых изменениях от 24 сентября 2025 года и информации об изменениях, представленной в более ранних законопроектах.
03.10.2025