Развитие судебной практики по таможенным спорам: «агентский» НДС с роялти
21.12.2022 г.
8 ноября 2022 года Арбитражным судом города Москвы удовлетворены требования импортера по делу № А40−154 659/22−93−1198 о признании незаконным решения таможенного органа о включении сумм НДС с роялти в таможенную стоимость ввозимых товаров.
Обстоятельства дела
- Российский импортер («Импортер») ввозил на территорию РФ косметические средства.
- Импортер также являлся стороной лицензионных договоров на товарные знаки. Роялти рассчитывались как Х % от продаж ввозимых товаров на территории РФ.
- Импортер включал лицензионные платежи в таможенную стоимость ввозимых товаров, однако на основании расчетных (прогнозных) значений, применяя отложенное определение таможенной стоимости (поскольку на момент ввоза точная сумма роялти была неизвестна).
Частый вопрос участников ВЭД: «Как включать роялти в таможенную стоимость, если на момент ввоза точная сумма роялти неизвестна (например, рассчитывается как процент от продаж ввозимых товаров или от выручки компании)?»
Решение: «Применять механизм отложенного определения таможенной стоимости, предусмотренный Решением Коллегии ЕЭК от 19 июня 2018 № 103».
- Механизм отложенного определения таможенной стоимости также предполагает корректировку ДТ, в таможенную стоимость которой были включены прогнозные суммы роялти, после получения информации о точной сумме. Такая корректировка необходима либо для доплаты таможенных платежей, либо для их возврата, в зависимости от суммы фактически уплаченных роялти.
- Таким образом, в соответствии с законодательством после определения точной суммы роялти Импортер подал в таможенный орган Обращение о внесении изменений в ДТ в целях возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
- Таможенный орган скорректировал ДТ, однако вернул меньшую сумму таможенных платежей, поскольку помимо точной суммы роялти, таможня посчитала необходимым включить в таможенную стоимость и «агентский» НДС, уплаченный Импортером с роялти в качестве налогового агента.
Вместе с тем судом решение таможни признано незаконным и отменено в части довключения сумм «агентского» НДС в таможенную стоимость ввезенных товаров. Подробнее с позицией суда по делу № А40−154 659/22−93−1198 вы можете ознакомится ниже.
Данное дело продолжает формировать позитивный тренд в практике споров о необходимости включения сумм НДС с роялти как части таких роялти в таможенную стоимость ввозимых товаров.
В целом позиция суда сводится к доводам, ранее принятым судом апелляционной инстанции по делу этого же импортера касательно вопроса включения роялти и НДС с роялти в таможенную стоимость ввозимых товаров (дело № А40−286 907/2021, следующее заседание суда кассации назначено на 10.01.2023), а также судами по делам №№ А56−114 310/2021, А40−3225/2022, А40−4727/2022, А35−1670/2022, А40−33 892/2022, А14−2192/2022, А40−79 711/2022).
Вместе с тем наибольший интерес представляет следующий довод суда «в таможенную стоимость не включаются роялти в отношении товаров, произведенных в России, поскольку они не могут рассматриваться как ввозимые товары и в отношении таких товаров таможенное администрирование не осуществляется в принципе».
Таким образом впервые судом прямо высказывается позиция о том, что роялти, уплачиваемые за право использования ОИС в связи с производством готового продукта на территории России, не должны включаться в таможенную стоимость сырья и материалов, ввозимых для такого производства.
При этом суды, рассматривающие споры о правомерности включения роялти за право использования ОИС с связи с производством в России в таможенную стоимость сырья и материалов, такой же позиции не придерживаются и продолжают формировать негативную для импортеров практику. Подробный разбор подхода судов по данному вопросу смотрите в нашем предыдущем обзоре.
Позиция суда
НДС с роялти не подлежит включению в таможенную стоимость ввозимых товаров ввиду следующего:
- НДС с точки зрения налогового законодательства не влияет на понятие «цена услуги» (передача прав на использование лицензии с точки зрения налогового законодательства понимается как услуга).
Таким образом, НДС, уплачиваемый в бюджет России, не влияет на таможенные правоотношения по вопросу определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
- НДС представляет форму изъятия в бюджет, что не является экономической выгодой лицензиара.
НДС является косвенным налогом (в отличие от налога на прибыль), то есть налогом на потребление и фактически взимается с покупателя товаров (работ или услуг) дополнительно к стоимости реализуемых ему товаров (работ, услуг) и перечисляется продавцом в бюджет, то есть НДС добавляется к стоимости и не формирует часть цены товара, которая может считаться экономическим доходом/выручкой лицензиара.
- Согласно пп. 7 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС роялти включаются в таможенную стоимость, когда являются платежом, который косвенно или прямо должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров. Однако НДС, уплачиваемый в бюджет РФ, не является платежом (его частью) за допущение ввоза товаров из страны экспорта.
- В то же время, согласно пп 3 п. 2 ст. 40 ТК ЕАЭС пошлины, налоги и сборы, взимаемые в связи с ввозом и продажей товаров на территории ЕАЭС (т.е. внутренние налоги РФ в данном случае), не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров.
Таким образом, действующее таможенное законодательство не устанавливает, что взимаемые в стране ввоза (в данном случае — в РФ) налоги с лицензионного платежа должны увеличивать или уменьшать таможенную стоимость ввезенных товаров. В таможенной стоимости учитывается собственно сумма лицензионного платежа, определяемая в соответствии с условиями лицензионного договора.
- Импортер (лицензиат) увеличивает сумму роялти на НДС исключительно для целей расчета налоговой базы по НДС согласно п. 1 ст. 161 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации происходит не изменение (увеличение) размера роялти по лицензионному договору, а искусственное/расчетное увеличение вознаграждение исключительно для целей определения налоговой базы по НДС и только в целях уплаты НДС.
- Включение в таможенную стоимость ввозимых товаров суммы НДС приводит к взиманию налога с налога: (i) «агентский» НДС взимается с суммы лицензионного платежа и впоследствии (ii) импортный НДС взимается с таможенной стоимости ввозимых товаров, включающей такой «агентский» НДС с лицензионного платежа.
Кроме того, ситуация, когда НДС с роялти формирует часть роялти (с точки зрения гражданского законодательства) приводила бы и к уплате налога на прибыль с НДС (то есть к еще одному случаю уплаты налога с налога).
Чем мы можем помочь?
- Оценка необходимости и рисков включения лицензионных и иных внутригрупповых платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров.
- Выработка рекомендаций в части изменения положений лицензионных и иных внутригрупповых договоров в целях минимизации негативных правовых последствий.
- Подготовка правовой позиции касательно отсутствия необходимости включения лицензионных и иных внутригрупповых платежей в таможенную стоимость товаров.
- Разработка методологии включения лицензионных и иных внутригрупповых платежей в структуру таможенной стоимости (включая проработку применения механизма отложенного определения таможенной стоимости).
- Оказание поддержки при включении лицензионных платежей в таможенную стоимость (включая подготовку КДТ).
- Полное или частичное сопровождение Компании в рамках таможенных проверок по вопросу включения лицензионных платежей в таможенную стоимость.
- Представление интересов Компании на досудебной и судебной стадиях обжалования решений таможенных органов.
Авторы:
- Александра Горохова, старший менеджер Б1, группа услуг по таможенному регулированию и международной торговле
- Владислава Грицкова, младший менеджер Б1, группа услуг по таможенному регулированию и международной торговле
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Применение механизма упрощенного ограничения льгот (SLOB) в российской судебной практике
В середине декабря 2025 года было опубликовано первое судебное решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга по делу, в котором рассматривался вопрос применения механизма упрощенного ограничения льгот. Подробнее о том, почему суд поддержал налоговые органы, в обзоре.
19.12.2025
Новый вид отчетности по МГК – вы готовы? Срок подачи уже за углом
Напоминаем, что до 31 декабря 2025 российские международные группы компаний (МГК), занимающиеся торговлей сырьевыми товарами, должны представить в ФНС России новый вид отчетности по МГК – сведения из консолидированной финансовой отчетности МГК, финансовой отчетности участников МГК за 2024 год.
18.12.2025
Планируемые изменения в налоговом законодательстве Узбекистана — 2026
В ноябре 2025 года Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан опубликовало проект бюджетного послания, предусматривающий ряд изменений налоговой политики начиная с 2026 года. Ожидается, что в декабре 2025 года в НК Республики Узбекистан будут внесены соответствующие поправки.
16.12.2025
Постановление КС РФ о доплате НДС в связи с отменой льготы на ПО (спор ВТБ – Ситроникс)
25 ноября вынесено Постановление КС РФ № 41-П по спору между ПАО «Банк ВТБ» – АО «Ситроникс Ай Ти», которое признало, что в законодательстве есть пробелы в отношении длящихся договоров с фиксированной ценой, не предусматривающих пересмотра в связи с изменением налогового законодательства об НДС. Постановление затрагивает не только хозяйственную операцию между ВТБ – Cитроникс, но применимо и к иным спорным ситуациям, возникающим в связи с изменением ставки НДС.
15.12.2025
Новые правила получения ИТ-аккредитации: углубление тренда на адресное предоставление налоговых ИТ-льгот
Правительство РФ приняло долгожданное Постановление №1949 от 28 ноября 2025 г., изменяющее критерии и регулирование ИТ-аккредитации. Новые правила вступят в силу уже с 1 января 2026 года.
02.12.2025
Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс прошел второе чтение в Госдуме
18 ноября Госдума приняла по втором чтении проект федерального закона № 1026190-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который включает в себя поправки, предложенные Правительством ко второму чтению Законопроекта в Госдуме. Третье чтение состоится 20 ноября, после чего он будет направлен в Совет Федерации, а затем Президенту РФ.
19.11.2025
Минфин России опубликовал проекты приказов, предусматривающих исключение Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) из перечней офшоров с 1 января 2026 года
12 ноября Минфин разместил проекты приказов об исключении ОАЭ из обоих перечней. С текстами проектов изменений в новые Перечень офшоров и Специальный перечень офшоров можно ознакомиться на официальном интернет-портале проектов нормативных правовых актов.
14.11.2025
Введение электронной системы выставления счетов-фактур в ОАЭ
Министерство Финансов ОАЭ выпустило два решения, посвященные системе электронного выставления НДС счетов. В установленные сроки компании обязаны назначить поставщика услуг, аккредитованного администрировать электронную систему выставления, получения и верификации электронных НДС счетов, и внедрить электронную систему взаимодействия по работе с ними.
13.11.2025
Изменения в налоговом законодательстве Республики Казахстан с 1 января 2026 года
В Республике Казахстан была проведена масштабная налоговая реформа, в результате которой был принят новый Налоговый кодекс, который будет применяться с 1 января 2026 г. В настоящее время в проработке остаются несколько законопроектов и подзаконных актов, дополняющих и поясняющих положения нового НК РК. Предлагаем краткий обзор изменений.
30.10.2025
Особенности ведения раздельного учета НДС в ОАЭ
В сентябре 2025 года Федеральная налоговая служба ОАЭ (FTA) выпустила обновленное руководство о раздельном учете НДС, заменяющее руководство от июня 2023 года. Документ содержит разъяснения о применении стандартного и специальных методов раздельного учета входящего НДС, а также вводит уточнения в порядок применения фиксированного процента возмещения.
10.10.2025