Налоги
Изменены условия получения налоговых льгот резидентами преференциальных налоговых режимов
17.02.2026 г.
11 февраля 2026 года принят Федеральный закон № 18-ФЗ, которым внесены комплексные изменения в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, направленные на унификацию и ужесточение порядка предоставления налоговых льгот резидентам преференциальных режимов. Закон вступает в силу с 1 апреля 2026 года и применяется к новым резидентам, получившим статус после этой даты.
Под изменения подпадают резиденты
- территорий опережающего развития (включая международные ТОР);
- свободного порта Владивосток;
- Арктической зоны РФ;
- особых экономических зон;
- свободной экономической зоны в Республике Крым и городе Севастополе.
Для указанных режимов вводится единый подход к оценке обоснованности налоговых преференций.
Новая ст. 56.1 НК РФ
Устанавливается механизм ограничения объема налоговых льгот размером фактически осуществленных капитальных вложений и расходов на НИОКР.
Закреплен принцип соразмерности: совокупный объем предоставленных налоговых льгот (по налогу на прибыль, налогу на имущество, земельному налогу, страховым взносам, а для отдельных режимов – по НДПИ) не может превышать объем фактических инвестиций в основные средства и научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
Для применения льгот в очередном году по состоянию на 31 декабря предшествующего года должно соблюдаться установленное соотношение между инвестициями и расчетной величиной налоговых преференций (не ниже 1, если субъектом РФ не установлено иное значение).
Требования к резидентам
Субъекты РФ вправе устанавливать конкретное значение такого соотношения, а также определять дополнительные условия его снижения; при этом Правительство РФ уполномочено устанавливать ограничения для случаев установления значения ниже единицы.
Для сохранения права на льготы резидент должен:
- Не быть привлеченным более двух раз в течение трех календарных лет к административной ответственности за непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- Выполнять обязательства, предусмотренные соглашением (договором, инвестиционной декларацией) об осуществлении деятельности.
Перечень контролируемых обязательств и допустимые пределы отклонений их фактических значений от плановых устанавливаются законом субъекта РФ, при этом в обязательном порядке учитываются показатели по объему капитальных вложений и созданию рабочих мест.
Дополнительно регионам предоставлено право вводить ежегодную индексацию объема капитальных вложений на индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал.
Особенности требований к вложениям
Закон устанавливает для отдельных преференциальных режимов особенности расчета показателя «ТВ» (требования к вложениям).
-
Арктическая зона РФ
Для резидентов Арктической зоны, не являющихся плательщиками НДПИ, применяется общий механизм. Вводится показатель «ТВмакс АркЗ», который рассчитывается как совокупная сумма налоговой экономии по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и земельному налогу (страховые взносы и НДПИ в расчет не включаются). Чтобы сохранить право на применение льгот в очередном году, по состоянию на 31 декабря предшествующего года объем фактически осуществленных капитальных вложений и (или) расходов на НИОКР должен соответствовать установленному соотношению к величине предоставленных преференций (как правило, не ниже 1, если субъект РФ не установил иное значение). При несоблюдении условия льготы в следующем налоговом периоде не применяются, но могут быть восстановлены после достижения необходимого уровня инвестиций.
Иной подход установлен для резидентов Арктической зоны, являющихся плательщиками НДПИ. Для таких резидентов показатель «ТВмакс» в части НДПИ не применяется. Однако при невыполнении требований статьи 56.1 НК РФ (более двух привлечений к ответственности за непредставление бухгалтерской отчетности в течение трех лет либо невыполнение обязательств по инвестиционному соглашению) резидент утрачивает право на налоговый вычет по НДПИ на следующий календарный год. После устранения нарушений право на вычет может быть восстановлено.
-
Международные территории опережающего развития
В отношении МТОР новый механизм реализован через расчет показателя «ТВмакс МТОР», его величина определяется нарастающим итогом со дня получения статуса и включает совокупную сумму налоговой экономии по налогу на прибыль организаций, страховым взносам, налогу на имущество организаций и земельному налогу.
-
Территории опережающего развития
Для резидентов ТОР показатель «ТВмакс ТОР» определяется нарастающим итогом со дня получения статуса и представляет собой совокупность величин налоговой экономии по налогу на прибыль организаций, НДПИ (при применении пониженного коэффициента КТД), страховым взносам, налогу на имущество организаций и земельному налогу.
-
Особые экономические зоны
Для резидентов ОЭЗ показатель «ТВмакс ОЭЗ» включает налоговую экономию по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и земельному налогу. Страховые взносы в расчет «ТВмакс ОЭЗ» не включаются (за исключением ОЭЗ в Калининградской области, где страховые взносы учитываются в рамках отдельного показателя «ТВмакс ОЭЗ Калининград»). Новый механизм оценки эффективности налоговых льгот не распространяется на резидентов ОЭЗ в Магаданской области.
Заключение
Для всех режимов устанавливается принцип «инвестиции в обмен на льготы» и механизм последующего контроля эффективности. При превышении суммы налоговой экономии над объемом подтвержденных инвестиций право на применение льгот утрачивается на следующий год и может быть восстановлено после достижения необходимого уровня вложений. Вместе с тем для новых резидентов предусмотрен трехлетний период с года получения статуса, в течение которого ограничения по соотношению инвестиций и льгот не применяются.
Команда Б1 обладает значительным опытом сопровождения проектов в рамках преференциальных налоговых режимов. Мы готовы оказать комплексную поддержку, в том числе:
- провести анализ применимости соответствующего режима к проекту;
- оценить налоговые последствия применения льгот;
- оценить выполнение обязательств резидента и подготовить рекомендации по снижению регуляторных и налоговых рисков;
- представлять интересы клиента во взаимодействии с управляющими компаниями, органами власти субъектов РФ и налоговыми органами;
- сопровождать проверки и оказывать поддержку в случае споров, связанных с применением льгот и подтверждением статуса резидента.
АВТОРЫ
Александр Чижов
Партнер Б1
Группа корпоративного налогообложения, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса. Руководитель налоговой практики в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани и на Дальнем Востоке
Связаться
Александр Завидов
Старший менеджер Б1
Группа корпоративного налогообложения, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Борис Бурый
Консультант Б1
Группа корпоративного налогообложения, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Посмотреть все
Обзор основных параметров налоговых льгот и мер поддержки в рамках преференциальных налоговых режимов
1 октября Минфин опубликовал Информацию о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых льгот на 2023–2025 годы и Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2027 год и на плановый период 2028 и 2029 годов. Приводим ключевые показатели, характеризующие структуру налоговых расходов, динамику использования преференциальных режимов и подходы государства к оценке их эффективности.
05.10.2026
Поправки о налоговой льготе на НИОКР: эволюция или революция?
В рамках масштабного совершенствования механизмов государственной поддержки НИОКР 29 сентября был опубликован проект поправок в статью 262 НК РФ, который планируется применять к НИОКР, начатым после 1 января 2027 года. В публикации рассматриваем ключевые изменения и их значение.
02.10.2026
Налоговые поправки на 2027 год: что предлагает внесенный в Госдуму законопроект
Ранее мы рассказывали о налоговых инициативах, представленных Минфином России в составе бюджетного пакета на 2027–2029 годы. Теперь в Госдуму внесены законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и законопроект «О налоге на сверхдоходы», и опубликованы их тексты. В этом выпуске рассматриваем предложенные поправки, сопоставляем их с первоначальными заявлениями Минфина и отмечаем основные вопросы, которые будут иметь значение для бизнеса в случае принятия законопроекта.
01.10.2026
От дивидендов до маркетплейсов: что Минфин предлагает изменить в налогах с 2027 года
24 сентября 2026 года Минфин сообщил о внесении в Правительство РФ бюджетного пакета, включающего проект федерального бюджета на 2027 год и плановый период 2028–2029 годов, а также законопроект о внесении изменений в НК РФ. Предлагаемые изменения затрагивают, в частности, налогообложение доходов физических лиц, ПИФов, дивидендов в пользу нерезидентов, электронную трансграничную торговлю, а также налогообложение отдельных компаний горно-металлургического сектора.
24.09.2026
Требования к регистрации и дерегистрации юридических лиц для целей локального минимального дополнительного налога (DMTT)
В июле 2026 года Федеральная налоговая служба ОАЭ (FTA) опубликовала Решение № 12, устанавливающее процедуры регистрации и дерегистрации юридических лиц для целей локального минимального дополнительного налога международных групп компаний (МГК). Решение подлежит применению к финансовым годам, начинающимся с 1 января 2025 года.
21.08.2026
ОАЭ ратифицировали многостороннее соглашение об обмене информацией по криптоактивам
В подтверждение своего курса на повышение прозрачности и развитие сотрудничества в сфере международного налогообложения ОАЭ сделали очередной важный шаг на пути к глобальному регулированию цифровых активов. Страна официально ратифицировала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией в соответствии с системой отчетности по криптоактивам после его подписания в июле 2025 г.
17.08.2026
Трансфертное ценообразование в ОАЭ: FTA разъяснила порядок отражения понижающих корректировок по контролируемым сделкам в декларации по корпоративному налогу
Федеральная налоговая служба ОАЭ выпустила Публичное разъяснение CTP011, посвященное понижающим корректировкам по ТЦО, которые налогоплательщик самостоятельно отражает в декларации по корпоративному налогу. CTP011 подтверждает, что налогоплательщик вправе уменьшить налогооблагаемую базу по корпоративному налогу для приведения результата контролируемой сделки в соответствие с принципом «вытянутой руки» без предварительного согласования с FTA.
04.08.2026
Обзор частных разъяснений по корпоративному налогу ОАЭ
Федеральное налоговое управление ОАЭ (FTA) опубликовало обзор частных разъяснений по корпоративному налогу ОАЭ, выпущенных до мая 2026 года. Частные разъяснения могут применяться исключительно лицами, которые их получили. Налогоплательщики напрямую не могут руководствоваться ответами, которые приведены в обзоре, тем не менее, данный документ крайне полезен с практической точки зрения, так как иллюстрирует позицию FTA по рассмотренным вопросам применения корпоративного налога.
03.08.2026
Дополнительные процедуры для применения нулевой ставки корпоративного налога ОАЭ резидентами свободных зон, осуществляющими деятельность по дистрибуции товаров или материалов
Федеральное налоговое управление ОАЭ (FTA) опубликовало Решение № 6 (2026) о введении нового требования для квалифицированных лиц свободных зон, занимающихся дистрибуцией товаров или материалов в обозначенной зоне или из нее квалифицированной. Указанным Решением FTA обязало налогоплательщиков, претендующих на применение нулевой ставки корпоративного налога, ежегодно подготавливать и представлять в налоговый орган официальное подтверждение выполнения установленных условий.
31.07.2026
Новое Руководство FTA по налогообложению семейных фондов в ОАЭ
В начале июня 2026 года Федеральная налоговая служба ОАЭ (FTA) выпустила новое Руководство по корпоративному налогу для семейных фондов, которое заменило собой предыдущую версию этого документа, опубликованную в мае 2025 года. Руководство носит исключительно разъяснительный и информационный характер и само по себе не является нормативным правовым актом, обязательным к применению налогоплательщиками.
20.07.2026